Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) во вторник обнародовало отчет о радиационной безопасности в Украине, где, в частности, поделилось данными о визите миссии на Запорожскую атомную электростанцию.
Выдержки из Отчета
39. Группа наблюдала присутствие российского военного персонала, транспортных средств и оборудования в различных местах на ЗАЭС, в том числе несколько военных грузовиков на первом этаже машинного зала энергоблоков 1 и 2. и военная техника, стоящая под эстакадой, соединяющей реакторные блоки.
Хотя продолжающиеся обстрелы еще не привели к возникновению ядерной аварийной ситуации, они продолжают представлять постоянную угрозу ядерной безопасности и физической безопасности с потенциальным воздействием на критические функции безопасности, что может привести к радиологическим последствиям, имеющим большое значение для безопасности.
Рекомендация 1:МАГАТЭ рекомендует немедленно прекратить обстрелы на площадке и в ее окрестностях во избежание дальнейшего повреждения станции и связанных с ней объектов, в целях безопасности эксплуатационного персонала и сохранения физической неприкосновенности для обеспечения безопасной и надежной эксплуатации. Для этого требуется согласие всех соответствующих сторон на создание зоны ядерной безопасности и защиты вокруг ЗАЭС.
41. С 4 марта штатное руководство и персонал продолжали эксплуатировать ЗАЭС и выполнять свою повседневную работу, но объект оставался под контролем командующего российскими
силами. 13 марта Украина проинформировала МАГАТЭ о том, что на объекте находились не менее 11 представителей Государственной корпорации по атомной энергии Российской Федерации «Росатом». 29 апреля украинские власти сообщили, что Росэнергоатом — подразделение Росатома — направило на ЗАЭС группу атомщиков. Эти специалисты запрашивали у руководства станции ежедневные отчеты по «конфиденциальным вопросам» функционирования АЭС, охватывающие аспекты, связанные с администрированием и управлением, техническим обслуживанием и ремонтом, безопасностью и контролем доступа, обращением с ядерным топливом, отработавшим топливом и радиоактивными отходами. МАГАТЭ считает, что присутствие старшего технического персонала Росатома может привести к столкновению с обычными линиями оперативного управления или полномочий и создать потенциальные трения, когда дело доходит до принятия решений. Операционные бригады Энергоатома на станции смогли работать в три смены в день, но ситуация негативно сказалась на персонале.
42. В апреле Госатомрегулирование проинформировало МАГАТЭ о том, что «персонал ЗАЭС работал в условиях невероятного напряжения», а «моральное и эмоциональное состояние» персонала ЗАЭС было «очень низким». Руководство станции проинформировало МАГАТЭ о том, что последний обстрел затронул системы безопасности и привел к повреждению систем и оборудования станции. Эти недавние инциденты одновременно усилили тревогу и давление на персонал, эксплуатирующий ЗАЭС. В одном случае пересменку пришлось остановить. Состояние, при котором эксплуатационный персонал подвергается постоянному высокому стрессу и нагрузке при эксплуатации АЭС, не является устойчивым и может привести к увеличению числа человеческих ошибок с последствиями для ядерной безопасности.
43. 6 августа во время нового обстрела был ранен один из сотрудников ЗАЭС, работавший в районе сухого хранилища отработавшего ядерного топлива, в результате чего также был нанесен физический ущерб. Кроме того, Украина сообщила в МАГАТЭ, что персонал ЗАЭС ограничил доступ в аварийный кризисный центр на площадке.
44. В своих бюллетенях Генеральный директор неоднократно подчеркивал, что МАГАТЭ все больше беспокоит тяжелые условия, в которых находятся сотрудники украинской ЗАЭС, указывая на ухудшение положения персонала украинской ЗАЭС.
Персонал эксплуатировал объект в чрезвычайно напряженных условиях, находясь под контролем российских вооруженных сил. Генеральный директор отметил, что ситуация на этой крупной АЭС была явно неприемлемой, и что тревожные сообщения еще больше усугубили его беспокойство о благополучии персонала ЗАЭС.
