В каком-то советском производственном романе героине то и дело попадалась на глаза картина «Путь к коммунизму». Сюжет ее был предельно прост и прямолинеен: по широкой гладкой дороге, проложенной в какой-то солнечной долине, двигалась огромная колонна тружеников. В ней можно было увидеть и сияющие свежей краской тракторы, и нарядно одетых и широко улыбающихся молодых крестьянок, и облаченных в огнеупорные робы металлургов, и крепко задумавшихся над чем-то ученых в белых халатах. Девушка то и дело восхищалась замыслом художника, сумевшего создать образ единой рабочей семьи, которая, конечно же, рано или поздно придет к поставленной цели и установит на земле новый общественный порядок, где не будет места злобе, корысти, интригам и войнам. Однако по ходу действия повествования при решении производственной задачи неожиданно возникли трудности, преодоление которых серьезно истощило физические и моральные силы персонажей. И когда раздраженной и усталой героине снова попадается на глаза всегда привлекавшая ее картина, то она вдруг понимает, что восхищалась пустой идиллией, так как «реальный путь к коммунизму – это вовсе не ровная широкая дорога, а усеянный терниями путь, и каждый шаг по нему требует от человека огромных усилий».
Казалось бы, с крахом советского строя должны были разрушиться и все помпезные образы, составлявшие его идеологию, однако некоторые идеи того времени оказались настолько верны, что их можно во всей полноте применить и к новой рыночной экономике. Ведь и «путь к капитализму», как оказалось, - это вовсе не асфальтовое шоссе, по которому можно мчаться на блестящем лимузине, а усеянная каверзными препятствиями дорога, идти по которой могут только смелые и упрямые люди.
Уже на первых километрах этого пути энтузиасты бизнеса попали под холодный душ нескольких кризисов, которые резко поменяли жизнь во всей стране или даже во всем мире. Наверное, события 1998-го и 2008-го годов стоит описать в учебниках по экономике как моменты прощания с мечтами об идиллическом мире капитала, состоящем из модных деловых костюмов, дорогих чернильных ручек, текущего рекой шампанского, открываемого после заключения новых контрактов, и торжественных речей на роскошных корпоративных банкетах. Даже те предприниматели, которые смогли сохранить бизнес после этих экономических потрясений, спустя некоторое время вынуждены были серьезно пересмотреть методы его ведения, а многим пришлось вообще забыть о прежних «непыльных» посреднических схемах и взяться за «настоящую» тяжелую работу.
Так поступил, например, легендарный биржевой воротила 90-х годов Герман Стерлигов, который сменил гламурный столичный деловой антураж на грязь и слякоть животноводческой фермы в дальнем Подмосковье. Теперь декорации его жизненной сцены состоят не из коридоров офисных центров и внимательных охранников, а из сараев для скота и баранов, выбегающих со двора на пастбище. Казалось бы, такая резкая перемена образа жизни должна была вызвать у бывшего хозяина биржи «Алиса» хроническую депрессию, однако он, напротив, бодр, полон сил и даже начал активно развивать идею о расселении мегаполисов, которые, по его мнению, уже не способны прокормить себя в новых условиях глобальной экономики.
Но не только прекрасным настроением может теперь похвастаться новый и очень необычный фермер – благодаря применяемым им экологически чистым технологиям выращивания мяса он получил на него заказы на долгое время вперед - даже несмотря на заметно более высокие, чем в среднем по региону, цены. В итоге хозяйство Стерлигова приносит ему немалую прибыль, его новый продуктовый бизнес быстро развивается, и он мало-помалу опять становится деловым символом эпохи – но уже не «элитарно-возвышенным» и малопонятным для большинства населения, а «земным», крестьянским, работящим и в «доску своим», с которого могут брать пример те, кто готов потратить силы и время на создание собственного многотрудного, но крепкого и надежного бизнеса. Который имеет все шансы выстоять при любом очередном идеальном экономическом шторме, поскольку питаться людям нужно будет всегда независимо от политической и общественной обстановки.
Еще один успешный пример совершенно неожиданного перехода в другой бизнес показал хорошо известный бизнесмен Сергей Лисовский. Он тоже родом из романтичных 90-х, когда капитализм воспринимался как непрерывный праздник жизни, и потому считалось, что деньги нужно было вкладывать в биржи, банки, увеселительные заведения. В какой-то момент число одних только бирж в послесоветской России достигло то ли тысячи, то ли полутора тысяч, и уже тогда стало ясно, что этот красивый спектакль затянулся, и актеров ждет печальная судьба.
