В Счетной палате было обнаружено финансовые нарушения в деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Счетная палата уже не первый раз проводит финансовую дисциплину в Пенсионном Фонде России. Проверяя, в основном проводили анализ, как фонд использовал средства, предназначенные для закупки товаров и услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий, точнее на создание собственной ИТ-системы.
Дубль 2
Нужно уточнить сумму ущерба, о которой идет речь. Приняв во внимание отчеты Счетной палаты, можно составить минимальные представления. Прежде всего в документе больше внимания обращается на то, какие деньги уже были потрачены Пенсионным фондом на создание своей новой информационной системы и какие результаты при этом были достигнуты.
Итак, в период 2013-2014 годов ПФР с этой целью использовал 14 миллиардов и 7 миллионов рублей. Средства были потрачены на закупку оборудования, его установки и оплату других услуг в данной сфере. Но польза от использования такого количества денег может оказаться нулевой.
Название ИТ-системы - АИС ПФР-2. Она внедряется ПФ России начиная с 2012 года. Завершение работ ожидается в сентябре следующего года. Примечательно, что в ПФР уже есть кое-что на подобии этого. Также АИС ПФР, но только без двойки. Эта система была создана еще в середине девяностых годов. Кстати, во время проекта также возникало много скандалов и даже дошло до уголовных дел.
Система предназначена для того, чтобы вести персонифицированный учет прав пенсионеров, взносов работодателей за каждого своего работника, а также рассчитывать и перечислять каждую пенсию, пособия и так далее. Кроме этого, функциональностью данной системы должен быть внутренний обмен информацией, электронный документооборот, а также сохранять в себе всю нормативную документацию, которая имеется в фонде.
Аудиторы опасаются, что система все равно не сможет заменить человеческий труд по разным учетам, пересчетам, расчетов пенсий, выдачи справок и подобном. Счетная палата сделала подсчеты, согласно которым внедрение АИС наоборот нуждается в расширении штата ПФР. По расчетам, чтобы обслуживать АИС, потребуется около 6000 человек. Среди них 600 специалистов должны работать в центральном аппарате ПФР, еще полторы тысячи - в отделениях в регионах по всей стране, а остальные работники - на уровне районных отделений фонда.
Значит, имеется риск, что АИС ПФР-2 всего навсего станет дополнением ручного труда, который и так присутствует в штате работников. Подобно тому, как произошло с предыдущей версией. "Это все может стать причиной того, что технологическое оборудование для АИС ПФР-2 формально будет введено в эксплуатацию, а специалисты фонда работать с ним не смогут", - переживает аудитор Счетной палаты Владимир Катренко.
По мелочи
В Счетной палате считают, что в новой ИТ-системы более чем достаточно изъянов. При формировании этой системы в ПФР не приняли во внимание рекомендации Министерства связи и массовых коммуникаций, касающиеся общих подходов при создании единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры. А системы АИС ПФР-2, которые уже имеются в фонде, не интегрируются.
В документе приведен пример, как 4 года назад ПФР принял в эксплуатацию информационную систему, предназначенную навести порядок в определении стоимости строительства и аренды зданий. Высокая стоимость и роскошь тех же дворцов стали причиной недовольства членов Объединенного народного фонда (ОНФ), на что они даже пожаловались президенту. Данная ИТ-система имеет название: «Комплексное решение по управлению капитальным строительством, материально-техническим обеспечением и недвижимым имуществом». Но ПФР и да сегодня не применяет ее на практике.
Напомним, что Пенсионный фонд России потратил на разработку системы почти 68 миллионов рублей. Аудитор Счетной палаты Владимир Катренко сообщил, что в программном обеспечении, которое уже принято в эксплуатацию, ошибка в системе. Дело в том, что оно не дает возможности получить информацию о стоимости, по которой ПФР принимает в аренду помещения офисов в различных регионах, и, тем более, о стоимости строительства. Между прочим, именно таких технических задач потребовали от разработчиков.
Это свидетельствует о том, что почти 68 миллионов рублей было потрачено зря. Также система не предусматривает возможности электронной подписи для документов, которые в нее вносятся, что делает "Комплексное решение ..." всего лишь приложением для справок к результатам "ручного труда" персонала фонда.
Финансовая расхлябанность
Традиционно похожа отчетность Счетной палаты, рассмотрена на заседании коллегии ведомства, приводит или к тому, что от проверяемых лиц требуют устранения выявленных нарушений, или к обращению в правоохранительные органы. На этот раз контрольный орган ограничился представлением в адрес председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антона Дроздова. Счетная палата выдвинула предложение фонда о проведении служебного расследования и рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности должностных лиц ПФР, которые допустили несоблюдение финансовой дисциплины во время выполнения государственных контрактов.