Поддержание в штатном режиме всех систем безопасности ЗАЭС и работоспособности системы физической защиты является результатом усилий оперативного персонала. Однако эти усилия предпринимаются в очень сложных условиях, когда на месте находятся военнослужащие и техника, а также представители Росатома.
Рекомендация 2: МАГАТЭ рекомендует эксплуатировать систему физической защиты в соответствии с проектом и лицензией, а также обеспечить непрерывное функционирование систем безопасности и работоспособность систем и оборудования на ЗАЭС. Это требует удаления транспортных средств из зон, которые могут помешать работе систем безопасности и оборудования.
Украинский персонал, работающий на заводе в условиях российской военной оккупации, находится в постоянном стрессе и напряжении, особенно в связи с ограниченным количеством персонала. Это не является устойчивым и может привести к увеличению числа человеческих ошибок с последствиями для ядерной безопасности. Достаточное количество оперативного персонала должно иметь возможность выполнять свои важные обязанности без угроз или давления, подрывающих не только собственную безопасность, но и безопасность самого объекта, и должна быть оказана любая поддержка, необходимая для обеспечения здоровья персонала и их семей. . ИСАМЗ на месте может определить и помочь решить эти вопросы в соответствии с применимыми стандартами.
Рекомендация 3: МАГАТЭ рекомендует восстановить надлежащую рабочую среду, включая поддержку семьи, для обслуживающего персонала. Кроме того, поскольку оператор несет главную ответственность за ядерную безопасность и физическую безопасность, он должен иметь возможность выполнять свою миссию с четким распределением обязанностей и полномочий.
Несколько раз ЗАЭС полностью или частично теряла внешнее электроснабжение в результате военных действий в этом районе. Внешнее электроснабжение необходимо для непрерывной безопасной эксплуатации станции.
Рекомендация 4:МАГАТЭ рекомендует, чтобы запроектированное резервирование линий электроснабжения за пределами площадки было восстановлено и доступно в любое время, а все военные действия, которые могут повлиять на системы электроснабжения, были прекращены (см. Рекомендацию 1).
Поддержание функциональных и эффективных логистических цепочек поддерживает работоспособность критически важных систем охраны и безопасности и гарантирует своевременное устранение любого их повреждения, чтобы избежать любых нежелательных последствий на месте или за его пределами.
Рекомендация 5: МАГАТЭ рекомендует, чтобы все заинтересованные стороны взяли на себя обязательства и внесли свой вклад в обеспечение эффективных цепочек поставок для обеспечения постоянной ядерной безопасности и сохранности станции при любых условиях, включая безопасные транспортные коридоры, используя при необходимости программу помощи и поддержки МАГАТЭ.
74. Группа была проинформирована украинским персоналом станции и руководителями о том, что местный аварийный центр был недоступен для персонала станции для аварийного реагирования, поскольку он был занят военными властями. Однако был создан альтернативный центр экстренной помощи. Группа посетила этот альтернативный аварийный центр и отметила, что он не обеспечивает выполнение всех необходимых функций реагирования. Например, альтернативный центр неотложной помощи не имеет независимого источника питания или независимой системы вентиляции, и нет подключения к Интернету, чтобы обеспечить эффективную связь со всеми сторонами, участвующими в реагировании на чрезвычайную ситуацию. Группа также была проинформирована о том, что удаленный центр экстренной помощи в г. Запорожье полностью функционирует.
Обеспечение готовности к эффективному реагированию на любой ядерной или радиологической аварийной ситуации на площадке и за ее пределами имеет первостепенное значение в текущих обстоятельствах, которые постоянно угрожают безопасности и защищенности станции.
Рекомендация 6:МАГАТЭ рекомендует, чтобы (1) функции аварийного реагирования были отработаны и отработаны, а средства аварийного реагирования для поддержки этих функций были восстановлены, и (2) была восстановлена готовность посредством регулярного обучения, четких цепочек принятия решений. легкодоступные средства связи и материально-техническое обеспечение. ИСАМЗ может оказать помощь в подготовке и поддержке такого обучения.
