Идея иммерсионного охлаждения для мейнфреймов и суперкомпьютеров впервые появилась ещё в 1970-х годах, но широкого распространения технология не получила из-за дороговизны и сложности обслуживания.
Сегодня, когда чипы становятся всё более горячими, главным барьером для коммерческого внедрения выступает NVIDIA, сообщает ZDNet Korea со ссылкой на источники отрасли.
Интерес к погружным системам возродился в конце 2000-х, когда компании начали задумываться о повышении энергоэффективности дата-центров. С середины 2010-х Microsoft, Google и Alibaba тестировали двухфазное иммерсионное охлаждение, однако рынок таких решений остаётся небольшим. NVIDIA не сертифицирует такие системы, поэтому пользователи не получают гарантий работы ускорителей в долгосрочной перспективе.
Компания считает, что прямое жидкостное охлаждение пока справляется с тепловой нагрузкой.
Экономические факторы также сдерживают развитие: погружные СЖО требуют специализированной инфраструктуры и сложно интегрируются в существующие ЦОД с воздушным охлаждением, тогда как DLC легко сочетаются с уже установленными системами.
Эксперты прогнозируют активный рост рынка иммерсионного охлаждения в 2027–2028 годах, когда появятся новые ускорители NVIDIA Rubin Ultra. Стойка Rubin Ultra NVL576 будет потреблять 600 кВт, а Google, OCP и Schneider Electric уже разрабатывают мегаваттные установки. Ожидается, что новые чипы потребуют более эффективных решений, чем привычные СЖО, и NVIDIA активно привлекает специалистов по иммерсионным системам.
Источник
Уникальность