К нарушениям относятся оплата до получения актов выдачи-приема услуг связи на более чем 320 миллионов рублей, списание к поступлению в бухгалтерию Пенсионного фонда России документов, подтверждающих материальные ценности на сумму 1 миллиард 700 тысяч рублей, нарушения законодательства в ходе проведения конкурсов. Согласно результатам проведения конкурсных торгов, которые ПФР провел в течение двух лет, в Федеральную антимонопольную службу поступило более пятидесяти жалоб. Среди них около десяти были признаны ФАС как объяснены полностью или частично.
Счетная палата заявила, что Пенсионный фонд Российской Федерации так и не осмелился принять меры, для того, чтобы изменить организационно-правовую форму Информационного центра персонального учета (ИПЦУ). Организация уже на протяжении долгого времени зарегистрирована под статусом федерального учреждения и юридически не входит в систему ПФР. Но именно она делает персонифицированный учет прав граждан в системе государственного пенсионного страхования. То есть организация фактически выполняет то, что обязан делать фонд, хотя в соответствии с законом только ПФР обладает данной функцией. Аудиторы обращают внимание и на другие законы, которые нарушаются во время подобной практики, - Государственный и бюджетный кодексы, закон "О некоммерческих организациях" и даже закон под номером 83-Ф3, который был принят 8 марта 5 лет назад и внес изменения в целый ряда правовых актов, регулирует деятельность государственных и муниципальных учреждений.
Как ни странно, в Пенсионном фонде России считают, что ИПЦУ принадлежит этому ведомству, поскольку фонд является его заведением. ИПЦУ был основан в 1997 году в соответствии с распоряжением власти. В документе были определены содержания данного заведения, которое возлагается на бюджет ПФР. По состоянию на сегодняшний день готовится проект закона об определении правового статуса самого Пенсионного фонда. «Законопроект в статусе ПФР предусматривает, что фонд, территориальные органы и филиалы фонда, а также подведомственны фондовые учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления», - сообщается в официальном ответе ПФР.
Стоит отметить, что "представления" этого ведомства обладают довольно серьезной силой в соответствии с законом о Счетной палате. Претензия имеет возможность быть направленной не только по результатам контрольного мероприятия, но и во время него. Срок, данный на рассмотрение, может быть продлен не более чем один раз. И если по определенным причинам представления все же не будет выполнено, то контрольный орган, согласен с Государственной думой, имеет возможность принять решение, согласно которому финансовые операции, которые осуществлял ПФР, будут приостановлены. Так, во всяком случае, предусмотрено законом. Такого развития событий практически никто не желает.
Счетная палата уже не первый раз проводит финансовую дисциплину в Пенсионном Фонде России. Проверяя, в основном проводили анализ, как фонд использовал средства, предназначенные для закупки товаров и услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий, точнее на создание собственной ИТ-системы.
Дубль 2
Нужно уточнить сумму ущерба, о которой идет речь. Приняв во внимание отчеты Счетной палаты, можно составить минимальные представления. Прежде всего в документе больше внимания обращается на то, какие деньги уже были потрачены Пенсионным фондом на создание своей новой информационной системы и какие результаты при этом были достигнуты.
Итак, в период 2013-2014 годов ПФР с этой целью использовал 14 миллиардов и 7 миллионов рублей. Средства были потрачены на закупку оборудования, его установки и оплату других услуг в данной сфере. Но польза от использования такого количества денег может оказаться нулевой.
Название ИТ-системы - АИС ПФР-2. Она внедряется ПФ России начиная с 2012 года. Завершение работ ожидается в сентябре следующего года. Примечательно, что в ПФР уже есть кое-что на подобии этого. Также АИС ПФР, но только без двойки. Эта система была создана еще в середине девяностых годов. Кстати, во время проекта также возникало много скандалов и даже дошло до уголовных дел.
Система предназначена для того, чтобы вести персонифицированный учет прав пенсионеров, взносов работодателей за каждого своего работника, а также рассчитывать и перечислять каждую пенсию, пособия и так далее. Кроме этого, функциональностью данной системы должен быть внутренний обмен информацией, электронный документооборот, а также сохранять в себе всю нормативную документацию, которая имеется в фонде.
Аудиторы опасаются, что система все равно не сможет заменить человеческий труд по разным учетам, пересчетам, расчетов пенсий, выдачи справок и подобном. Счетная палата сделала подсчеты, согласно которым внедрение АИС наоборот нуждается в расширении штата ПФР. По расчетам, чтобы обслуживать АИС, потребуется около 6000 человек. Среди них 600 специалистов должны работать в центральном аппарате ПФР, еще полторы тысячи - в отделениях в регионах по всей стране, а остальные работники - на уровне районных отделений фонда.
Значит, имеется риск, что АИС ПФР-2 всего навсего станет дополнением ручного труда, который и так присутствует в штате работников. Подобно тому, как произошло с предыдущей версией. "Это все может стать причиной того, что технологическое оборудование для АИС ПФР-2 формально будет введено в эксплуатацию, а специалисты фонда работать с ним не смогут", - переживает аудитор Счетной палаты Владимир Катренко.