80. Персонал и руководство украинской станции подтвердили группе ИСАМЗ, что связь с Госатомрегулированием и вневедомственными аварийными организациями может осуществляться только частично с помощью мобильного телефона, и что другие средства связи, включая факс, аудио- и видеоконференцсвязь, отсутствуют. подключение к интернету и спутниковое телевидение. При наличии подключения к Интернету возможны другие средства связи и обмена с Госатомрегулированием, Энергоатомом и другими заводами.
81. Группа была проинформирована о том, что в апреле 2022 года Госатомрегулирования приостановил контрольно-надзорные проверки на местах и что в настоящее время регулирующий контроль осуществляется только дистанционно.
82. Группа стала свидетелем проблем, связанных с отсутствием возможностей системы связи. Этот критический недостаток лишь усугубляет текущие проблемы командования и управления EPR, а также неспособность согласованно реагировать на любое событие, связанное с безопасностью или безопасностью, на местном, региональном, национальном и международном уровнях. В связи с этим приоритетом является немедленное восстановление подключения к Интернету и/или спутниковой связи для поддержки существующей мобильной телефонной связи.
С самого начала конфликта наблюдается нехватка средств и каналов связи. Этот критический недостаток лишь усугубляет текущие проблемы в поддержании безопасной и надежной эксплуатации станции при надлежащем регулирующем надзоре и в обеспечении эффективного реагирования на местном, региональном, национальном и международном уровне в случае любого события ядерной безопасности или физической безопасности.
Рекомендация 7:МАГАТЭ рекомендует обеспечить наличие надежных и резервных средств и каналов связи, включая Интернет и/или спутниковую связь, со всеми внешними организациями, необходимыми для безопасной и надежной эксплуатации установки.
Итого: за исключением 1 пункта (обстрелы), выявление виновного по которым не входит в компетенцию комиссии МАГАТЭ, остальные шесть пунктов безопасности не выполнены по вине московии.
Выметались бы вы отсюда, ещё и станциями управлять не умеете.
Выдержки из Отчета
39. Группа наблюдала присутствие российского военного персонала, транспортных средств и оборудования в различных местах на ЗАЭС, в том числе несколько военных грузовиков на первом этаже машинного зала энергоблоков 1 и 2. и военная техника, стоящая под эстакадой, соединяющей реакторные блоки.
Хотя продолжающиеся обстрелы еще не привели к возникновению ядерной аварийной ситуации, они продолжают представлять постоянную угрозу ядерной безопасности и физической безопасности с потенциальным воздействием на критические функции безопасности, что может привести к радиологическим последствиям, имеющим большое значение для безопасности.
Рекомендация 1:МАГАТЭ рекомендует немедленно прекратить обстрелы на площадке и в ее окрестностях во избежание дальнейшего повреждения станции и связанных с ней объектов, в целях безопасности эксплуатационного персонала и сохранения физической неприкосновенности для обеспечения безопасной и надежной эксплуатации. Для этого требуется согласие всех соответствующих сторон на создание зоны ядерной безопасности и защиты вокруг ЗАЭС.
41. С 4 марта штатное руководство и персонал продолжали эксплуатировать ЗАЭС и выполнять свою повседневную работу, но объект оставался под контролем командующего российскими
силами. 13 марта Украина проинформировала МАГАТЭ о том, что на объекте находились не менее 11 представителей Государственной корпорации по атомной энергии Российской Федерации «Росатом». 29 апреля украинские власти сообщили, что Росэнергоатом — подразделение Росатома — направило на ЗАЭС группу атомщиков. Эти специалисты запрашивали у руководства станции ежедневные отчеты по «конфиденциальным вопросам» функционирования АЭС, охватывающие аспекты, связанные с администрированием и управлением, техническим обслуживанием и ремонтом, безопасностью и контролем доступа, обращением с ядерным топливом, отработавшим топливом и радиоактивными отходами. МАГАТЭ считает, что присутствие старшего технического персонала Росатома может привести к столкновению с обычными линиями оперативного управления или полномочий и создать потенциальные трения, когда дело доходит до принятия решений. Операционные бригады Энергоатома на станции смогли работать в три смены в день, но ситуация негативно сказалась на персонале.
