Законность рекламы на асфальте
По правовому аспекту рекламы на асфальте в октябре 2010 года мы провели консультации со специалистами Комитета по рекламы, информации и оформлению г. Москвы; с начальником окружного управления Департамента земельных ресурсов г. Москвы и с начальником окружного отдела Земельной инспекции г. Москвы.
Базовые моменты:
Является ли реклама на асфальте рекламой?
Да, является на основании ст. 3 п. 1 Федерального закона N 38- ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. “рекламой считается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке”.
Запрещена ли реклама на асфальте Федеральным законом № 38-ФЗ “О рекламе”?
Нет, в законе данный вид рекламы не запрещен. Федеральный закон № 38-ФЗ“О рекламе” – это рамочный закон, предъявляющий основные требования к рекламе и регламентирующий общие правила рынка. Закон не описывает все виды рекламы и не запрещает ни один из них. Более того, закон не регламентирует порядок размещения рекламы. Реклама на асфальте не подпадает под определение наружной рекламы и не описана как отдельный вид рекламы. Вывод: реклама на асфальте не запрещена, следовательно, разрешена.
Законна ли реклама на асфальте?
Ответ рассмотрим для двух случаев:
Если реклама размещается по договоренности на асфальтированном участке, находящемся в частной собственности (территория торгового центра, автостоянка, АЗС, платформа РЖД и др.), размещение рекламы будет законно. Вы, как собственник асфальтированного участка, можете легально предоставить данный участок для размещения рекламы на асфальте на условиях аренды.
Если реклама размещается на тротуарах, пешеходных дорожках, входах в метро и других объектах, находящихся в собственности города Москвы, реклама будет незаконна. Что означает “незаконность” рекламы в данном случае? Это означает, что реклама не запрещена, но при этом ее нельзя официально (законно) согласовать и разместить, т.к. данный вид рекламы не отрегулирован региональным законодательством. Именно нормативно-правовые документы субъектов РФ на основании Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе" должны регламентировать порядок согласования и размещения разных видов рекламы. В Москве таким нормативно-правовым документом является Постановление Правительства Москвы № 908-ПП от 21.11.2006 г. “О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителем в режиме “одного окна”. Но весь казус в том, что реклама на асфальте не попадает под определение наружной рекламы федерального закона и не прописана как отдельный вид рекламы. Поэтому получается правовой пробел, когда само явление есть, но оно не отрегулировано в правовом поле.
Какую ответственность может понести рекламодатель за размещение рекламы?
На сегодняшний день никакую. Подобная реклама не обозначена в федеральном законе “О рекламе” и Постановлении Правительства Москвы № 908-ПП и, следовательно, не подлежит контролю со стороны Комитета рекламы. Департамент земельных ресурсов г. Москвы и окружные земельные инспекции г. Москвы также не имеют оснований для предъявления рекламодателю штрафов или исков именно потому, что реклама не запрещена, но и не отражена в правовом поле. Представители органов исполнительной власти говорят, что должны быть внесены поправки в федеральный или региональный закон, чтобы получить основания для применения штрафных санкций. Поправка Олега Михеева («Единая Россия») в закон «О рекламе», ст. 19, ратифицирована не была, хотя ее введение обсуждалось.
Какую ответственность может понести фирма-исполнитель за размещение рекламы (возможен ли штраф за размещение рекламы на асфальте)?
Кодекс города Москвы об административных правонарушениях в статье 8.13 говорит, что объявления рекламного характера должны размещаться только в специально предназначенных местах. За нарушение этой статьи предусмотрен штраф в 1500-2500 рублей для физических лиц, и в 20-30 тысяч рублей для юридических лиц. Но применяется эта статья только в отношении фирмы-исполнителя и то, крайне редко – как правило, это скорее предупреждение. Чтобы реклама на асфальте нарушила законность настолько, чтобы наступила уголовная ответственность по 214-й статье уголовного кодекса (вандализм), нужно нанести ущерб объектам культуры или муниципальной собственности. В этом случае обвиняемому может грозить штраф до 40 тысяч рублей, обязательные работы от 120 до 180 часов или исправительные работы на срок от полугода до года.