Google не придётся расставаться со своим поисковым бизнесом, но федеральный судья предварительно распорядился внести изменения в бизнес-практики техногиганта, чтобы предотвратить дальнейшее антиконкурентное поведение. Судья окружного суда США Амит П. Мехта во вторник представил меры, которые запретят Google заключать или поддерживать эксклюзивные соглашения, связывающие распространение Search, Chrome, Google Assistant или Gemini с другими приложениями или схемами распределения доходов.
Например, Google не сможет обусловливать лицензирование Play Store распространением определённых приложений или связывать выплаты по распределению доходов с сохранением конкретных приложений. Кроме того, Google будет обязан делиться определёнными данными поискового индекса и взаимодействия пользователей с «квалифицированными конкурентами», чтобы избежать исключительного поведения, а также предлагать услуги поиска и синдикации поисковой рекламы конкурентам по стандартным тарифам, позволяя им предоставлять качественные результаты и развивать собственные технологии. Мехта ещё не вынес окончательное решение.
Вместо этого он поручил Google и Министерству юстиции США провести консультации и представить пересмотренное окончательное решение к 10 сентября, соответствующее его мнению. Эти поведенческие меры были объявлены через год после того, как Мехта постановил, что Google незаконно поддерживала монополию в онлайн-поиске. Для контроля за исполнением окончательного решения будет создан технический комитет, меры будут действовать шесть лет и вступят в силу через 60 дней после вынесения.
Министерство юстиции, подавшее антимонопольный иск против Google в 2020 году, настаивало на более жёстких мерах. Оно хотело заставить Google продать браузер Chrome и, возможно, Android, что даже вызвало некоторые непрошеные предложения о покупке, а также прекратить соглашения с Apple, Samsung и другими партнёрами, которым Google платил миллиарды за установку своего поисковика в качестве выбора по умолчанию на устройствах и в браузерах. Акции Apple подскочили в послерабочее время на новостях о том, что её прибыльное соглашение с Google может продолжиться.
Только в 2021 году Google потратила более $26 млрд на обеспечение позиций по умолчанию на устройствах, из них около $18 млрд ушло Apple, с которой Google делится 36% доходов от поисковой рекламы в Safari. В следующем году Google выплатила Apple более $20 млрд по условиям соглашения о дистрибуции. Во время судебного разбирательства судья подчеркнул, что поскольку большинство пользователей выбирают настройки по умолчанию, эти позиции представляют собой «чрезвычайно ценное пространство», которое фактически вытесняет конкурентов и подрывает их способность бросить вызов монополии Google.
Министерство юстиции также призывало судью Мехту обязать Google делиться поисковым индексом, пользовательскими данными, синтетическими запросами и рекламными данными с конкурентами на условиях защиты конфиденциальности. Google, удерживающая около 90% рынка традиционного поиска в течение последнего десятилетия, утверждала, что предложения правительства подавят инновации, поставят под угрозу конфиденциальность пользователей и ослабят способность компании инвестировать в исследования и разработки.
Генеральный директор Сундар Пичаи на слушаниях по мерам в апреле заявил, что принудительный обмен данными станет «де-факто разделением» Google Search. На апрельских слушаниях судья Мехта намекнул, что будет учитывать европейский Закон о цифровых рынках (DMA) как ориентир. DMA обязывает Google делиться определёнными данными о кликах и запросах с третьими сторонами.
Однако решение Мехты более ограниченное и временное, в отличие от постоянных обязательств DMA, и значительно менее масштабное, чем запросы Министерства юстиции, которые включали доступ к исходному коду, полным алгоритмам ранжирования поиска и более широким инфраструктурным элементам, что, по словам Google, равносильно раздаче всей её интеллектуальной собственности. «Это вызвало большую дискуссию о том, правы ли европейцы с их Законом о цифровых рынках», — сказал TechCrunch Уильям Ковачич, профессор глобального конкурентного права в Университете Джорджа Вашингтона и бывший комиссар Федеральной торговой комиссии. «Нужны ли чёткие правила, или стоит полагаться на разбирательства по конкретным случаям?» Иными словами: «Может ли европейский опыт подсказать нам что-то о реализуемости и внедрении здесь?
Показывает ли он, с чем Google может смириться?» Вопрос о том, насколько далеко регуляторы должны заходить в изменении бизнеса Google, также будет иметь большое значение в других антимонопольных баталиях техногиганта. Решение судьи Мехты может повлиять на исход отдельного антимонопольного процесса, связанного с бизнесом Google в области рекламных технологий. В апреле 2025 года судья Леони Бринкема установила, что Google незаконно монополизировала рынки рекламных технологий.
Слушания по мерам назначены на конец сентября и будут сосредоточены на предложенных Министерством юстиции продажах активов и других мерах. «У нас никогда не было ситуации, когда Министерство юстиции одновременно вело два крупных дела против одной и той же доминирующей компании с двумя параллельными процессами по мерам», — отметил Ковачич. Он добавил, что, несмотря на долгожданные меры Мехты, «в этой пьесе ещё много актов»: Google подаст апелляцию, и дело может дойти до Верховного суда. «Это не закончится раньше конца 2027 или начала 2028 года», — сказал он.
Оригинал
Уникальность