Часто можно услышать: «Купите ребенку животное, и он вырастет счастливее и добрее». Миллионы родителей убеждены, что домашнее животное поможет их ребенку стать более эмоционально устойчивым, более заботливым, а также улучшить его социальные навыки.
Известный факт, что почти 87% людей, у которых есть домашние животные, испытывают эмоциональный подъем, когда эти животные находятся рядом, а также некоторое психологическое облегчение. Но вот парадокс: исследования, которые должны проверять объективное влияние животных на психологическое здоровье и развитие детей, не всегда это подтверждают. Многие научные статьи и отчеты показали, что владельцы домашних животных, как правило, не менее подавлены, не менее одинокий, не чувствуйте себя намного счастливее или полезнее, чем люди без животных. Именно поэтому его называют «парадоксом эффекта питомца» — несоответствие между нашим личным опытом и данными научных исследований. И теперь этот парадокс был перенесен и на детское развитие.
Каждый день мы сталкиваемся со статьями типа «10 причин, почему вашему ребенку нужна собака» и это формирует в нас представление о том, что наука однозначно подтверждает пользу домашних животных для детей. Но так ли это на самом деле? Некоторые из этих исследований показали, что дети с домашними животными лучше справляются с психологическими проблемами, чем те, у кого их нет. Но были нюансы. В исследованиях не учитывались посторонние факторы, которые могли бы повлиять на состояние детей, такие как материальное положение семьи, образование родителей или условия жизни. Эти факторы могут влиять на развитие детей независимо от наличия домашних животных, и при игнорировании результаты становятся неточными.
Новое масштабное исследование о детях и животных
Недавно группа исследователей под руководством Кэрри Вестгарс из Ливерпульского университета провела крупнейшее исследование на тему домашних животных и развития ребенка. В основу исследования было включено 14 тысяч детей и подростков и лежали данные крупного эпидемиологического проекта «Дети 90-х», который был запущен в 1991 году в Англии для изучения факторов, влияющих на здоровье и развитие детей. Это было не просто большое исследование, но и очень вдумчивое.
- Во-первых, это было лонгитюдное исследование: одних и тех же детей тестировали неоднократно в возрасте от 2 лет до 15 лет, что позволило проследить влияние животных на развитие детей на протяжении длительного времени.
- Во-вторых, исследователи провели более 200 отдельных статистических анализов, охватывающих эмоциональное, поведенческое, социальное, когнитивное развитие и успеваемость детей с животными и без них.
- В-третьих, они учитывали влияние различных видов домашних животных при анализе детей, у которых были собаки, кошки, другие животные или любые домашние животные.
И самое главное, команда тщательно отслеживала десятки посторонних факторов, которые могли повлиять на результаты, от семейного дохода и этнического происхождения до материнской депрессии. Гипотеза заключалась в том, что дети с животными, особенно с кошками и собаками, будут иметь более высокие показатели самооценки, развития речи, образовательных достижений и более низкий уровень тревоги, депрессии и поведенческих проблем. Но результаты оказались несколько неожиданными.
Результаты исследования
Исследование опубликовано в журнале BMC Pediatrics показал, что даже после учета всех посторонних факторов лишь небольшая часть показателей оказалась положительной для детей с домашними животными. И это при том, что команда провела несколько сотен различных анализов, чтобы выявить возможные преимущества. Более того, в некоторых случаях дети с домашними животными имели более низкие баллы, чем их сверстники без животных. Рассмотрим результаты подробнее.
- Эмоциональное здоровье – исследователи не нашли убедительных доказательств того, что наличие животного улучшает эмоциональное состояние детей. Согласно выводам команды, «наши результаты противоречат общепринятому мнению о том, что домашние животные оказывают положительное влияние на эмоциональное здоровье детей и молодых людей».
- Поведенческие проблемы – почти все показатели поведенческих различий были одинаковыми среди детей с животными и без них. Тем не менее, некоторые различия были положительными. Например, трехлетние дети с собаками или другими животными показали более высокие показатели просоциального поведения, то есть способности помогать и сопереживать. Однако в шести других поведенческих зонах у детей с животными было больше проблем.
- Когнитивное развитие – в когнитивном отношении только один показатель отличался между детьми с животными и без них: одиннадцатилетние владельцы собак испытывали некоторые трудности с быстрым переключением внимания между задачами.
- Развитие речи – пятилетние дети с любыми домашними животными понимали язык несколько лучше, чем их сверстники без животных, а двухлетние дети с животными показали более высокие результаты в невербальном общении. Однако по всем остальным речевым показателям животные не оказали никакого положительного эффекта.
- Успеваемость – самые большие сюрпризы были связаны с учебными достижениями. В возрасте 7, 11 и 15 лет дети с домашними животными набрали меньше баллов примерно в половине своих показателей успеха. Например, семилетние дети с животными имели немного более низкие баллы по чтению, письму и математике. В старших возрастных группах было замечено, что дети с животными немного хуже справлялись с биологией, химией и английским языком. Эти различия были небольшими, но очевидными. В то же время ученые не считают, что присутствие животного напрямую вызывает снижение успеваемости. Вестгарс предположил, что могут быть и другие, пока неизвестные, факторы, объясняющие это. Например, некоторые родители могут взять животное для поддержки детей, которые уже испытывают трудности в обучении.
Исследование команды Westgars было первым, в котором подробно изучалось влияние домашних животных на развитие речи и успеваемость детей. Ученые также учли множество социальных, экономических и демографических факторов. Однако, за исключением отдельных показателей в социальном поведении и развитии речи, исследование не обнаружило почти никаких доказательств того, что дети с домашними животными развивались лучше, чем их сверстники без домашних животных. Эти выводы также согласуются с результатами исследования, проведенного корпорацией Rand в 2017 году, который охватил 5200 детей и показал, что после учета таких факторов, как раса, домовладение, здоровье и финансовое положение родителей, различия между детьми с животными и без животных исчезли.
Что это значит?
Домашние животные сыграли важную роль в жизни многих, и для многих это означает не просто связь, а источник уюта, тепла и заботы. Как отметила сама Вестгарс, животные могут быть отличными социальными посредниками и помогать детям легко узнавать других людей. Но было бы слишком оптимистично ожидать, что животные автоматически улучшат свое эмоциональное состояние или решат проблемы с обучением. Короче говоря, с научной точки зрения пока нет доказательств того, что животные напрямую улучшают психологическое или когнитивное развитие детей. И, пожалуй, мы должны воспринимать их не как «панацею» для развития детей, а как радостный и поддерживающий фактор, который учит нас эмпатии, но не решает все проблемы автоматически.
по материалам
уникальность