Саша Чакки
Профессионал
Почти две трети россиян сократят расходы на празднование Нового года. В семьях готовятся сэкономить на подарках и деликатесах и потратить на праздники в среднем 15-17 тыс. руб. Ритейлеры рассчитывают, что новогодние продажи этого сезона не уступят прошлогодним, но статистика показывает, что реальные новогодние расходы россиян могут оказаться еще меньше планируемых.
По данным опроса агентства маркетинговых исследований IRG, 63% россиян в этом году собираются сократить свой новогодний бюджет. Так, уменьшат свои траты на подарки 40% граждан (в прошлом году таковых было 30%), снизят расходы на новогодний стол 35% (30%), от деликатесов откажутся 20% (13%). Опрос IRG проводился в октябре-ноябре, в нем приняли участие 1,2 тыс. респондентов. Похожее исследование компании Deloitte показало, что 21% россиян будут стараться покупать новогодние подарки в более дешевых магазинах, тогда как в прошлом году таковых было лишь 8%.
На празднование Нового года средняя российская семья планирует потратить 16,9 тыс. руб., подсчитало IRG (в прошлом году агентство не замеряло ожидаемый бюджет). Из этой суммы основная часть — 6,56 тыс. руб.— придется на подарки. Только 7% опрошенных агентством граждан сообщили, что вовсе откажутся от покупки подарков в этом году, в 2014 году таких было 4%. Почти 5,3 тыс. руб. российские потребители намерены потратить на новогодние развлечения: детские елки, походы в рестораны и кино, поездки на базы отдыха и т. д. Траты на праздничный стол в среднем составят 5,07 тыс. руб.
Несмотря на такой настрой потребителей, ритейлеры не теряют оптимизма. Директор по маркетингу сети гипермаркетов "Карусель" (входит в X5 Retail Group) Дагмара Иванова говорит, что в среднем за последние два года продажи в сети в преддверии Нового года превышали среднегодовые показатели на 138%, или почти в 2,4 раза.
"В текущем году мы ожидаем таких же показателей",— признает госпожа Иванова. В сети магазинов "Дикси" в последние дни прошлого года товарооборот был выше среднедневных показателей декабря на 60%, сообщал ритейлер. "Потребление в предновогодние недели из года в год показывает растущую динамику",— отмечает директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина.
Ожидают роста продаж по сравнению с прошлыми новогодними праздниками даже fashion-ритейлеры, хотя, по прогнозу Fashion Consulting Group, рынок одежды в этом году может потерять до 20% своего оборота. Вице-президент Sela Эдуард Остроброд объясняет это тем, что в прошлом году многие россияне проводили новогодние праздники за границей и, соответственно, не тратили деньги на наряды внутри страны. "В этом году многие останутся на Новый год дома (по данным IRG, 28% откажутся от туристических поездок.— "Ъ"), пойдут в гости или в ресторан, поэтому людям захочется порадовать себя новым красивым платьем",— полагает господин Остроброд. Тем не менее он признает, что в 2014 году в преддверии праздников рост продаж был "небольшим", но конкретных цифр не называет. Операционный директор "Адамас" Дмитрий Баранов, в свою очередь, говорит, что роста продаж, как в прошлом году, в компании не закладывают, но все-таки рассчитывают на небольшой положительный прирост сопоставимых продаж. "В магазины поставлен дополнительный объем продукции, промомероприятия стартовали, штат магазинов расширен, "новобранцы" обучены",— добавляет он. По словам господина Баранова, увеличение оборота станет следствием антикризисных мер, которые ритейлер принял с начала года.
Впрочем, аналитики признают риск того, что россияне потратят на Новый год меньше, чем планируют сделать это еще сейчас. Так, Deloitte рассчитала, что средний новогодний бюджет россиян в 2015 году вырастет на 6% в сравнении с фактическими расходами в 2014 году и составит 15,1 тыс. руб., но аналитики Deloitte признают, что фактические расходы в новогодние праздники могут быть на 25-35% ниже запланированных — 9,8-11,3 тыс. руб.
Источник