Воть, мот бует интересно!
Скажи мне, как зовут твой сайт…
Выбор названия для интернет-ресурса всегда был и остается непростым делом. Особенно после того, как все короткие и легкозапоминающиеся имена оказались разобраны (причем преимущественно киберсквоттерами). Удачно подобранное название сайта может помочь посетителю «с хода» воспринять тематику ресурса, оценить его с точки зрения полезности или ненужности. А вот непонятная аббревиатура, наоборот, отталкивает пользователя на подсознательном уровне. Важность «хорошего» названия для сайта интернет-коммерции вообще такова, что на Западе уже даже появилась соответствующая специализация среди веб-разработчиков — нейминг.
Нейминг по своей сути очень близок таким вещам, как брэндинг и рыночное позиционирование. Специалисты по неймингу профессионально занимаются поиском и разработкой названий. Их задача — придумать короткое и ясное имя, причем оно должно соответствовать товару или услуге, а также вызывать положительные эмоции и мгновенно запоминаться. Понятно, что со всем этим возникает все больше и больше проблем. Однако у специалистов по неймингу есть свои профессиональные секреты и отработанные технологии. У профессионалов есть семь общепринятых критериев идеального имени: уникальность, краткость (оптимальная длина слова — до 8 букв), хорошая запоминаемость, увязанность с тематикой ресурса (прямо или при помощи ассоциаций), установление коммуникации, приятность восприятия, отсутствие негативных ассоциаций. Что же касается русскоязычных доменных имен, то такое имя должно просто писаться латиницей и не содержать звуков типа «ц», «ш», «щ» — как известно, их написание латинскими буквами сложно и противоречиво.
Чтобы добиться всего этого, специалисты по неймингу обычно используют технологию, состоящую из шести этапов. Вначале происходит собственно позиционирование ресурса среди аналогичных или просто подобных сайтов. Определяется его тематика, контент, целевая аудитория, отличия и преимущества перед конкурентами. На втором этапе начинается мозговой штурм — эта технология отработана многими поколениями рекламистов, так что применить ее к интернет-технологиям труда не составило. На третьем этапе обсуждаются результаты мозгового штурма и выбираются наиболее подходящие для конкретного заказчика варианты. После этого заказчик отбирает понравившиеся варианты, которые проходят пятый этап — тестирование в фокус-группах. То, что осталось, вновь поступает к заказчику, и он принимает уже окончательное решение. Все это занимает не меньше месяца. Что касается самого имени, то неймеры выделяют четыре группы имен: слова, используемые в повседневной речи, неологизмы, сложносокращенные слова и аббревиатуры. Первая группа, конечно, лучше всего, да вот беда: почти все «обыденные» слова уже заняты. Другой вариант — неологизмы: придуманные слова, которых раньше не существовало. Создают их разными вариантами, но стоит помнить, что неологизмы ничего не значат, и в их раскрутку придется вложить немалые деньги. И запомнить неологизмы, которые ни с чем не связаны и неважно звучат, довольно сложно. Ну, а сложносокращенные слова создаются сложением основ двух уже существующих слов. Типичные примеры — хорошо известные ThinkPad или Aquafresh. Аббревиатуры чаще используются в названиях уже давно существующих компаний (примеры: IBM, LG). Но если посетитель не знаком с их расшифровкой, владельцу придется вкладывать большие деньги в рекламу ресурса. Конечно, у специалистов по неймингу есть множество собственных профессиональных секретов.
Например, использование имен и названий из популярных фильмов — достаточно вспомнить, сколько после показа «Матрицы» появилось названий, содержащих слова «Нео», «Тринити» и «Морфеус». Другой прием — использование в названиях латинских и древнегреческих корней. Это вообще отдельная тема. Применяются также звукоподражание, «усеченные» слова, использование жаргонных слов, перенесение названий из одной группы в другую и т.д. Доменное имя также зачастую выбирают по названию организации, фамилии или псевдониму заказчика, по названию продукта, услуги или брэнда, по названию отрасли, общеупотребительному слову или профессиональному жаргонизму. У тестирования в фокус-группе — свои секреты. И главный из них — подбор ее участников. Тут учитывается в первую очередь целевая аудитория веб-ресурса: возраст, социальный статус, уровень образования и прочие параметры. Показав участникам фокус-группы подобранные названия, специалист просит их описать, какой сайт может скрываться за этим названием, его тематику, какие он вызывает ассоциации. При этом следует учитывать, что в фокус-группе, как правило, единого мнения не бывает — все решается простым голосованием.
