В последние годы объем криптоактивов и связанных с ними продуктов и услуг быстро увеличивается. Кроме того, растут их взаимосвязи с регулируемыми финансовыми системами. Директивные органы с трудом контролируют риски, исходящие из этого развивающегося сектора, в котором многие виды деятельности не регулируются. Фактически, считают в МВФ, эти риски для финансовой стабильности в скором времени могут приобрести системный характер в некоторых странах.
Соответственно, созрела для решения проблема согласования мер регулирования.
Об этом пишет МВФ. Глобальное регулирование криптоактивов должно носить комплексный, последовательный и согласованный характер.
Мы решили раскрыть проблему несогласованности мер регулирования, которая, как считают аналитики МВФ, может способствовать возникновению потоков капитала, потенциально нарушающих равновесие в системе.
Проблема равновесия в системе
Хотя рыночная капитализация в размере почти 2,5 трлн долларов США говорит о значительной экономической стоимости лежащих в основе технологических инноваций, таких как блокчейн, в условиях завышения стоимости активов она также может отражать недостоверную информацию. Так, в числе первых реакций на появление штамма «омикрон» была распродажа значительного объема криптоактивов.
Рисунок 1 — Капитализация рынка криптоактивов, трлн дол США
Источник: Coingecko.
Инвесторы в криптоактивы получают прибыль, но также сталкиваются с высокой волатильностью цен.
Риски для финансовой системы, создаваемые криптоактивами
Определение стоимости является не единственной проблемой в экосистеме криптоактивов: трудности для регулирующих органов и компаний создают идентификация, мониторинг и управление рисками. Сюда входят, например, операционные риски и риски для финансовой добросовестности, создаваемые биржами криптоактивов и кошельками, защита инвесторов и вопросы недостаточности резервов и неточного раскрытия информации в отношении некоторых стейблкоинов. Кроме того, в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах появление криптоактивов может ускорить явление, которое мы назвали «криптоизацией», когда эти активы заменяют национальную валюту и обходят меры валютного контроля и меры по управлению счетом операций с капиталом.
Такие риски подчеркивают необходимость всеобъемлющих международных стандартов, которые более полно затрагивают риски для финансовой системы, создаваемые криптоактивами, связанными с ними экосистемами и операциями с ними, но при этом обеспечивают благоприятные условия для полезных продуктов, связанных с криптоактивами, и приложений для работы с ними.
В рамках своей координирующей роли Совет по финансовой стабильности должен разработать основу, включающую стандарты для регулирования криптоактивов. Ее целью должно стать обеспечение комплексного и согласованного подхода к управлению рисками для финансовой стабильности и поведению на рынке, который может последовательно применяться в различных юрисдикциях, и при этом сведение к минимуму возможностей для регулятивного арбитража или переноса деятельности в юрисдикции с менее строгими требованиями.
Межсекторальный и трансграничный характер сферы применения криптоактивов ограничивает эффективность национальных подходов. Страны прибегают к очень разным стратегиям, и существующие законы и нормативные акты могут не позволять внедрить национальные подходы, которые охватывают все элементы этих активов. Важно отметить, что многие поставщики услуг, связанных с криптоактивами, работают в разных странах, и это усложняет задачу надзора и правоприменения. Несогласованность мер регулирования может способствовать возникновению потоков капитала, потенциально нарушающих равновесие в системе.
Организации, устанавливающие стандарты, в ведении которых находятся различные продукты и рынки, предоставили рекомендации на различных уровнях. Например, Целевая группа по финансовым мероприятиям выпустила рекомендации по применению подхода, основанного на учете факторов риска, для снижения рисков для добросовестности финансовых операций, создаваемых виртуальными активами и поставщиками связанных с ними услуг.
Меры, принимаемые другими организациями, устанавливающими стандарты, варьируются от общих принципов в отношении некоторых видов криптоактивов до снижения рисков открытых позиций регулируемых организаций и созданию сетей по обмену информацией. Несмотря на их полезность, эти меры не в достаточной мере направлены на создание глобальной основы для управления рисками для добросовестности финансовых операций, цельности рынков и финансовой стабильности, а также защиты прав потребителей и инвесторов.
Обеспечение регулирования на глобальном уровне
Глобальная нормативная основа должна обеспечивать равные условия по всему спектру деятельности и рисков. В МВФ считают, что она, например, должна включать следующие три элемента, а именно, поставщики услуг, связанных с криптоактивами, которые выполняют критически важные функции, должны получать лицензии и разрешения. Они будут распространяться, в числе прочего, на хранение и передачу резервов и активов, расчеты по ним и их ответственное хранение, аналогично действующим правилам для поставщиков финансовых услуг. Критерии для выдачи лицензий и разрешений должны быть четко сформулированы, ответственные официальные органы четко установлены, а механизмы координации между ними четко определены.
Также, требования должны быть адаптированы к основным вариантам использования криптоактивов и стейблкоинов. Например, требования к инвестиционным услугам и продуктам должны быть идентичны требованиям к брокерам и дилерам по ценным бумагам, надзор за которыми осуществляет регулятор по ценным бумагам. Требования к платежным услугам и продуктам должны быть идентичны требованиям к банковским депозитам, надзор за которыми осуществляет центральный банк или ведомство по надзору за платежами. Независимо от того, каким ведомством изначально одобряются услуги и продукты, всем надзорным органам, от центрального банка до регуляторов по ценным бумагам и банковской деятельности, необходимо согласованно работать над устранением различных рисков, связанных с разнообразными и изменчивыми вариантами использования.
И третье, официальные органы должны предъявлять четкие требования к регулируемым финансовым организациям в отношении их открытых позиций и операций с криптоактивами. Например, соответствующие органы регулирования банковской деятельности, операций с ценными бумагами, деятельности страховых компаний и пенсионных фондов должны предусмотреть требования в отношении капитала и ликвидности и лимиты открытых позиций по различным видам этих активов, а также требовать проведения оценок квалификации инвестора и рисков. Если регулируемые организации оказывают услуги по доверительному хранению, следует внести пояснение в требования в целях учета рисков, связанных с этими функциями.
Некоторые страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны стоят перед лицом более непосредственных и острых рисков замещения валюты криптоактивами — так называемой криптоизации. Ввиду угрозы криптоизации необходимо усовершенствовать меры по управлению потоками капитала. Это связано с тем, что применение действующих инструментов регулирования для управления потоками капитала может быть затруднено, когда стоимость передается через новые инструменты, новые каналы и новых поставщиков услуг, которые не являются регулируемыми организациями.
Международное сотрудничество и кооперация крайне необходимы для преодоления технологических и правовых трудностей, а также трудностей в сфере регулирования и надзора. Внедрение комплексного, последовательного и согласованного подхода к регулированию криптоактивов является чрезвычайно трудной задачей. Однако если мы сейчас начнем ее реализацию, то сможем достичь цели поддержания финансовой стабильности, при этом выиграв от тех преимуществ, которые предоставляют лежащие в основе технологические инновации.
Не исключено, что криптоактивы в корне изменят международную валютно-финансовую систему. У МВФ выработана стратегия для продолжения выполнения своего мандата в цифровую эпоху. Фонд будет тесно сотрудничать с Советом по финансовой стабильности и другими членами международного сообщества регулирующих органов в разработке эффективного подхода к регулированию криптоактивов.