Clearwater Forest оказывается совершенно другим зверем - в нем реализованы не только новейшие разработки Intel Foundry, такие как Foveros Direct 3D, RibbonFET, PowerVia и EMIB 3.5D, но и 3D-кэш, который Intel называет «локальным кэшем», согласно интервью с Флорианом Майслингером из Intel, взятому der8auer и Bens Hardware. Более того, к сожалению, Team Blue также заявила, что не планирует внедрять возможности 3D V-cache, подобные AMD, в свои настольные процессоры.
Следующее поколение E-Core от Intel, только серия Xeon под кодовым названием «Clearwater Forest», будет опираться на флагманский узел 18A, на который Пэт Гелсингер поставил будущее всей компании. Ожидается, что в Clearwater Forest будут использоваться ядра Atom Darkmont, которые придут на смену уже быстрым Skymont, представленным в процессорах Lunar Lake и Arrow Lake.
С точки зрения архитектуры и упаковки Clearwater Forest использует три «активные» плитки Base - каждая из них вмещает четыре процессорных чипсета или плитки для 12 процессорных чипсетов, соединенных с помощью гибридного бондинга (Foveros 3D Direct). На периферии расположены два чипсета ввода-вывода, соединенные с процессорными чипсетами посредством EMIB 3.5D. Ожидается, что весь корпус будет содержать почти 300 миллиардов транзисторов.
Майслингер заявил: «Но для нас это (игры) не очень большой массовый рынок. Вы должны понимать, что мы продаем много процессоров, которые не обязательно используются для игр. Технологически мы все еще можем его использовать (3D Stacked Cache). Это означает, что в следующем году впервые появится процессор (Clearwater Forest) с плиткой кэша, но не для настольных ПК».
Интервью подтверждает то, что мы упустили из виду: как устроен кэш. Беглый взгляд на технический документ Intel поясняет, что SRAM упаковывается в плитку Base, которую Intel называет «локальным кэшем».
До сих пор, даже при дезагрегированном дизайне, Intel использовала «вычислительные плитки», на которых были представлены все ядра вместе с соответствующими кэшами, связанными через кольцевую шину. В Clearwater Forest кэш переносится в плитку Base под чиплетами CPU, где теперь размещаются только ядра CPU, а вся сборка выступает в качестве «вычислительного модуля». Однако это не похоже на подход AMD X3D, поскольку чипсеты CPU взаимно зависят от плитки Base.
После этого Флориан Майслингер заявил, что игровой рынок Intel относительно невелик, и разработка конкурента X3D будет бессмысленной, если его нельзя будет использовать в серверах. Попутно отметим, что AMD также собирается внедрить 3D V-Cache в Threadrippers. Это показывает, что у Intel (точнее, у Intel Foundry) есть технология для борьбы с 3D V-Cache от AMD, Clearwater Forest, но она не планирует делать ее основной в ближайшее время.
Оригинал
Уникальность