По мелочи
В Счетной палате считают, что в новой ИТ-системы более чем достаточно изъянов. При формировании этой системы в ПФР не приняли во внимание рекомендации Министерства связи и массовых коммуникаций, касающиеся общих подходов при создании единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры. А системы АИС ПФР-2, которые уже имеются в фонде, не интегрируются.
В документе приведен пример, как 4 года назад ПФР принял в эксплуатацию информационную систему, предназначенную навести порядок в определении стоимости строительства и аренды зданий. Высокая стоимость и роскошь тех же дворцов стали причиной недовольства членов Объединенного народного фонда (ОНФ), на что они даже пожаловались президенту. Данная ИТ-система имеет название: «Комплексное решение по управлению капитальным строительством, материально-техническим обеспечением и недвижимым имуществом». Но ПФР и да сегодня не применяет ее на практике.
Напомним, что Пенсионный фонд России потратил на разработку системы почти 68 миллионов рублей. Аудитор Счетной палаты Владимир Катренко сообщил, что в программном обеспечении, которое уже принято в эксплуатацию, ошибка в системе. Дело в том, что оно не дает возможности получить информацию о стоимости, по которой ПФР принимает в аренду помещения офисов в различных регионах, и, тем более, о стоимости строительства. Между прочим, именно таких технических задач потребовали от разработчиков.
Это свидетельствует о том, что почти 68 миллионов рублей было потрачено зря. Также система не предусматривает возможности электронной подписи для документов, которые в нее вносятся, что делает "Комплексное решение ..." всего лишь приложением для справок к результатам "ручного труда" персонала фонда.
Финансовая расхлябанность
Традиционно похожа отчетность Счетной палаты, рассмотрена на заседании коллегии ведомства, приводит или к тому, что от проверяемых лиц требуют устранения выявленных нарушений, или к обращению в правоохранительные органы. На этот раз контрольный орган ограничился представлением в адрес председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антона Дроздова. Счетная палата выдвинула предложение фонда о проведении служебного расследования и рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности должностных лиц ПФР, которые допустили несоблюдение финансовой дисциплины во время выполнения государственных контрактов.
К нарушениям относятся оплата до получения актов выдачи-приема услуг связи на более чем 320 миллионов рублей, списание к поступлению в бухгалтерию Пенсионного фонда России документов, подтверждающих материальные ценности на сумму 1 миллиард 700 тысяч рублей, нарушения законодательства в ходе проведения конкурсов. Согласно результатам проведения конкурсных торгов, которые ПФР провел в течение двух лет, в Федеральную антимонопольную службу поступило более пятидесяти жалоб. Среди них около десяти были признаны ФАС как объяснены полностью или частично.
Счетная палата заявила, что Пенсионный фонд Российской Федерации так и не осмелился принять меры, для того, чтобы изменить организационно-правовую форму Информационного центра персонального учета (ИПЦУ). Организация уже на протяжении долгого времени зарегистрирована под статусом федерального учреждения и юридически не входит в систему ПФР. Но именно она делает персонифицированный учет прав граждан в системе государственного пенсионного страхования. То есть организация фактически выполняет то, что обязан делать фонд, хотя в соответствии с законом только ПФР обладает данной функцией. Аудиторы обращают внимание и на другие законы, которые нарушаются во время подобной практики, - Государственный и бюджетный кодексы, закон "О некоммерческих организациях" и даже закон под номером 83-Ф3, который был принят 8 марта 5 лет назад и внес изменения в целый ряда правовых актов, регулирует деятельность государственных и муниципальных учреждений.
Как ни странно, в Пенсионном фонде России считают, что ИПЦУ принадлежит этому ведомству, поскольку фонд является его заведением. ИПЦУ был основан в 1997 году в соответствии с распоряжением власти. В документе были определены содержания данного заведения, которое возлагается на бюджет ПФР. По состоянию на сегодняшний день готовится проект закона об определении правового статуса самого Пенсионного фонда. «Законопроект в статусе ПФР предусматривает, что фонд, территориальные органы и филиалы фонда, а также подведомственны фондовые учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления», - сообщается в официальном ответе ПФР.
Стоит отметить, что "представления" этого ведомства обладают довольно серьезной силой в соответствии с законом о Счетной палате. Претензия имеет возможность быть направленной не только по результатам контрольного мероприятия, но и во время него. Срок, данный на рассмотрение, может быть продлен не более чем один раз. И если по определенным причинам представления все же не будет выполнено, то контрольный орган, согласен с Государственной думой, имеет возможность принять решение, согласно которому финансовые операции, которые осуществлял ПФР, будут приостановлены. Так, во всяком случае, предусмотрено законом. Такого развития событий практически никто не желает.
Последнее редактирование: