Автор статьи Майкл Кейси — бывший журналист Wall Street Journal и соавтор книг о криптовалютах, ныне входит в совет директоров Coindesk, а также является старшим советником по изучению блокчейна в инициативной группе по цифровым валютам при Массачусетском технологическом институте. Оригинальная статья What a Facebook Blockchain Token Might Look Like опубликована в Coindesk.
33-летнему Марку Цукербергу, состояние которого оценивается в $71 млрд., отлично удалась централизованно управляемая система Facebook.
В последние полтора десятилетия закрытый алгоритм гиганта соцсетей спокойно манипулировал новостными лентами миллионов своих пользователей, чтобы получать максимум доходов от рекламы и направлять их Цукербергу и его акционерам.
Итак, почему Цукерберг занялся изучением более децентрализованной модели? И какова в этом роль криптовалютных технологий?
В новогоднем посте на Facebook он (похоже, безо всякой иронии) отметил:
Затем на Facebook появилась другая публикация, в которой говорилось, что предстоящие изменения в новостных лентах подразумевают больше информации от «друзей, семьи и групп» и «меньше публичного контента, такого как сообщения от фирм, брендов и СМИ».
Время покажет, действительно ли ставка на «значимые социальные взаимодействия», которые стали для Facebook дороже рекламного трафика, будет положительно влиять на «долгосрочную перспективу сообщества и бизнеса [FB]», как предположил Цукерберг.
Реакция Уолл-стрит на этот пост была суровой: акции компании упали на 4,5%.
Такая реакция предсказуема: если Facebook больше не будет акцентировать внимание на контекстной рекламе для пользователей, то и доходы акционеров должны уменьшиться.
Итак, почему Цукерберг занял такую позицию? Вероятно, он хочет, чтобы Вашингтон оставил его в покое.
Российское политическое расследование пролило свет на то, как Facebook использует свой закрытый алгоритм — основной инструмент собственной централизованной власти, который умеет отбирать и представлять рекламодателям «голосующую аудиторию».
Утверждается, что российские спецслужбы использовали Facebook для дезинформации и влияния на выборы в США. Больше, чем сами обвинения, впечатляет, что социальная сеть стала настолько мощной силой, что такое вмешательство в принципе стало возможным.
Более того, алгоритм Facebook, по сути, поощряет вмешательство, хотя и непреднамеренно: он как будто естественным образом создаёт эхо-камеру для людей с обычными настроениями, которые с радостью будут делиться с другими тем контентом, который им нравится. Так и создаётся «липкая» аудитория, которую можно дорого продать рекламодателям.
Это работает даже тогда (возможно, особенно тогда), когда материалы, которыми делятся пользователи, — откровенно фейковые.
Однако Цукерберг явно озабочен растущим недовольством своих пользователей, которым однажды гуру по кибербезопасности Брюс Шнайер объяснил:
Теперь, по прошествии времени, многие понимают, что их, в общем-то, обманули: они производят и распространяют контент, который управляет трафиком на сайте, а также отдают своё время и внимание рекламодателям, НЕ ПОЛУЧАЯ ЗА ЭТО НИ КОПЕЙКИ.
Хуже того, они вынуждены просматривать контент, который не хотят видеть. (Даже в криптовалютном сообществе наверняка есть те, кто устал от рекламы биткоин-эксперта Джеймса Алтучера в ленте Facebook!)
Проблема заключается в том, что в рамках нынешней бизнес-модели куски пирогов для акционеров могут значительно уменьшиться. И причина в том, что децентрализация Facebook должна происходить либо путём прекращения рекламных вторжений в пространство пользователей, либо путём распределения дохода от рекламы между сервисом, пользователями и акционерами, как в YouTube.
С другой стороны, если недовольство пользователей приведёт к их оттоку (или даже к полному исходу), то уйдут и рекламодатели, и платформа может умереть. В этом случае интересы акционеров точно не окажутся на первом месте.
Рост и падение MySpace, некогда вездесущей платформы, место которой занял Facebook, — напоминание о том, какой вариант не стоит исключать.
Разрешение такой дилеммы может заключаться в технологиях, которые Цукерберг пообещал исследовать — в криптовалютном токене (назовём его условно FBCoin).
Внутренние планы Facebook, разумеется, нам неизвестны. Однако, учитывая прошлые шаги компании (которые, правда, ни к чему не привели) в сторону цифровых денег и платежей, можно строить некоторые догадки. Особенно в контексте высказываний самого CEO социальной сети.
Токены в этом случае станут инструментом, который так или иначе поможет распределить центр тяжести между производителями децентрализованных приложений и остальными игроками, которые связаны с платформой.