Теперь, пожалуй, пора перейти к проблеме выбора доменной зоны. Выбор доменной зоны для того же интернет-магазина довольно непрост: можно выбирать среди нескольких «общемировых» — типа .com, .net, .org, .biz, .info. А можно — среди доменных зон бывшего СССР: .ru, .ua, .by, .kz, .lv и т.п. Для каждой доменной зоны существуют собственные правила, хотя они достаточно однотипны. Так, правила для зоны RU звучат так: «Полное доменное имя оканчивается символами «.ru»; предшествующая им часть доменного имени должна содержать от 2-х до 63-х символов; начинаться и заканчиваться буквой латинского алфавита или цифрой, промежуточными символами могут быть буквы, цифры или дефис; доменное имя не может содержать дефисы одновременно в 3-й и 4-й позициях». Ну и, разумеется, придумывая доменное имя, обязательно следует проверить, не занято ли оно уже кем- то. Для проверки занятости доменов существует специальный сервис WHOIS. Но есть и неплохая альтернатива — SU — доменная зона бывшего Советского Союза. И хотя стоимость его регистрации довольно высока, развивается он очень активно. Прежде всего потому, что большинство «хороших» имен в Рунете уже заняты. Как, впрочем, и в других «постсоветских» доменных зонах. Ну и последнее: если желаемое доменное имя уже занято, можно его немного «модифицировать», добавив в начало или конец имени одно из универсальных слов — online, my, site, the, all, best и т.д. Можно указать на какую-то местность, добавив ее общепринятую аббревиатуру. Такие приемы также используются очень часто. Напоследок, пожалуй, осталось одно — перечислить интернет-сайты, которые либо сами помогают в непростом деле нейминга, либо выводят на специалистов, которые профессионально занимаются подбором/созданием имен интернет-проектов. Вот самые известные: www.naming.ru, www.konkurs.ru, www.e-generator.ru, www.idea-lab.ru. А на ресурсе www.netwhois.ru можно выяснить, не занято ли желаемое имя.
Удачного поиска названий!
Антон Платов
© компьютерная газета
Скажи мне, как зовут твой сайт…
Выбор названия для интернет-ресурса всегда был и остается непростым делом. Особенно после того, как все короткие и легкозапоминающиеся имена оказались разобраны (причем преимущественно киберсквоттерами). Удачно подобранное название сайта может помочь посетителю «с хода» воспринять тематику ресурса, оценить его с точки зрения полезности или ненужности. А вот непонятная аббревиатура, наоборот, отталкивает пользователя на подсознательном уровне. Важность «хорошего» названия для сайта интернет-коммерции вообще такова, что на Западе уже даже появилась соответствующая специализация среди веб-разработчиков — нейминг.
Нейминг по своей сути очень близок таким вещам, как брэндинг и рыночное позиционирование. Специалисты по неймингу профессионально занимаются поиском и разработкой названий. Их задача — придумать короткое и ясное имя, причем оно должно соответствовать товару или услуге, а также вызывать положительные эмоции и мгновенно запоминаться. Понятно, что со всем этим возникает все больше и больше проблем. Однако у специалистов по неймингу есть свои профессиональные секреты и отработанные технологии. У профессионалов есть семь общепринятых критериев идеального имени: уникальность, краткость (оптимальная длина слова — до 8 букв), хорошая запоминаемость, увязанность с тематикой ресурса (прямо или при помощи ассоциаций), установление коммуникации, приятность восприятия, отсутствие негативных ассоциаций. Что же касается русскоязычных доменных имен, то такое имя должно просто писаться латиницей и не содержать звуков типа «ц», «ш», «щ» — как известно, их написание латинскими буквами сложно и противоречиво.
