В 1920-х годах автор (и священник) Рональд Нокс придумал то, что стало известно как «Десять заповедей» для написания мистерии. Среди них: персонаж-преступник должен быть упомянут заранее; детектив не виноват, и случайность или безотчетная интуиция не помогут ему; только одна секретная комната или проход на этаж; никаких сверхъестественных агентств, китайцев или двойников. Эти правила высмеивали более диковинные образы жанра, а также отражали особую концепцию детективной фантастики.
В период своего так называемого Золотого века, в этом хрупком лихорадочном промежутке между мировыми войнами, детектив был игрой между писателем и читателем, загадкой, которую нужно было решить путем дедукции. Правила помогли обеспечить справедливость — что писатель не «мошенничал», скажем, убивая жертву с помощью до сих пор неизвестного яда; как мог бы выразиться Нокс, делая это «не в крикет». Но этот идеал был недолгим. Ужасы Второй мировой войны и последовавшие за ней сейсмические социальные изменения и неурядицы превратили в насмешку справедливость и рациональность как ориентиры для понимания современного мира.
Мартин Эдвардс описывает этот сдвиг и многие другие в книге «Преступная жизнь: раскрытие истории тайн и их создателей». Вначале он излагает свое собственное руководство по подходу к этому информативному, развлекательному и обширному тому. «В этой книге прослеживается развитие криминальной истории от ее истоков до наших дней, а также исследуются события, сформировавшие жизнь писателей-криминалистов и их творчество», — пишет он, добавляя, что он попытался передать «чистую жизненную силу» жанра. Поразительно плодовитый автор, редактор, критик и историк жанра, Эдвардс отлично подходит для этой задачи.
Источник
Уникальность