Вот очень простая модель: Facebook может сделать премайн большого пула токенов, распределив значительное их количество среди акционеров и удерживая остальные в резерве для того, чтобы распространять среди пользователей. Распределение среди пользователей можно сделать на основании трафика, создаваемого их оригинальным контентом. Затем Facebook может распорядиться о том, чтобы реклама на платформе оплачивалась с помощью этих токенов, в результате чего появится рынок, где пользователи смогут монетизировать свой оригинальный контент.
Цена токенов должна выражаться в долларах, исходя из спроса и предложения.
Возможно, это и есть лучший способ для Facebook разрешить свою дилемму. Этот способ предоставит акционерам и пользователям ценную долю в будущей платформе, а точнее, в рамках будущих децентрализованных правил.
Разумеется, криптонарод, привыкший думать о возможных подвохах, сразу увидит здесь кучу опасностей.
Есть способы махинации с трафиком — вроде таких, которые пытается предотвратить компания Brave с помощью своего браузера и токена BAT. Сможет ли алгоритм узнать, что вы действительно создали оригинальный контент, а не скопировали его откуда-то?
Для обеспечения честности понадобится ряд решений, среди которых могут оказаться «репутационные» токены и PoW для борьбы с ботами, генерирующими трафик.
И кто будет всем этим управлять? Трудно представить, что Facebook не захочет контролировать рынок своих токенов или централизованно управлять реестром.
Но если бы Facebook захотелось по-настоящему испытать силу сетевых эффектов и запустить токены в хорошо децентрализованной блокчейн-системе, а также впустить их на децентрализованный рынок, то это могло бы привести к взрывному росту компании, а кроме того, к значительной прибыли для её акционеров.
Если Цукерберг действительно готов экспериментировать с децентрализованными системами, то публичный криптовалютный токен мог бы стать сильным и эффективным средством, чтобы сделать это.
Но я бы, если честно, предпочёл, чтобы масштабируемое децентрализованное решение для социальных сетей, которое смогло бы заменить коварный централизованный алгоритм, создал не Facebook, а кто-то другой. Этот кто-то сделал бы с Facebook то, что детище Цукерберга в своё время сделало с MySpace. Социальные сети крайне нуждаются в модели, которая вернёт власть людям.
Но кто знает? Возможно, Марк Цукерберг, который пообещал отдать всё своё богатство на благотворительность, решит, что лучший подарок человечеству — это платформа для творчества, позволяющая честно вознаграждать людей за их идеи и уникальное самовыражение.
33-летнему Марку Цукербергу, состояние которого оценивается в $71 млрд., отлично удалась централизованно управляемая система Facebook.
В последние полтора десятилетия закрытый алгоритм гиганта соцсетей спокойно манипулировал новостными лентами миллионов своих пользователей, чтобы получать максимум доходов от рекламы и направлять их Цукербергу и его акционерам.
Итак, почему Цукерберг занялся изучением более децентрализованной модели? И какова в этом роль криптовалютных технологий?
В новогоднем посте на Facebook он (похоже, безо всякой иронии) отметил:
И он торжественно пообещал «углублённо изучать положительные и отрицательные аспекты» децентрализации, а также криптографических технологий, которые способствуют расширению прав и возможностей людей.С появлением небольшого количества крупных технологических компаний … многие люди стали считать, что технология только централизует власть, а не децентрализует её.
Затем на Facebook появилась другая публикация, в которой говорилось, что предстоящие изменения в новостных лентах подразумевают больше информации от «друзей, семьи и групп» и «меньше публичного контента, такого как сообщения от фирм, брендов и СМИ».
Время покажет, действительно ли ставка на «значимые социальные взаимодействия», которые стали для Facebook дороже рекламного трафика, будет положительно влиять на «долгосрочную перспективу сообщества и бизнеса [FB]», как предположил Цукерберг.
Реакция Уолл-стрит на этот пост была суровой: акции компании упали на 4,5%.
Такая реакция предсказуема: если Facebook больше не будет акцентировать внимание на контекстной рекламе для пользователей, то и доходы акционеров должны уменьшиться.
Угрозы для Facebook
Итак, почему Цукерберг занял такую позицию? Вероятно, он хочет, чтобы Вашингтон оставил его в покое.
Российское политическое расследование пролило свет на то, как Facebook использует свой закрытый алгоритм — основной инструмент собственной централизованной власти, который умеет отбирать и представлять рекламодателям «голосующую аудиторию».
Утверждается, что российские спецслужбы использовали Facebook для дезинформации и влияния на выборы в США. Больше, чем сами обвинения, впечатляет, что социальная сеть стала настолько мощной силой, что такое вмешательство в принципе стало возможным.
Более того, алгоритм Facebook, по сути, поощряет вмешательство, хотя и непреднамеренно: он как будто естественным образом создаёт эхо-камеру для людей с обычными настроениями, которые с радостью будут делиться с другими тем контентом, который им нравится. Так и создаётся «липкая» аудитория, которую можно дорого продать рекламодателям.