42. В апреле Госатомрегулирование проинформировало МАГАТЭ о том, что «персонал ЗАЭС работал в условиях невероятного напряжения», а «моральное и эмоциональное состояние» персонала ЗАЭС было «очень низким». Руководство станции проинформировало МАГАТЭ о том, что последний обстрел затронул системы безопасности и привел к повреждению систем и оборудования станции. Эти недавние инциденты одновременно усилили тревогу и давление на персонал, эксплуатирующий ЗАЭС. В одном случае пересменку пришлось остановить. Состояние, при котором эксплуатационный персонал подвергается постоянному высокому стрессу и нагрузке при эксплуатации АЭС, не является устойчивым и может привести к увеличению числа человеческих ошибок с последствиями для ядерной безопасности.
43. 6 августа во время нового обстрела был ранен один из сотрудников ЗАЭС, работавший в районе сухого хранилища отработавшего ядерного топлива, в результате чего также был нанесен физический ущерб. Кроме того, Украина сообщила в МАГАТЭ, что персонал ЗАЭС ограничил доступ в аварийный кризисный центр на площадке.
44. В своих бюллетенях Генеральный директор неоднократно подчеркивал, что МАГАТЭ все больше беспокоит тяжелые условия, в которых находятся сотрудники украинской ЗАЭС, указывая на ухудшение положения персонала украинской ЗАЭС.
Персонал эксплуатировал объект в чрезвычайно напряженных условиях, находясь под контролем российских вооруженных сил. Генеральный директор отметил, что ситуация на этой крупной АЭС была явно неприемлемой, и что тревожные сообщения еще больше усугубили его беспокойство о благополучии персонала ЗАЭС.
Поддержание в штатном режиме всех систем безопасности ЗАЭС и работоспособности системы физической защиты является результатом усилий оперативного персонала. Однако эти усилия предпринимаются в очень сложных условиях, когда на месте находятся военнослужащие и техника, а также представители Росатома.
Рекомендация 2: МАГАТЭ рекомендует эксплуатировать систему физической защиты в соответствии с проектом и лицензией, а также обеспечить непрерывное функционирование систем безопасности и работоспособность систем и оборудования на ЗАЭС. Это требует удаления транспортных средств из зон, которые могут помешать работе систем безопасности и оборудования.
Украинский персонал, работающий на заводе в условиях российской военной оккупации, находится в постоянном стрессе и напряжении, особенно в связи с ограниченным количеством персонала. Это не является устойчивым и может привести к увеличению числа человеческих ошибок с последствиями для ядерной безопасности. Достаточное количество оперативного персонала должно иметь возможность выполнять свои важные обязанности без угроз или давления, подрывающих не только собственную безопасность, но и безопасность самого объекта, и должна быть оказана любая поддержка, необходимая для обеспечения здоровья персонала и их семей. . ИСАМЗ на месте может определить и помочь решить эти вопросы в соответствии с применимыми стандартами.
Рекомендация 3: МАГАТЭ рекомендует восстановить надлежащую рабочую среду, включая поддержку семьи, для обслуживающего персонала. Кроме того, поскольку оператор несет главную ответственность за ядерную безопасность и физическую безопасность, он должен иметь возможность выполнять свою миссию с четким распределением обязанностей и полномочий.
Несколько раз ЗАЭС полностью или частично теряла внешнее электроснабжение в результате военных действий в этом районе. Внешнее электроснабжение необходимо для непрерывной безопасной эксплуатации станции.
Рекомендация 4:МАГАТЭ рекомендует, чтобы запроектированное резервирование линий электроснабжения за пределами площадки было восстановлено и доступно в любое время, а все военные действия, которые могут повлиять на системы электроснабжения, были прекращены (см. Рекомендацию 1).
