В Киеве недавно прошла конференция, организованная англоязычным украинским изданием Kyiv Post.
Большинство делегатов оптимистично рассказывали о том, как умирающая украинская экономика в один прекрасный день войдет в число процветающих и станет жемчужиной Европы. (Искушенные обозреватели, посетившие конференцию, скучно утверждают, что уже слышали все это раньше). Увы, мало кто упомянул о делах действительно насущных. Политики бьются за украинский бюджет на следующий год; если что-то пойдет не по плану, прогноз на 2016 год может оказаться очень обманчивым.
Сейчас по бюджету есть два конкурирующих предложения. Министерство финансов предлагает достаточно разумный план. Он позволит избавиться от целого ряда налоговых лазеек, а также сократить расходы. С таким бюджетом украинский дефицит, вероятно, не превысит 4% от ВВП. Международный валютный фонд, организовавший программу помощи для Украины, останется доволен такой динамикой.
Другое предложение не слишком радует МВФ, хотя оно исходит от партии нынешнего президента Петра Порошенко. Этот план предусматривает внушительные сокращения налогов и оставляет при этом массу лазеек. С политической точки зрения он кажется гораздо более приемлемым. Но если Украина пойдет по этому пути, дефицит бюджета в следующем году достигнет 10% от ВВП, что совершенно неприемлемо для правительства, которое не способно привлекать финансирование на внешних рынках.
Таким образом, если парламент проголосует за второй вариант бюджета, МВФ, в конечном счете, может прекратить предоставление Украине средств в рамках программы помощи. Предполагается, что страна получит около 2 млрд долларов до конца года, однако выплаты приостановлены до тех пор, пока не будет решен бюджетный спор. Некоторые не видят в этом серьезной проблемы: в конечном счете, украинские валютные резервы сейчас гораздо выше, чем год назад. Они считают, что Украина легко сможет пережить следующий год и без денег МВФ.
Возможно. Сейчас на Украине выполняется простое правило: валютные резервы по сумме должны быть равны сумме импортируемых товаров и услуг за три месяца. Сейчас они составляют около 13 млрд долларов. Но если МВФ отвернется от Украины, ситуация может резко ухудшиться: нисходящее давление на гривну усилится, инвесторы устремятся к выходу, резервы начнут таять на глазах. В конце концов, упорная работа, проделанная за этот год (с кульминацией в виде завершения рецессии в третьем квартале), может быть выброшена — совершенно бездарно — в бездну очередного экономического кризиса. Нужно собраться с духом и принять бюджет — как можно скорее.
Но что обескураживает еще больше, так это вот что: споры вокруг государственных финансов лишь отвлекают внимание от того, что, в конечном счете волнует инвесторов и простых украинцев — от коррупции. Почти все на конференции сошлись во мнении, что правительство ни на шаг не продвинулось в решении этой проблемы.
Источник
Большинство делегатов оптимистично рассказывали о том, как умирающая украинская экономика в один прекрасный день войдет в число процветающих и станет жемчужиной Европы. (Искушенные обозреватели, посетившие конференцию, скучно утверждают, что уже слышали все это раньше). Увы, мало кто упомянул о делах действительно насущных. Политики бьются за украинский бюджет на следующий год; если что-то пойдет не по плану, прогноз на 2016 год может оказаться очень обманчивым.
Сейчас по бюджету есть два конкурирующих предложения. Министерство финансов предлагает достаточно разумный план. Он позволит избавиться от целого ряда налоговых лазеек, а также сократить расходы. С таким бюджетом украинский дефицит, вероятно, не превысит 4% от ВВП. Международный валютный фонд, организовавший программу помощи для Украины, останется доволен такой динамикой.
Другое предложение не слишком радует МВФ, хотя оно исходит от партии нынешнего президента Петра Порошенко. Этот план предусматривает внушительные сокращения налогов и оставляет при этом массу лазеек. С политической точки зрения он кажется гораздо более приемлемым. Но если Украина пойдет по этому пути, дефицит бюджета в следующем году достигнет 10% от ВВП, что совершенно неприемлемо для правительства, которое не способно привлекать финансирование на внешних рынках.
Таким образом, если парламент проголосует за второй вариант бюджета, МВФ, в конечном счете, может прекратить предоставление Украине средств в рамках программы помощи. Предполагается, что страна получит около 2 млрд долларов до конца года, однако выплаты приостановлены до тех пор, пока не будет решен бюджетный спор. Некоторые не видят в этом серьезной проблемы: в конечном счете, украинские валютные резервы сейчас гораздо выше, чем год назад. Они считают, что Украина легко сможет пережить следующий год и без денег МВФ.
Возможно. Сейчас на Украине выполняется простое правило: валютные резервы по сумме должны быть равны сумме импортируемых товаров и услуг за три месяца. Сейчас они составляют около 13 млрд долларов. Но если МВФ отвернется от Украины, ситуация может резко ухудшиться: нисходящее давление на гривну усилится, инвесторы устремятся к выходу, резервы начнут таять на глазах. В конце концов, упорная работа, проделанная за этот год (с кульминацией в виде завершения рецессии в третьем квартале), может быть выброшена — совершенно бездарно — в бездну очередного экономического кризиса. Нужно собраться с духом и принять бюджет — как можно скорее.
Но что обескураживает еще больше, так это вот что: споры вокруг государственных финансов лишь отвлекают внимание от того, что, в конечном счете волнует инвесторов и простых украинцев — от коррупции. Почти все на конференции сошлись во мнении, что правительство ни на шаг не продвинулось в решении этой проблемы.
Источник