Сегодня газеты уже не пишут о Лисовском как о легендарном хозяине сверхпопулярного ночного клуба и дорогого ресторана. Нет, теперь он предстает перед публикой как вполне «форматный» политик, и, как ни странно, крупный деятель опять же продуктового бизнеса, занимающийся, в частности, разведением кур и пекущийся о судьбах отечественного сельхозпроизводства. Он стал хорошо разбираться в целом ряде узко специфичных вопросов пищевой индустрии и частенько обсуждает их на телеканале «РБК», где ведет передачу «Капитал». Ходят слухи, что заняться производством курятины ему после очередного кризиса посоветовали умные люди, и даже если это действительно так и он не сам увидел в этом большую перспективу, то все равно деловая хватка Лисовского заслуживает высоких оценок, так как он не преминул воспользоваться умным советом.
Описанные примеры резкой смены профиля деятельности показывают, что настоящий бизнесмен должен всегда быть готов заняться чем-то другим, абсолютно новым для себя, но перспективным с точки зрения вложений. Кто знает, какова бы была судьба этих пришедших из смутных 90-х предпринимателей, если бы они не смогли решительно расстаться с существовавшими тогда шаблонами бизнес-мышления и не занялись производством продуктов? Вполне возможно, что их ждала бы участь, постигшая многочисленных бизнесменов и банкиров, разорившихся под ударами кризисов. Успешный переход Стерлигова и Лисовского в совершенно новую для них сферу деятельности красноречиво говорит о том, что деловой человек должен быть не просто «деньгоделателем», но и философом, хорошо понимающим текущие социально-экономические процессы, которые рано или поздно неизбежно затронут и его бизнес, - а значит, и доходы, и уровень жизни.
Похоже, что к подобному мышлению недавно стали приучать даже в знаменитых и престижных бизнес-школах, попасть в которые мечтают деловые люди со всего мира. Так, по словам одного из российских студентов расположенной в живописном парижском пригороде бизнес-школы INSEAD, в программу этого помпезного учебного заведения была введена практика стихийного расширения видов и форм предпринимательской деятельности. Проще говоря, в солнечный субботний день преподаватели неожиданно поручали будущим акулам мирового бизнеса заниматься совершенно несвойственными им делами: торговать подержанными шляпами и старыми ботинками, чинить мотороллеры, работать на подхвате у торговцев овощами. Испытав поначалу от таких поручений шок, студенты потом горячо благодарили своих учителей за эти уроки. Они рассказали, что на абсолютно новой и «совершенно не престижной» работе открыли для себя много нового, смогли взглянуть на бизнес с другой стороны, переосмыслить законы получения прибыли. И, вернувшись по окончании французской бизнес-школы к привычным фондовым операциям и торговле на финансовых рынках, обязательно будут использовать в своей практике все те деловые навыки, которые приобрели в автосервисах, лавках старьевщиков и зеленщиков.
Вообще, в современном бизнесе полно примеров того, как радикальная смена деятельности позволяла довольно быстро сколотить внушительный капитал. А значит, каждый стремящийся к финансовому успеху человек должен как непреложное правило, даже как закон Всемирного тяготения принять установку на постоянное расширение своей деловой квалификации, своего предпринимательского кругозора. И тогда его постоянные и вполне обоснованные опасения по поводу возможности непредсказуемого обрушения рынков и начала новой «финансовой лихорадки» не будут уже так остры и мучительны. Ведь он всегда будет иметь запасной аэродром, куда сможет посадить свой попавший в экономическую турбулентность лайнер.
Как показывают недавние события, в рамках одной страны экономические кризисы случаются примерно раз в десять лет, а в мировых масштабах они происходят раз в двадцатилетие. Причем и начавшийся в 1988-м году развал огромного советского народного хозяйства, и запущенный американским ипотечным кризисом 2008-го года крах банковской отрасли начинались как локальные «штормы», которые, казалось, должны были слегка встряхнуть узкие сегменты внутреннего рынка, а потом благополучно утихнуть. Увы, все оказалось совсем не так, и в круговорот финансовых передряг были постепенно втянуты и соседние страны, и отделенные океаном континенты.
Сегодня, когда, казалось бы, мировой финансовый кризис 2008-го года, выкинувший из уютных офисов на улицу тысячи банковских служащих, начинает постепенно стихать, перед глобальной экономикой встает новая, еще более страшная угроза. Ее порождают немыслимый внешний долг США и надутый ими огромный долларовый пузырь.
Когда именно он «рванет», засыпав мир миллионами ничем не обеспеченных зеленых бумажек, сейчас не может сказать никто. Да это и не так важно – важно уже сегодня начать осваивать новые формы предпринимательской деятельности, приобретать новые бизнес-навыки и специальности, изучать технологические цепочки, применяемые в других отраслях. Есть смысл уже сейчас попробовать себя в другом качестве, и, кто знает, быть может, незнакомое прежде направление деятельности неожиданно принесет финансовый успех. Ну а новые деловые связи позволят расширить основной, пока еще вполне благополучный бизнес, тем самым укрепив его фундамент и раздвинув его горизонты.
