Один из уроков, который наглядно преподнесла бурная среда венчурного финансирования в Кремниевой долине за последние несколько лет, заключается в следующем: Большие оценки не всегда лучше.
«Думаю, мы все видели негативные последствия слишком высокой оценки за последние, скажем так, три года, - сказала Элизабет Инь, соучредитель Hustle Fund, выступая на прошлой неделе . Когда наступает «бычий рынок» венчурных инвестиций и стартапам удается легко собрать много денег, еще не имея реального, доказанного бизнеса, они настраивают себя на трудные времена.
Потому что «планка для следующего раунда выше», - сказала она. По словам Йин, общее правило заключается в том, что для каждого раннего раунда рост бизнеса должен оправдывать двойную, а возможно, и тройную оценку, проведенную ранее.
Поэтому ранние оценки «не должны быть какими-то сумасшедшими, до которых, как вам кажется, вы не сможете дорасти в реальности с вашей тягой, потому что она всегда догоняет вас», - сказала она.
Если компания не сможет вырасти до высокой оценки, она может сжечь своих самых ценных сотрудников, считает венчурный инвестор Рената Квинтини, соучредитель Renegade Partners.
Большинство стартапов предоставляют сотрудникам акции, а иногда и опционы на акции, которые сотрудник обязан купить. И большинство стартапов предлагают эти акции в качестве значительной части зарплаты своих сотрудников. Люди приходят в стартапы, потому что верят, что если они помогут построить компанию, то их акции окупятся. Поэтому, конечно, не очень хорошо, если акции сотрудников со временем становятся все менее ценными.
«Если этот разрыв не сокращается, вы фактически лишаете стимула людей, которые присоединились к вам на ранних этапах», - предупреждает Квинтини.
Гораздо лучший способ привлечь деньги - «создать жесткий процесс», с самого начала установив разумные оценочные ожидания, сказала на сцене вице-президент Коринна Райли, партнер Greylock. «Не стоит медлить и проводить многомесячный раунд. Вы тратите свое собственное время. Вы теряете время VC», - сказала она. «Вы
должны точно знать, сколько вы хотите привлечь».
Квинтини советует стартаперам иметь в голове диапазоны как для суммы, так и для оценки. Для этого, по ее словам, основателю следует больше времени проводить на этапе сбора информации, чем на этапе сбора средств.
Они должны узнать мнение венчурных инвесторов из своей сети о своей оценке. Они должны знать, на каком рынке они работают и какие мультипликаторы выручки или другие ценовые показатели сейчас в моде в их регионе. Они должны тщательно продумать, на какое разводнение они готовы пойти - то есть, какую часть своей компании они готовы продать и какую долю они сохранят после раунда.
Если основатель хочет продать меньшую долю - 10 % против более типичных 20 %, - ему следует выяснить, какие фирмы вообще готовы рассмотреть такую идею. Многие фирмы не станут рассматривать малые доли, поскольку это снижает их шансы на большую прибыль.
Приходить на встречу, желая получить слишком много за слишком мало, означает, что «лучше иметь фантастический бизнес и быть компанией-аутсайдером, чтобы его поддержать; в противном случае вы просто оттолкнете венчурных инвесторов», - говорит Квинтини.
Если венчурный фонд приходит с предложением, которое по своей оценке значительно превосходит все остальные, стартаперам следует обратить внимание на мелкий шрифт. Не заложили ли венчурные фонды в договор условия, чтобы дать своей фирме чрезмерную власть? Это также может означать, что компания не сможет убедить других венчурных инвесторов инвестировать в последующие раунды.
Акселератор стартапов Y Combinator распространяет примерные условия, которые большинство венчурных компаний считают стандартными. Они охватывают все - от права голоса до мест в совете директоров.
«Я определенно видел, как многие мои стартаперы, особенно международные компании, получали всевозможные листы с условиями, которые я бы посчитал нестандартными», - рассказывает Инь, - например, „странные конфигурации совета директоров“, например, венчурный фонд хочет получить несколько мест в совете директоров, или „всевозможные ликвидационные“ преференции. Все, что выше ликвидационной преференции «1x», означает, что инвестор получит больше денег, причем первым, если компания будет продана, и не является стандартным».
Помимо готовности к переговорам о сумме в долларах, оценке и размере доли, основатели должны быть готовы к обсуждению состава совета директоров и таких вопросов, как выбор независимых членов совета. То, что вы решите в отношении условий, дающих венчурным фондам власть, может навсегда повлиять на вашу компанию и ее будущую стоимость.
«Я призываю наших стартаперов отказываться от самых нестандартных вещей. А есть и такие, которые являются пограничными. Может быть, вы соглашаетесь, потому что у вас нет других вариантов, но после того, как это сделано, от этого очень трудно отмахнуться», - говорит Инь.
Оригинал
УНикальность