Чтобы добиться всего этого, специалисты по неймингу обычно используют технологию, состоящую из шести этапов. Вначале происходит собственно позиционирование ресурса среди аналогичных или просто подобных сайтов. Определяется его тематика, контент, целевая аудитория, отличия и преимущества перед конкурентами. На втором этапе начинается мозговой штурм — эта технология отработана многими поколениями рекламистов, так что применить ее к интернет-технологиям труда не составило. На третьем этапе обсуждаются результаты мозгового штурма и выбираются наиболее подходящие для конкретного заказчика варианты. После этого заказчик отбирает понравившиеся варианты, которые проходят пятый этап — тестирование в фокус-группах. То, что осталось, вновь поступает к заказчику, и он принимает уже окончательное решение. Все это занимает не меньше месяца. Что касается самого имени, то неймеры выделяют четыре группы имен: слова, используемые в повседневной речи, неологизмы, сложносокращенные слова и аббревиатуры. Первая группа, конечно, лучше всего, да вот беда: почти все «обыденные» слова уже заняты. Другой вариант — неологизмы: придуманные слова, которых раньше не существовало. Создают их разными вариантами, но стоит помнить, что неологизмы ничего не значат, и в их раскрутку придется вложить немалые деньги. И запомнить неологизмы, которые ни с чем не связаны и неважно звучат, довольно сложно. Ну, а сложносокращенные слова создаются сложением основ двух уже существующих слов. Типичные примеры — хорошо известные ThinkPad или Aquafresh. Аббревиатуры чаще используются в названиях уже давно существующих компаний (примеры: IBM, LG). Но если посетитель не знаком с их расшифровкой, владельцу придется вкладывать большие деньги в рекламу ресурса. Конечно, у специалистов по неймингу есть множество собственных профессиональных секретов.
Например, использование имен и названий из популярных фильмов — достаточно вспомнить, сколько после показа «Матрицы» появилось названий, содержащих слова «Нео», «Тринити» и «Морфеус». Другой прием — использование в названиях латинских и древнегреческих корней. Это вообще отдельная тема. Применяются также звукоподражание, «усеченные» слова, использование жаргонных слов, перенесение названий из одной группы в другую и т.д. Доменное имя также зачастую выбирают по названию организации, фамилии или псевдониму заказчика, по названию продукта, услуги или брэнда, по названию отрасли, общеупотребительному слову или профессиональному жаргонизму. У тестирования в фокус-группе — свои секреты. И главный из них — подбор ее участников. Тут учитывается в первую очередь целевая аудитория веб-ресурса: возраст, социальный статус, уровень образования и прочие параметры. Показав участникам фокус-группы подобранные названия, специалист просит их описать, какой сайт может скрываться за этим названием, его тематику, какие он вызывает ассоциации. При этом следует учитывать, что в фокус-группе, как правило, единого мнения не бывает — все решается простым голосованием.
Теперь, пожалуй, пора перейти к проблеме выбора доменной зоны. Выбор доменной зоны для того же интернет-магазина довольно непрост: можно выбирать среди нескольких «общемировых» — типа .com, .net, .org, .biz, .info. А можно — среди доменных зон бывшего СССР: .ru, .ua, .by, .kz, .lv и т.п. Для каждой доменной зоны существуют собственные правила, хотя они достаточно однотипны. Так, правила для зоны RU звучат так: «Полное доменное имя оканчивается символами «.ru»; предшествующая им часть доменного имени должна содержать от 2-х до 63-х символов; начинаться и заканчиваться буквой латинского алфавита или цифрой, промежуточными символами могут быть буквы, цифры или дефис; доменное имя не может содержать дефисы одновременно в 3-й и 4-й позициях». Ну и, разумеется, придумывая доменное имя, обязательно следует проверить, не занято ли оно уже кем- то. Для проверки занятости доменов существует специальный сервис WHOIS. Но есть и неплохая альтернатива — SU — доменная зона бывшего Советского Союза. И хотя стоимость его регистрации довольно высока, развивается он очень активно. Прежде всего потому, что большинство «хороших» имен в Рунете уже заняты. Как, впрочем, и в других «постсоветских» доменных зонах. Ну и последнее: если желаемое доменное имя уже занято, можно его немного «модифицировать», добавив в начало или конец имени одно из универсальных слов — online, my, site, the, all, best и т.д. Можно указать на какую-то местность, добавив ее общепринятую аббревиатуру. Такие приемы также используются очень часто. Напоследок, пожалуй, осталось одно — перечислить интернет-сайты, которые либо сами помогают в непростом деле нейминга, либо выводят на специалистов, которые профессионально занимаются подбором/созданием имен интернет-проектов. Вот самые известные: www.naming.ru, www.konkurs.ru, www.e-generator.ru, www.idea-lab.ru. А на ресурсе www.netwhois.ru можно выяснить, не занято ли желаемое имя.
Удачного поиска названий!
Антон Платов
© компьютерная газета