Уже сейчас этой логикой должны вооружиться некоторые автопроизводители, которым приходится останавливать конвейеры и отпускать рабочих в неоплачиваемый отпуск. Спасти их заводы от полной остановки и последующей консервации может переход к производству, например, оборудования для пищевой или легкой промышленности.
Казалось бы, с крахом советского строя должны были разрушиться и все помпезные образы, составлявшие его идеологию, однако некоторые идеи того времени оказались настолько верны, что их можно во всей полноте применить и к новой рыночной экономике. Ведь и «путь к капитализму», как оказалось, - это вовсе не асфальтовое шоссе, по которому можно мчаться на блестящем лимузине, а усеянная каверзными препятствиями дорога, идти по которой могут только смелые и упрямые люди.
Уже на первых километрах этого пути энтузиасты бизнеса попали под холодный душ нескольких кризисов, которые резко поменяли жизнь во всей стране или даже во всем мире. Наверное, события 1998-го и 2008-го годов стоит описать в учебниках по экономике как моменты прощания с мечтами об идиллическом мире капитала, состоящем из модных деловых костюмов, дорогих чернильных ручек, текущего рекой шампанского, открываемого после заключения новых контрактов, и торжественных речей на роскошных корпоративных банкетах. Даже те предприниматели, которые смогли сохранить бизнес после этих экономических потрясений, спустя некоторое время вынуждены были серьезно пересмотреть методы его ведения, а многим пришлось вообще забыть о прежних «непыльных» посреднических схемах и взяться за «настоящую» тяжелую работу.
Так поступил, например, легендарный биржевой воротила 90-х годов Герман Стерлигов, который сменил гламурный столичный деловой антураж на грязь и слякоть животноводческой фермы в дальнем Подмосковье. Теперь декорации его жизненной сцены состоят не из коридоров офисных центров и внимательных охранников, а из сараев для скота и баранов, выбегающих со двора на пастбище. Казалось бы, такая резкая перемена образа жизни должна была вызвать у бывшего хозяина биржи «Алиса» хроническую депрессию, однако он, напротив, бодр, полон сил и даже начал активно развивать идею о расселении мегаполисов, которые, по его мнению, уже не способны прокормить себя в новых условиях глобальной экономики.
Но не только прекрасным настроением может теперь похвастаться новый и очень необычный фермер – благодаря применяемым им экологически чистым технологиям выращивания мяса он получил на него заказы на долгое время вперед - даже несмотря на заметно более высокие, чем в среднем по региону, цены. В итоге хозяйство Стерлигова приносит ему немалую прибыль, его новый продуктовый бизнес быстро развивается, и он мало-помалу опять становится деловым символом эпохи – но уже не «элитарно-возвышенным» и малопонятным для большинства населения, а «земным», крестьянским, работящим и в «доску своим», с которого могут брать пример те, кто готов потратить силы и время на создание собственного многотрудного, но крепкого и надежного бизнеса. Который имеет все шансы выстоять при любом очередном идеальном экономическом шторме, поскольку питаться людям нужно будет всегда независимо от политической и общественной обстановки.
Еще один успешный пример совершенно неожиданного перехода в другой бизнес показал хорошо известный бизнесмен Сергей Лисовский. Он тоже родом из романтичных 90-х, когда капитализм воспринимался как непрерывный праздник жизни, и потому считалось, что деньги нужно было вкладывать в биржи, банки, увеселительные заведения. В какой-то момент число одних только бирж в послесоветской России достигло то ли тысячи, то ли полутора тысяч, и уже тогда стало ясно, что этот красивый спектакль затянулся, и актеров ждет печальная судьба.
Сегодня газеты уже не пишут о Лисовском как о легендарном хозяине сверхпопулярного ночного клуба и дорогого ресторана. Нет, теперь он предстает перед публикой как вполне «форматный» политик, и, как ни странно, крупный деятель опять же продуктового бизнеса, занимающийся, в частности, разведением кур и пекущийся о судьбах отечественного сельхозпроизводства. Он стал хорошо разбираться в целом ряде узко специфичных вопросов пищевой индустрии и частенько обсуждает их на телеканале «РБК», где ведет передачу «Капитал». Ходят слухи, что заняться производством курятины ему после очередного кризиса посоветовали умные люди, и даже если это действительно так и он не сам увидел в этом большую перспективу, то все равно деловая хватка Лисовского заслуживает высоких оценок, так как он не преминул воспользоваться умным советом.