Поддержание функциональных и эффективных логистических цепочек поддерживает работоспособность критически важных систем охраны и безопасности и гарантирует своевременное устранение любого их повреждения, чтобы избежать любых нежелательных последствий на месте или за его пределами.
Рекомендация 5: МАГАТЭ рекомендует, чтобы все заинтересованные стороны взяли на себя обязательства и внесли свой вклад в обеспечение эффективных цепочек поставок для обеспечения постоянной ядерной безопасности и сохранности станции при любых условиях, включая безопасные транспортные коридоры, используя при необходимости программу помощи и поддержки МАГАТЭ.
74. Группа была проинформирована украинским персоналом станции и руководителями о том, что местный аварийный центр был недоступен для персонала станции для аварийного реагирования, поскольку он был занят военными властями. Однако был создан альтернативный центр экстренной помощи. Группа посетила этот альтернативный аварийный центр и отметила, что он не обеспечивает выполнение всех необходимых функций реагирования. Например, альтернативный центр неотложной помощи не имеет независимого источника питания или независимой системы вентиляции, и нет подключения к Интернету, чтобы обеспечить эффективную связь со всеми сторонами, участвующими в реагировании на чрезвычайную ситуацию. Группа также была проинформирована о том, что удаленный центр экстренной помощи в г. Запорожье полностью функционирует.
Обеспечение готовности к эффективному реагированию на любой ядерной или радиологической аварийной ситуации на площадке и за ее пределами имеет первостепенное значение в текущих обстоятельствах, которые постоянно угрожают безопасности и защищенности станции.
Рекомендация 6:МАГАТЭ рекомендует, чтобы (1) функции аварийного реагирования были отработаны и отработаны, а средства аварийного реагирования для поддержки этих функций были восстановлены, и (2) была восстановлена готовность посредством регулярного обучения, четких цепочек принятия решений. легкодоступные средства связи и материально-техническое обеспечение. ИСАМЗ может оказать помощь в подготовке и поддержке такого обучения.
80. Персонал и руководство украинской станции подтвердили группе ИСАМЗ, что связь с Госатомрегулированием и вневедомственными аварийными организациями может осуществляться только частично с помощью мобильного телефона, и что другие средства связи, включая факс, аудио- и видеоконференцсвязь, отсутствуют. подключение к интернету и спутниковое телевидение. При наличии подключения к Интернету возможны другие средства связи и обмена с Госатомрегулированием, Энергоатомом и другими заводами.
81. Группа была проинформирована о том, что в апреле 2022 года Госатомрегулирования приостановил контрольно-надзорные проверки на местах и что в настоящее время регулирующий контроль осуществляется только дистанционно.
82. Группа стала свидетелем проблем, связанных с отсутствием возможностей системы связи. Этот критический недостаток лишь усугубляет текущие проблемы командования и управления EPR, а также неспособность согласованно реагировать на любое событие, связанное с безопасностью или безопасностью, на местном, региональном, национальном и международном уровнях. В связи с этим приоритетом является немедленное восстановление подключения к Интернету и/или спутниковой связи для поддержки существующей мобильной телефонной связи.
С самого начала конфликта наблюдается нехватка средств и каналов связи. Этот критический недостаток лишь усугубляет текущие проблемы в поддержании безопасной и надежной эксплуатации станции при надлежащем регулирующем надзоре и в обеспечении эффективного реагирования на местном, региональном, национальном и международном уровне в случае любого события ядерной безопасности или физической безопасности.
Рекомендация 7:МАГАТЭ рекомендует обеспечить наличие надежных и резервных средств и каналов связи, включая Интернет и/или спутниковую связь, со всеми внешними организациями, необходимыми для безопасной и надежной эксплуатации установки.
Итого: за исключением 1 пункта (обстрелы), выявление виновного по которым не входит в компетенцию комиссии МАГАТЭ, остальные шесть пунктов безопасности не выполнены по вине московии.
Выметались бы вы отсюда, ещё и станциями управлять не умеете.