До того как в 2009 году Эр Джей Скэринг основал компанию Rivian, он думал о микромобильности.
Более десяти лет спустя его размышления вылились в небольшую программу skunkworks внутри Rivian, целью которой было ответить на один вопрос: Можно ли свести технологию компании к чему-то меньшему и более доступному, чем ее электрические фургоны, грузовики и внедорожники?
Ответ был положительным. Но, как рассказал Скаринг в интервью TechCrunch, они также обнаружили, что программа skunkworks была более масштабной идеей, чем та, которая могла естественно существовать в Rivian. Этот skunkworks - сейчас в команде около 70 человек из Apple, Google, Specialized, Tesla, REI Co-Op и Uber - вышел из Rivian под новым названием и с финансированием в 105 миллионов долларов от Eclipse Ventures.
Стартап под названием Also будет существовать как отдельная от Rivian компания. Однако они будут тесно связаны между собой. Rivian владеет миноритарным пакетом акций, Scaringe будет входить в ее совет директоров, а Also будет использовать технологии автопроизводителя, его розничное присутствие и экономию от масштаба. Крис Ю, вице-президент Rivian по перспективным программам, станет ее президентом.
В следующем году компания планирует запустить в производство свой флагманский продукт для потребителей в США и Европе. Со временем стартап запустит транспортные средства, предназначенные для потребительского и коммерческого использования в Азии и Южной Америке.
По словам Скэринджа, Алсо продемонстрирует свои первые проекты автомобилей на одном из мероприятий в конце этого года. Но он и его новая компания пока умалчивают о том, каким будет этот первый продукт, хотя генеральный директор Rivian рассказал, что он будет иметь форм-фактор, похожий на велосипед.
«Там есть сиденье, два колеса, экран, несколько компьютеров и батарея», - сказал Скаринге.
Он ясно дал понять, что цель состоит в том, чтобы сделать микромобили качества Rivian доступными по цене.
Примечательно, что хороший электронный велосипед стоит столько, сколько он стоит», - прокомментировал Скэринг. «На хороший электронный велосипед можно потратить от 6000 до 8000 долларов, а на действительно хороший - более 10 000 долларов. Это отражение плохо развитой цепочки поставок, которая очень, очень, очень многоуровневая».
Электрические корни
Изначально Скэринг отложил свои идеи об электронных велосипедах и микромобильности в сторону, поскольку строил компанию вокруг электрических пассажирских автомобилей, таких как пикап R1T и внедорожник R1S.
Но примерно в 2019 году бывший директор по развитию Rivian Джитен Бехл (Jiten Behl), возглавивший раунд финансирования от Eclipse Ventures, сказал, что они со Скэрингом начали серьезно обсуждать возможность создания внутри Rivian подразделения, которое бы использовало эти возможности.
«Здесь есть пробел», - сказал Бехл Скарингу. «Если вы посмотрите на наши города, инфраструктура такова, что по ним не ездят большие машины, но у них все равно есть потребности в мобильности. Нам нужно что-то другое, что-то меньшее, что-то более гибкое».
Несколько лет спустя, в 2022 году, они привлекли Криса Ю, бывшего директора по продуктам и технологиям компании Specialized, для создания команды skunkworks.
Один из немногих публичных намеков на то, что Rivian работает над проектом, появился в 2022 году, когда компания подала заявку на новый товарный знак для велосипедов и электровелосипедов, а также их соответствующих конструктивных элементов.
В 2022 году Скаринг рассказал об электронных велосипедах на TechCrunch Disrupt, а в 2023 году Bloomberg сообщило, что Rivian работает над одним из них, но проект так и остался засекреченным.
Использование технологий Rivian
Многие компании пытались разработать и продавать электронные велосипеды, которые бы выделялись из толпы. Но, по словам Скариджа, эти компании были ограничены в своих возможностях снизить стоимость, в основном потому, что они полагались на разрозненную цепочку поставок и работали в небольших объемах.
По словам Скэринджа, для Rivian наступил «момент ага», когда он понял, что его компания может изменить эти переменные. Помогло и то, что Rivian работает над многими технологиями, которые можно перенести на меньшие форм-факторы.
«У большинства компаний, работающих в микропространстве, нет команды, занимающейся силовой электроникой, нет команды, разрабатывающей программное обеспечение для ОС, проектирующей и создающей компьютеры», - говорит он.
«О, ничего себе, у нас есть все эти возможности», - вспомнил он.
Скаринге, Ю и Бехл считают, что у «Алсо» есть потенциал не только на потребительском, но и на коммерческом уровне.
«Можно сказать, что потребность в электромобилях малого форм-фактора в коммерческой сфере немного острее, чем в потребительской, особенно в густонаселенных районах, в частности в Европе, где городские центры закрыты для автомобилей и микроавтобусов», - сказал Ю в интервью. «Мы наблюдаем большой ажиотаж вокруг масштабируемой платформы для транспортных средств, предназначенных для доставки продуктов питания, посылок, доставки и так далее».
Ю сказал, что в настоящее время компания Also ведет «достаточно продвинутые переговоры с некоторыми действительно интересными партнерами», но отказался назвать их имена.
У команды Also много работы. Они хотят создавать небольшие электромобили для потребителей и коммерческих компаний на глобальном рынке. И они готовы создать практически любой форм-фактор, чтобы удовлетворить эти потребности.
На вопрос о том, означает ли это, что однажды мы сможем увидеть рикшу или скейтборд Also, Скаринг ответил, что существуют некоторые практические ограничения.
Оригинал
Уникальность