Многочисленные исследования показывают, что переход к функциям поиска с использованием искусственного интеллекта и использование чат-ботов с искусственным интеллектом приводят к падению трафика на сайтах издателей. Однако в среду Google опроверг эту информацию, по крайней мере в целом. Вместо этого поисковый гигант заявляет, что общий объем органических кликов из его поисковой системы на веб-сайты остается «относительно стабильным» из года в год, а среднее качество кликов немного повысилось.
«Эти данные противоречат отчетам третьих сторон, которые неточно указывают на резкое снижение совокупного трафика — часто на основе несовершенных методологий, отдельных примеров или изменений трафика, которые произошли до внедрения функций искусственного интеллекта в поиске», — пишет вице-президент Google и руководитель отдела поиска Лиз Рейд в новом сообщении в блоге.
Хотя Google не поделился никакими конкретными данными в подтверждение своих выводов, даже если мы предположим, что утверждения Google верны, это не обязательно означает, что ИИ не оказывает влияния.
Даже Google вынужден признать это, поскольку Рид отмечает, что «тенденции пользователей приводят к перераспределению трафика между разными сайтами, что приводит к снижению трафика на некоторых сайтах и увеличению трафика на других».
Слово «некоторых» здесь играет важную роль, поскольку Google не делится данными о том, сколько сайтов выигрывают, а сколько теряют. И хотя чат-боты, такие как ChatGPT, безусловно, за последние месяцы увеличили трафик, это не означает, что онлайн-издатели не страдают.
Google на протяжении многих лет модернизирует свою поисковую систему, чтобы отвечать на большее количество вопросов непосредственно на странице результатов поиска, и теперь делает это с помощью ИИ через «Обзоры ИИ», которые появляются в верхней части результатов поиска. Google также позволяет пользователям взаимодействовать с чат-ботом ИИ для некоторых запросов. Тем не менее, Google отрицает, что это значительно меняет ландшафт поиска. Скорее, это указывает на то, что пользователи переключают свое внимание на другие сайты, чтобы начать свои запросы.
Рид объясняет: «Люди все чаще ищут и переходят на сайты с форумами, видео, подкастами и постами, где они могут услышать аутентичные голоса и мнения из первых рук».
Читая между строк, можно понять, что Google.com в наши дни не обязательно является первым сайтом, который люди посещают в Интернете. Но это то, что мы знаем уже давно. Еще в 2022 году один из руководителей Google даже заявил, что социальные сети, такие как TikTok и Instagram, отнимают у Google его основные продукты, такие как Поиск и Карты.
«По результатам наших исследований, почти 40 % молодых людей, когда ищут место для обеда, не обращаются к Google Maps или Поиску», — сказал старший вице-президент Google Прабхакар Рагхаван, который в то время руководил отделом знаний и информации компании (сейчас он является главным технологом компании). «Они заходят в TikTok или Instagram», — отметил он.
Google также давно беспокоило то, что Amazon.com стал первым сайтом, который люди посещают для поиска товаров в Интернете, а Reddit.com — первым сайтом для поиска интересующих их тем.
На протяжении многих лет компания пыталась придумать привлекательные функции как для потребителей, так и для розничных продавцов, которые привлекли бы больше пользователей в Google Shopping. Эти усилия включали универсальные корзины покупок, проверку местных запасов, поиск выгодных предложений, покупки по изображениям продуктов на веб-сайтах и многое другое. В 2020 году компания даже сделала свои списки покупок бесплатными для продавцов.
Между тем, пока пользователи жаловались на снижение качества Google Search, поисковый гигант наблюдал такой большой спрос на Reddit, что в конце концов добавил фильтр «Reddit», позволяющий пользователям сужать результаты по релевантным поисковым запросам. (Теперь этот фильтр просто называется «форумы».)
Так что, возможно, в опровержениях Google есть доля правды — не искусственный интеллект полностью ответственен за гибель поиска. Поиск уже умирал.
В новом посте в блоге Google также пытается немного сдвинуть границы того, что это значит для веб-сайтов, получающих клики Google. Теперь, вместо подсчета кликов, компания хочет, чтобы издатели думали о качестве кликов.
Компания заявляет, что среднее качество кликов повысилось, и Google отправляет на веб-сайты «немного больше качественных кликов», чем год назад. (Google объясняет, что качественный клик — это тот, при котором пользователи не возвращаются назад, а остаются и читают.) Однако Google не сообщает, насколько увеличилось качество. Компания только указывает, что когда люди переходят по ссылке в ответе ИИ на источник, они с большей вероятностью углубляются в тему, поэтому эти клики более ценны.
Более того, Google представляет ИИ как возможность для веб-издателей получить большую известность, заявляя, что «с помощью обзоров ИИ люди видят на странице больше ссылок, чем раньше», пишет Рид. «Больше запросов и больше ссылок означают больше возможностей для веб-сайтов появиться и получить клики».
Однако, как показывают отчеты, ИИ, хотя и является растущим источником переходов, пока не компенсирует разницу в количестве кликов. Недавнее исследование Similarweb показывает, что количество поисковых запросов в Интернете, не приводящих к переходам на новостные сайты, выросло с 56 % (когда Google запустил AI Overviews в мае 2024 года) до 69 % по состоянию на май 2025 года.
Google, похоже, тоже осознает эту тенденцию, поскольку недавно запустил продукт для издателей, который помогает им монетизировать.
Оригинал
Уникальность