Это работает даже тогда (возможно, особенно тогда), когда материалы, которыми делятся пользователи, — откровенно фейковые.
Однако Цукерберг явно озабочен растущим недовольством своих пользователей, которым однажды гуру по кибербезопасности Брюс Шнайер объяснил:
Не следует заблуждаться, думая, что вы клиент Facebook, вы — его продукт.
Теперь, по прошествии времени, многие понимают, что их, в общем-то, обманули: они производят и распространяют контент, который управляет трафиком на сайте, а также отдают своё время и внимание рекламодателям, НЕ ПОЛУЧАЯ ЗА ЭТО НИ КОПЕЙКИ.
Хуже того, они вынуждены просматривать контент, который не хотят видеть. (Даже в криптовалютном сообществе наверняка есть те, кто устал от рекламы биткоин-эксперта Джеймса Алтучера в ленте Facebook!)
Проблема заключается в том, что в рамках нынешней бизнес-модели куски пирогов для акционеров могут значительно уменьшиться. И причина в том, что децентрализация Facebook должна происходить либо путём прекращения рекламных вторжений в пространство пользователей, либо путём распределения дохода от рекламы между сервисом, пользователями и акционерами, как в YouTube.
С другой стороны, если недовольство пользователей приведёт к их оттоку (или даже к полному исходу), то уйдут и рекламодатели, и платформа может умереть. В этом случае интересы акционеров точно не окажутся на первом месте.
Рост и падение MySpace, некогда вездесущей платформы, место которой занял Facebook, — напоминание о том, какой вариант не стоит исключать.
Решение в токенах?
Разрешение такой дилеммы может заключаться в технологиях, которые Цукерберг пообещал исследовать — в криптовалютном токене (назовём его условно FBCoin).
Внутренние планы Facebook, разумеется, нам неизвестны. Однако, учитывая прошлые шаги компании (которые, правда, ни к чему не привели) в сторону цифровых денег и платежей, можно строить некоторые догадки. Особенно в контексте высказываний самого CEO социальной сети.
Токены в этом случае станут инструментом, который так или иначе поможет распределить центр тяжести между производителями децентрализованных приложений и остальными игроками, которые связаны с платформой.
Вот очень простая модель: Facebook может сделать премайн большого пула токенов, распределив значительное их количество среди акционеров и удерживая остальные в резерве для того, чтобы распространять среди пользователей. Распределение среди пользователей можно сделать на основании трафика, создаваемого их оригинальным контентом. Затем Facebook может распорядиться о том, чтобы реклама на платформе оплачивалась с помощью этих токенов, в результате чего появится рынок, где пользователи смогут монетизировать свой оригинальный контент.
Цена токенов должна выражаться в долларах, исходя из спроса и предложения.
Возможно, это и есть лучший способ для Facebook разрешить свою дилемму. Этот способ предоставит акционерам и пользователям ценную долю в будущей платформе, а точнее, в рамках будущих децентрализованных правил.
Разумеется, криптонарод, привыкший думать о возможных подвохах, сразу увидит здесь кучу опасностей.
Есть способы махинации с трафиком — вроде таких, которые пытается предотвратить компания Brave с помощью своего браузера и токена BAT. Сможет ли алгоритм узнать, что вы действительно создали оригинальный контент, а не скопировали его откуда-то?
Для обеспечения честности понадобится ряд решений, среди которых могут оказаться «репутационные» токены и PoW для борьбы с ботами, генерирующими трафик.
И кто будет всем этим управлять? Трудно представить, что Facebook не захочет контролировать рынок своих токенов или централизованно управлять реестром.
Но если бы Facebook захотелось по-настоящему испытать силу сетевых эффектов и запустить токены в хорошо децентрализованной блокчейн-системе, а также впустить их на децентрализованный рынок, то это могло бы привести к взрывному росту компании, а кроме того, к значительной прибыли для её акционеров.
Если Цукерберг действительно готов экспериментировать с децентрализованными системами, то публичный криптовалютный токен мог бы стать сильным и эффективным средством, чтобы сделать это.
Но я бы, если честно, предпочёл, чтобы масштабируемое децентрализованное решение для социальных сетей, которое смогло бы заменить коварный централизованный алгоритм, создал не Facebook, а кто-то другой. Этот кто-то сделал бы с Facebook то, что детище Цукерберга в своё время сделало с MySpace. Социальные сети крайне нуждаются в модели, которая вернёт власть людям.
Но кто знает? Возможно, Марк Цукерберг, который пообещал отдать всё своё богатство на благотворительность, решит, что лучший подарок человечеству — это платформа для творчества, позволяющая честно вознаграждать людей за их идеи и уникальное самовыражение.