На микрофинансовом рынке перемены. Крупнейший игрок — компания "Домашние деньги" — меняет стратегию и расширяет клиентуру. Компания, концентрировавшаяся на среднесрочных займах, ставших сейчас излишне рискованными, намерена освоить более перспективные краткосрочные онлайн-займы "до зарплаты". В планах — лидерские позиции на рынке. Однако его участники сомневаются, что эти амбиции реализуются.
Об учреждении микрофинансовой "дочки" — ООО "Домашние деньги online" — компания "Домашние деньги" сообщила вчера в ходе пресс-конференции. Разница — в специализации.
пояснил главный исполнительный директор "Домашних денег" Андрей Бахвалов."Классические "Домашние деньги" покрывают клиентов с невысоким уровнем достатка, выдавая им займы на сумму от 15 тыс. руб. на длительные сроки. Новая компания будет выдавать займы на 24 дня на сумму 8-15 тыс. руб.",—
В планах новой компании к 2018 году занять 20% рынка онлайн-кредитования. Как сообщил генеральный директор "Домашних денег online" Алексей Трифонов, запуск проекта намечен на октябрь 2016 года, на самоокупаемость планируется выйти за год. К 2020 году "Домашние деньги online" планируют иметь ежегодные выдачи на 9 млрд руб., клиентскую базу — более 1 млн клиентов, работающий портфель — более 2 млрд руб., чистую прибыль — более 500 млн руб. в год. Согласно анкетированию российских МФО агентством "Эксперт РА" по итогам первого полугодия 2016 года, общий объем средств, выданных всеми онлайн-МФО в I квартале 2016 года, составил 3,54 млрд руб. В лидерах — ГК "Смсфинанс" (объем выдачи --1,4 млрд руб.), "Е заем" (1,2 млрд руб.), MoneyMan ( 0,78 млрд руб.).
уточнил Алексей Трифонов."Потенциал рынка онлайн-займов до зарплаты в 15 раз превышает текущие показатели рынка",—
Участники рынка считают, что первоначальная стратегия и целевая аудитория исчерпаны, точки роста для выдачи длинных займов, на которых специализируются "Домашние деньги", отсутствуют.
отмечает аналитик рейтингового агентства RAEX Иван Уклеин."Давление на этот сегмент оказывает снижающийся спрос населения,—
— Ухудшение макроэкономической ситуации в стране не добавляет хороших заемщиков".
отмечает аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.—"Отчетность по международным стандартам "Домашних денег" за 2015 год показывает рост резервов по сравнению 2014 годом с 25% до 29% по отношению к портфелю,—
подытожил он.Это достаточно высокий показатель, особенно на фоне снижения процентных доходов за год на 27%. Он говорит о недостаточно эффективно работающей бизнес-модели". Поэтому вполне закономерно, что компания пробует новую бизнес-модель,
Кроме того, рост дефолтности и повышение требований ЦБ к резервированию с 2016 года потребовали ужесточения критериев одобрения заявок на займы или вливаний капитала в покрытие новых резервов, сказал он.
уточнил гендиректор "Быстроденег" Юрий Провкин."В онлайн-кредитовании до зарплаты меньше сумма, меньше срок, а значит, меньше и риски, плюс большая оборачиваемость",—
Смогут ли "Домашние деньги online" приблизится к намеченным показателям — вопрос. Компания планирует тратить на привлечение одного нового клиента 3,3 тыс. руб., что более чем вдвое превышает расценки на рынке онлайн-кредитования. В среднем по рынку онлайн-кредитования стоимость одного нового клиента составляет порядка 1,5 тыс. руб., говорит управляющий директор MoneyMan Александр Дунаев.
отмечает глава ГК "Смсфинанс" Александр Артемов."При столь высокой цене привлечения "Домашним деньгам online" сложно будет конкурировать",—
добавляет Александр Дунаев."Разве что они будут демпинговать",—
В новой компании не скрывают, что привлекать клиентов будут ставками ниже рыночных.
сообщил Алексей Трифонов. В настоящее время для новых клиентов у MoneyMan ставка новым клиентам — 1,8%, у ГК "Смсфинанс" — 2%, у "Турбозайма" — 2,2%."Мы планируем, что на этапе запуска новым клиентам будут предлагаться займы на сумму до 15 тыс. руб. по ставке 1,7% в день",—
Помогут ли активное продвижение и низкие ставки занять 20-процентную нишу на рынке — покажет время.
отметил Александр Дунаев."В мировой практике МФО нет примеров, когда МФО из сегмента офлайн успешно органически (не путем покупки) трансформировали бизнес в онлайн-кредитование",—