Описанные примеры резкой смены профиля деятельности показывают, что настоящий бизнесмен должен всегда быть готов заняться чем-то другим, абсолютно новым для себя, но перспективным с точки зрения вложений. Кто знает, какова бы была судьба этих пришедших из смутных 90-х предпринимателей, если бы они не смогли решительно расстаться с существовавшими тогда шаблонами бизнес-мышления и не занялись производством продуктов? Вполне возможно, что их ждала бы участь, постигшая многочисленных бизнесменов и банкиров, разорившихся под ударами кризисов. Успешный переход Стерлигова и Лисовского в совершенно новую для них сферу деятельности красноречиво говорит о том, что деловой человек должен быть не просто «деньгоделателем», но и философом, хорошо понимающим текущие социально-экономические процессы, которые рано или поздно неизбежно затронут и его бизнес, - а значит, и доходы, и уровень жизни.
Похоже, что к подобному мышлению недавно стали приучать даже в знаменитых и престижных бизнес-школах, попасть в которые мечтают деловые люди со всего мира. Так, по словам одного из российских студентов расположенной в живописном парижском пригороде бизнес-школы INSEAD, в программу этого помпезного учебного заведения была введена практика стихийного расширения видов и форм предпринимательской деятельности. Проще говоря, в солнечный субботний день преподаватели неожиданно поручали будущим акулам мирового бизнеса заниматься совершенно несвойственными им делами: торговать подержанными шляпами и старыми ботинками, чинить мотороллеры, работать на подхвате у торговцев овощами. Испытав поначалу от таких поручений шок, студенты потом горячо благодарили своих учителей за эти уроки. Они рассказали, что на абсолютно новой и «совершенно не престижной» работе открыли для себя много нового, смогли взглянуть на бизнес с другой стороны, переосмыслить законы получения прибыли. И, вернувшись по окончании французской бизнес-школы к привычным фондовым операциям и торговле на финансовых рынках, обязательно будут использовать в своей практике все те деловые навыки, которые приобрели в автосервисах, лавках старьевщиков и зеленщиков.
Вообще, в современном бизнесе полно примеров того, как радикальная смена деятельности позволяла довольно быстро сколотить внушительный капитал. А значит, каждый стремящийся к финансовому успеху человек должен как непреложное правило, даже как закон Всемирного тяготения принять установку на постоянное расширение своей деловой квалификации, своего предпринимательского кругозора. И тогда его постоянные и вполне обоснованные опасения по поводу возможности непредсказуемого обрушения рынков и начала новой «финансовой лихорадки» не будут уже так остры и мучительны. Ведь он всегда будет иметь запасной аэродром, куда сможет посадить свой попавший в экономическую турбулентность лайнер.
Как показывают недавние события, в рамках одной страны экономические кризисы случаются примерно раз в десять лет, а в мировых масштабах они происходят раз в двадцатилетие. Причем и начавшийся в 1988-м году развал огромного советского народного хозяйства, и запущенный американским ипотечным кризисом 2008-го года крах банковской отрасли начинались как локальные «штормы», которые, казалось, должны были слегка встряхнуть узкие сегменты внутреннего рынка, а потом благополучно утихнуть. Увы, все оказалось совсем не так, и в круговорот финансовых передряг были постепенно втянуты и соседние страны, и отделенные океаном континенты.
Сегодня, когда, казалось бы, мировой финансовый кризис 2008-го года, выкинувший из уютных офисов на улицу тысячи банковских служащих, начинает постепенно стихать, перед глобальной экономикой встает новая, еще более страшная угроза. Ее порождают немыслимый внешний долг США и надутый ими огромный долларовый пузырь.
Когда именно он «рванет», засыпав мир миллионами ничем не обеспеченных зеленых бумажек, сейчас не может сказать никто. Да это и не так важно – важно уже сегодня начать осваивать новые формы предпринимательской деятельности, приобретать новые бизнес-навыки и специальности, изучать технологические цепочки, применяемые в других отраслях. Есть смысл уже сейчас попробовать себя в другом качестве, и, кто знает, быть может, незнакомое прежде направление деятельности неожиданно принесет финансовый успех. Ну а новые деловые связи позволят расширить основной, пока еще вполне благополучный бизнес, тем самым укрепив его фундамент и раздвинув его горизонты.
Уже сейчас этой логикой должны вооружиться некоторые автопроизводители, которым приходится останавливать конвейеры и отпускать рабочих в неоплачиваемый отпуск. Спасти их заводы от полной остановки и последующей консервации может переход к производству, например, оборудования для пищевой или легкой промышленности.