В этот день, 24 года назад, компания 3dfx, занимавшаяся производством ускорителей 3D-графики, прекратила свою деятельность. Уведомление об этом пришло в виде последнего пресс-релиза 3dfx, в котором она извинялась перед клиентами и поклонниками за вынужденные радикальные меры. Оказавшись перед лицом банкротства в конце 2000 года, акционеры 3dfx согласились продать свои бренды и активы компании nVidia, чтобы получить «наилучший возможный результат» для кредиторов, инвесторов и сотрудников.
Несмотря на то, что компания уже давно прекратила свое существование, многие опытные любители компьютерных технологий до сих пор хранят память о ней, и мы все еще видим энтузиазм по поводу ретро-техники и проектов 3dfx.
Трио основателей 3dfx наверняка не ожидало, что судьба их компании будет столь яркой и в то же время столь короткой. Первый продукт 3dfx, 3D-чип Voodoo Graphics, поступил в производство в ноябре 1995 года, но был представлен потребителям в виде PCI-карты только после COMDEX в октябре следующего года.
Владельцы PCI-карты Voodoo Graphics наслаждались беспрецедентными 3D-визуальными эффектами, которые мог предоставить потребителям только этот 500-нм чип, работающий на частоте 50 МГц, и подкрепленный огромным объемом оперативной памяти EDO в 4 МБ.
Эта специализированная 3D-карта - она должна была работать в паре с 2D-ускорителем в вашем ПК - сыграла огромную роль в создании прорывных 3D-игр той эпохи, таких как Doom и Quake. Чтобы использовать возможности Voodoo, играм пришлось использовать Glide API, но качество графики и прирост производительности были беспрецедентными.
Оригинальная Voodoo имела оглушительный успех, и ее полюбило новое поколение ПК-геймеров. Она стала объектом желания для каждого любителя 3D-игр, и 3dfx попыталась удержать темп, выпустив Voodoo Rush в 1997 году и Voodoo2 в 1998 году. Однако лидерство 3dfx постепенно сходило на нет по мере того, как нетерпеливые конкуренты, такие как Matrox, Nvidia и ATI, представляли новые ускорители одновременно с выходом на рынок комбинированных 2D/3D-ускорителей Voodoo Banshee и Voodoo3 от 3dfx.
Примерно в то же время - в последние месяцы 1990-х - череда печальных событий достигла критической массы. Выкуп компанией 3dfx производителя видеокарт STB прошел не так, как ожидалось, она впустую потратила деньги на покупку производителя чипов Gigapixel, конкуренты выиграли от появления API Microsoft Direct3D, назревала судебная битва с nVidia из-за патентов, задерживались выпуски продуктов Voodoo, продолжались общие внутренние разборки. Все это привело к тому, что 3dfx решила, что лучше всего будет закрыться.
Когда компания обанкротилась, ценные патенты 3dfx перешли к nVidia, а многие инженеры 3dfx нашли новый дом в Green Team. За последние годы мы видели несколько дразнящих заявлений о возвращении 3dfx, и хотя мы знали, что это не может быть реальностью, все равно разочаровывает, когда ничего не происходит.
Может показаться, что 3dfx - слишком знаковый бренд, чтобы его владельцы вечно оставались в бездействии и пренебрегали им.
Однако, если мы не увидим намеков на обратное, лучшая надежда на наследие 3dfx теперь может лежать в сердцах, умах и руках энтузиастов и производителей - как это бывает со многими некогда почитаемыми ретротехнологиями. Ранее в этом году мы рассказывали о прогрессе, достигнутом в увлекательном проекте VoodooX. В последние годы мы также наблюдали астрономические цены на редкое винтажное оборудование Voodoo.
Оригинал
Уникальность