Названы основные угрозы внедрения блокчейна в РФ: в Сеть попала дорожная карта Ростеха и Waves
Дорожная карта по развитию блокчейна в России, разработкой которой в рамках государственной программы «Цифровая экономика» занимаются Новосибирский институт программных систем (НИПС) и команда Waves, появилась в открытом доступе в одном из Telegram-каналов. Как указывает автор канала, «секретный документ» могли «слить по недосмотру», так как ссылка на него была якобы обнаружена через веб-приложение Pastebin. Документ имеется в распоряжении редакции ForkLog.
400-страничная дорожная карта содержит анализ факторов технологического предложения по технологии распределенного реестра, рассказывает об уровне готовности каждой из субтехнологий блокчейна (синхронизация данных, консенсус, создание смарт-контрактов и DApps), исследует мировой опыт по созданию блокчейн-решений с фокусом на критические элементы, а также оценивает риски, связанные с внедрением технологии в экономику РФ.
Остановимся подробнее на последнем пункте. Рассматриваемые риски поделены на три категории: юридические/политические, экономические и социальные.
В первую очередь авторы дорожной карты указывают на правовой риск, касающийся несовершенства и неподготовленности нормативно-правовой базы. Отдельно отмечены незащищенность цифровой собственности и отсутствие процедур институционального регулирования процесса разработки и внедрения технологии.
Вторым по важности указан риск усиления внешнеполитических санкций для РФ, потенциально ведущий к ограничению доступа к зарубежным отраслевым решениям и необходимому для них оборудованию, а также к отказу зарубежных партнеров от сотрудничества.
Для снижения этого риска предлагается заключать договоры со странами ЕАЭС, БРИКС, ШОС и другими экономическими партнерами РФ.
В числе экономических рисков специалисты НИПС называют высокий уровень неопределенности в части экономической эффективности блокчейна по сравнению с централизованными решениями.
«В связи с недостатком успешных примеров внедрения технологии в различные отрасли с доказанным экономическим эффектом потенциальные заказчики сталкиваются с риском невозможности обоснованного прогнозирования эффектов от технологии, что существенно ограничивает внедрение технологии», — указано в документе.
Также авторы обеспокоены возможным несанкционированным использованием чужих данных и ростом киберпреступности, в том числе использование критических уязвимостей для несанкционированного изменения условий смарт-контракта.
«Необходимо повышение осведомленности у сотрудников о киберпреступности посредством курсов повышения квалификации. Также необходима разработка «приманок» для привлечения кибератак на неосновные системы компании. Использование «белых хакеров» для поиска и устранения возможных уязвимостей в безопасности», — предлагают эксперты НИПС.
Говоря о социальных рисках, авторы дорожной карты упоминают технологическую безработицу, называя ее впрочем краткосрочным явлением. Для решения этой проблемы предлагается обеспечить профессиональную подготовку кадров посредством запуска бакалаврских и магистерских программы по изучению блокчейна.
Еще одним препятствием на пути к широкому распространению DLT-технологии могут стать сопротивление общества инновациям и его негативное отношение к цифровой технологии.
«Передача под контроль больших объемов данных и полная автоматизация транзакций может вызвать негативное отношение общества к технологии. Перед обществом встает открытый вопрос, в том числе с юридической стороны, присвоения вины за потенциальные ошибки принятых технологией решений. Некоторые юридические лица не готовы к использованию систем, не позволяющих редактировать историю данных», — указано в документе.
Тем не менее авторы дорожной карты ожидают, контроль за ситуацией в лице профильных министерств и организаций, а также ведущих блокчейн-разработчиков способен нивелировать отрицательный эффект всех перечисленных глобальных рисков.
Напомним, согласно ранее доступным отрывкам из дорожной карты, внедрение технологии распределенного реестра в государственные системы РФ может потребовать, по предварительным подсчетам, до 85 млрд рублей.
Источник
Дорожная карта по развитию блокчейна в России, разработкой которой в рамках государственной программы «Цифровая экономика» занимаются Новосибирский институт программных систем (НИПС) и команда Waves, появилась в открытом доступе в одном из Telegram-каналов. Как указывает автор канала, «секретный документ» могли «слить по недосмотру», так как ссылка на него была якобы обнаружена через веб-приложение Pastebin. Документ имеется в распоряжении редакции ForkLog.
400-страничная дорожная карта содержит анализ факторов технологического предложения по технологии распределенного реестра, рассказывает об уровне готовности каждой из субтехнологий блокчейна (синхронизация данных, консенсус, создание смарт-контрактов и DApps), исследует мировой опыт по созданию блокчейн-решений с фокусом на критические элементы, а также оценивает риски, связанные с внедрением технологии в экономику РФ.
Остановимся подробнее на последнем пункте. Рассматриваемые риски поделены на три категории: юридические/политические, экономические и социальные.
В первую очередь авторы дорожной карты указывают на правовой риск, касающийся несовершенства и неподготовленности нормативно-правовой базы. Отдельно отмечены незащищенность цифровой собственности и отсутствие процедур институционального регулирования процесса разработки и внедрения технологии.
Вторым по важности указан риск усиления внешнеполитических санкций для РФ, потенциально ведущий к ограничению доступа к зарубежным отраслевым решениям и необходимому для них оборудованию, а также к отказу зарубежных партнеров от сотрудничества.
Для снижения этого риска предлагается заключать договоры со странами ЕАЭС, БРИКС, ШОС и другими экономическими партнерами РФ.
В числе экономических рисков специалисты НИПС называют высокий уровень неопределенности в части экономической эффективности блокчейна по сравнению с централизованными решениями.
«В связи с недостатком успешных примеров внедрения технологии в различные отрасли с доказанным экономическим эффектом потенциальные заказчики сталкиваются с риском невозможности обоснованного прогнозирования эффектов от технологии, что существенно ограничивает внедрение технологии», — указано в документе.
Также авторы обеспокоены возможным несанкционированным использованием чужих данных и ростом киберпреступности, в том числе использование критических уязвимостей для несанкционированного изменения условий смарт-контракта.
«Необходимо повышение осведомленности у сотрудников о киберпреступности посредством курсов повышения квалификации. Также необходима разработка «приманок» для привлечения кибератак на неосновные системы компании. Использование «белых хакеров» для поиска и устранения возможных уязвимостей в безопасности», — предлагают эксперты НИПС.
Говоря о социальных рисках, авторы дорожной карты упоминают технологическую безработицу, называя ее впрочем краткосрочным явлением. Для решения этой проблемы предлагается обеспечить профессиональную подготовку кадров посредством запуска бакалаврских и магистерских программы по изучению блокчейна.
Еще одним препятствием на пути к широкому распространению DLT-технологии могут стать сопротивление общества инновациям и его негативное отношение к цифровой технологии.
«Передача под контроль больших объемов данных и полная автоматизация транзакций может вызвать негативное отношение общества к технологии. Перед обществом встает открытый вопрос, в том числе с юридической стороны, присвоения вины за потенциальные ошибки принятых технологией решений. Некоторые юридические лица не готовы к использованию систем, не позволяющих редактировать историю данных», — указано в документе.
Тем не менее авторы дорожной карты ожидают, контроль за ситуацией в лице профильных министерств и организаций, а также ведущих блокчейн-разработчиков способен нивелировать отрицательный эффект всех перечисленных глобальных рисков.
Напомним, согласно ранее доступным отрывкам из дорожной карты, внедрение технологии распределенного реестра в государственные системы РФ может потребовать, по предварительным подсчетам, до 85 млрд рублей.
Источник