Сотрудники SpaceX на базе Starbase получают травмы чаще, чем на других производственных объектах компании, согласно данным о безопасности работников, изученным TechCrunch.
Starbase, обширный комплекс для запусков и производства, недавно зарегистрированный как отдельный город в Техасе, в 2024 году показал уровень травматизма почти в 6 раз выше среднего для аналогичных предприятий по производству космических аппаратов и почти в 3 раза выше, чем в среднем по аэрокосмической отрасли, согласно данным Управления по охране труда (OSHA), опубликованным в мае. Этот высокий уровень травматизма сохраняется с 2019 года, когда SpaceX начала предоставлять данные о травмах на Starbase федеральному регулятору.
Starbase является центром самой амбициозной программы SpaceX — полностью многоразовой сверхтяжелой ракеты Starship. Компания работает в ускоренном темпе, чтобы вывести Starship на орбиту для запуска интернет-спутников Starlink и других грузов.
С момента первого орбитального испытания Starship в апреле 2023 года SpaceX провела еще восемь интегрированных полетов. В трех из них компания вошла в историю, поймав массивный ускоритель Super Heavy с помощью «палочек для еды», прикрепленных к стартовой башне.
Данные свидетельствуют, что стремительный прогресс SpaceX имеет свою цену. Хотя показатели травматизма сами по себе не дают полной картины культуры безопасности на Starbase, они предоставляют редкий взгляд на условия труда в ведущей космической компании мира.
Анализ данных по Starbase
OSHA использует стандартизированный показатель безопасности — Общий уровень регистрируемых инцидентов (TRIR), чтобы оценивать безопасность компании и сравнивать ее с конкурентами, такими как Blue Origin и United Launch Alliance. Доступные данные имеют ограничения: они не различают легкие травмы, такие как необходимость наложения швов, и серьезные инциденты, например ампутации.
TechCrunch рассчитал TRIR на основе данных, включающих общее количество инцидентов и общее количество отработанных часов сотрудниками SpaceX на каждом объекте.
Starbase, центральная для миссии Илона Маска по созданию межпланетной жизни, является исключением как в компании, так и в отрасли в целом. В 2024 году TRIR составил 4,27 травмы на 100 работников при среднем числе сотрудников 2690, согласно данным, предоставленным OSHA. Травмированные сотрудники Starbase не могли выполнять свои обычные обязанности в течение 3558 дней ограниченной работы, плюс 656 дней полного отсутствия на работе из-за травм.
Starbase классифицируется правительством США как предприятие по производству космических аппаратов. Уровень травматизма в этом секторе значительно снизился с 1994 года — с 4,2 травмы на 100 работников до 0,7 в 2023 году, согласно историческим данным Бюро статистики труда (BLS). Однако, несмотря на значительные улучшения в процессах безопасности в отрасли, показатели Starbase ближе к уровню 30-летней давности.
Уровень травматизма на всех производственных объектах SpaceX — включая центр разработки и тестирования двигателей в МакГрегоре, Техас; комплекс по производству спутников Starlink в Бастроне, Техас; комплекс ракет Falcon в Хоторне, Калифорния; и еще один объект по производству спутников в Редмонде, Вашингтон — составляет 2,28.
Другие объекты показывают более низкие показатели TRIR, хотя большинство все еще превышают средние по отрасли. Например, в 2024 году TRIR составил 2,48 в МакГрегоре, 3,49 в Бастроне, 1,43 в Хоторне и 2,89 в Редмонде. Средний TRIR для аэрокосмической отрасли в 2024 году — 1,6.
SpaceX также управляет несколькими непроизводственными объектами, включая баржевые операции у обоих побережий, офисы в Саннивейле, Калифорния, и стартовые площадки на мысе Канаверал и базе ВВС Ванденберг.
Бывший руководитель аппарата OSHA Дебби Берковиц сообщила TechCrunch по электронной почте, что TRIR Starbase «является тревожным сигналом о серьезных проблемах с безопасностью, которые необходимо устранить».
Однако среди специалистов по безопасности существуют споры о том, является ли TRIR наиболее надежным показателем для оценки и прогнозирования уровня травматизма, особенно серьезных инцидентов, таких как смертельные случаи, особенно для небольших компаний. Недавняя статья о TRIR ставит под сомнение его статистическую достоверность и предлагает организациям использовать альтернативные показатели безопасности.
Из 14 инспекций OSHA на объектах SpaceX за последние четыре года шесть касались несчастных случаев и травм на Starbase, включая частичную ампутацию пальца в 2021 году и обрушение крана в июне 2025 года. Последняя инспекция все еще продолжается. Расследования других СМИ, включая Reuters, выявили сотни ранее не зарегистрированных травм работников, включая переломы конечностей и одну смерть.
Уровень травматизма на Starbase в 2024 году (4,27) улучшился по сравнению с предыдущим годом (5,9 в 2023 году и 4,8 в 2022 году), но он по-прежнему лидирует среди наземных объектов SpaceX и уступает только операциям по восстановлению ускорителей на западном побережье с TRIR 7,6.
OSHA подтвердила расчет TRIR для Starbase по электронной почте, но не ответила на вопросы о травматизме на этом объекте. SpaceX не ответила на запрос о комментариях.
Интерес NASA
NASA имеет значительную заинтересованность в разработке Starship. Агентство рассчитывает использовать ракету для возвращения людей на Луну до конца десятилетия и платит SpaceX более 4 миллиардов долларов за два пилотируемых полета Starship на лунную поверхность.
Контракты на лунный посадочный модуль Starship и услуги SpaceX по доставке экипажей на Международную космическую станцию содержат положения, позволяющие агентству принимать меры в случае серьезных нарушений безопасности, таких как смертельный случай или «умышленное» или «повторное» нарушение OSHA.
Хотя стабильно высокий уровень TRIR может свидетельствовать о проблемах с безопасностью, он не является автоматическим основанием для действий и не подпадает под определение «серьезного нарушения безопасности» в контрактах.
«NASA регулярно взаимодействует со своими партнерами, включая SpaceX, чтобы обеспечить безопасность с точки зрения выполнения миссий, и поддерживает постоянный контакт с компанией в рамках обычного управления контрактами», — сообщил представитель NASA в ответ на вопросы о TRIR компании. «Безопасность имеет первостепенное значение для успеха миссий NASA. Агентство продолжает работать со всеми коммерческими партнерами для создания и поддержания здоровой культуры безопасности».
Среди производителей ракет с действующими аппаратами Starbase лидирует по травматизму: на заводе ULA в Декейтере, Алабама, TRIR составляет 1,12 травмы на 100 работников; на ракетном парке Blue Origin на побережье Флориды — 1,09.
Оригинал
Уникальность