Разные мнения об итогах саммита и вопросу вступления Украины в НАТО
12 июля 2023
Александр Баунов. Какие гарантии получит Украина до вступления в НАТО?
"Главным вопросом на саммите НАТО в Вильнюсе был шведский. Невозможно было даже обсуждать вступление воюющей Украины в обход мирной Швеции.
Как разочарование, так и злорадство из-за того, что Украину не пригласили в НАТО, может возникнуть только в случае, если это приглашение считалось возможным. Но его не планировалось. Понятно, что Зеленский говорил об этом, потому что стартовая переговорная позиция должна быть максималистской, но еще до саммита было сказано, что приглашения пока не будет.
Речь шла о том, что можно получить вместо приглашения.
1. Новое оружие и поддержку. Это будет, но это есть и вне вопроса о НАТО.
2. Обязательство и сроки (график). Обязательство позвать при готовности в общей форме есть, сроков нет. Есть обещание ускоренного приема (без ПДЧ — Плана действий по членству, за который Грузия и Украина боролись перед саммитом 2008 года в Бухаресте, где им дали общее обещание).
3. Гарантии безопасности на период до вступления в НАТО. Это самая интересная часть, в которой имеет смысл разбираться. В зависимости от содержания и формулировок гарантии — которые даются и обещаны еще — могут покрывать потенциального союзника без членства, но аналогичным образом. Например, пока шла ратификация вступления Финляндии, НАТО распространила на нее гарантии безопасности аналогичные тем, которые имеют полные члены НАТО, чтобы не было даже малейшего искушения воспользоваться «окном возможностей».
Важно, какие гарантии получены уже сейчас и могут быть даны во время боевых действий и какие — после их остановки в той или иной форме.
Хотя, конечно, пока нет членства и нет обязывающего графика, остается возможность разменять членство как символический капитал на мирных переговорах (можно представить себе конструкцию, при которой Москва соглашается на мир и уступку территорий в обмен на отказ от формального членства), а союзники Украины заменят его обзывающими гарантиями: в конце концов, страны вступали в войны друг за друга и до НАТО, а НАТО как раз на этот счет никто не проверял.
Может, впрочем, потому и не проверял, что никто не осмелился тестировать. В этом отношении мир придется убеждать, что гарантии не хуже членства, за которое, парадоксальным образом, потому так и бьются, что его не пришлось проверять на деле.
Александр Баунов, журналист"
Источник
12 июля 2023, 18:12
Telegram-канал «Мастер пера». Чего России ждать после саммита НАТО
"В споре о том, быть ли Украине в НАТО и какой быть архитектуре европейской безопасности, Запад забрал себе инициативу подобно комбинатору Бендеру, обещавшему по справедливости разрешить дискуссию Балаганова и Паниковского о разделе похищенной у Александра Ивановича Корейко десятки.
Не только Москва и Киев, но и весь мир ждал саммита НАТО в Вильнюсе и следил за разворачивающимися там событиями, принимаемыми решениями и посылаемыми оттуда сигналами. Ситуация с саммитом показала, что судьбы мира по-прежнему решаются только в одном месте, а сам мир пока еще явно не до конца стал многополярным.
Конечно, в отличие от товарища Бендера, Запад действует с оглядкой на оппонирующие стороны в лице России и Китая, с которыми точно не желает прямой конфронтации. Итоговая декларация НАТО хоть местами и выдержана в жестких тонах, но при этом буквально пронизана решимостью не доводить дело до запредельных показателей эскалации.
Как Леонид Ильич Брежнев с трибуны 26-го съезда КПСС заявлял, что раздираемую конфликтами братскую Польшу «мы в обиду не дадим», так и руководители НАТО в Вильнюсе заявили, что Украину вниманием и поддержкой не обделят, но и не станут предпринимать поспешных и радикальных шагов по ее принятию в альянс. Запад не заинтересован в чрезмерном повышении ставок, к которому неизбежно привело бы юридическое оформление Украины в североатлантическом блоке.
Но уступать России и Китаю альянс НАТО тоже не намерен, обещая Киеву новые вооружения, финансирование и прочие формы опеки. К тому же руководство НАТО дало понять, что готово к расширению театра геополитического противостояния с РФ с обострением в Арктике, на Балтике и на Кавказе.
Очевидно, что будет продолжен и курс экономического давления на Россию путем ужесточения санкций, введения новых ограничений и при помощи активной работы с теми странами, которые являются партнерами Москвы. По сути, послание Запада из Вильнюса трактуется как призыв к российскому руководству сдать назад, и тогда та «десятка», которую товарищ Бендер обещал поделить справедливо и положил себе в карман, будет возвращена Москве.
Безусловно, в России не клюнут на такую уловку и шантажу не поддадутся, потому что мир без тех завоеваний, которые зафиксированы на сегодняшний день, обессмысливает весь военно-политический проект и равносилен поражению.
В разочаровании разводят руками по итогам саммита НАТО и в украинских верхах, однако со стороны Киева такая реакция на итоговую декларацию альянса является эмоциональной игрой. На самом деле Владимир Зеленский и его команда заранее знали, что ни в этом, ни в следующем году перерезать ленточку символического вступления в североатлантический блок им не доведется. Украинское руководство действует по известному принципу, когда чем больше и громче просишь, тем больше дадут, хотя и не столько, сколько по верхней планке запрашивалось изначально.
Однако поток вооружений с Запада, включая истребители, Украина себе обеспечила. Это означает, что бои в зоне конфликта в ближайшее время не стихнут и тяжело придется обеим славянским сторонам, бьющимся не на жизнь, а на смерть.
В то же время обнадеживающей для России становится та часть сигнала из Вильнюса, которая касается уточненной стратегии Запада и его настроя конфликтовать с соблюдением хотя бы ключевых правил и новых красных линий. По этим линиям и предстоит выстраивать российскую оборону, а если удастся, то и плацдармы для контратак.
Telegram-канал «Мастер пера» специально для Telegram-канала «Друид»"
Источник
13 июля 2023, 18:00 1773
Алексей Макаркин. Чем закончился саммит НАТО эпохи новой холодной войны
"К итогам саммита НАТО в Вильнюсе.
1. Принимают Швецию. Эрдоган предельно рационален — он понимает, что выдать курдских политических эмигрантов Швеция не может. В этом случае был бы грандиозный внутриполитический скандал. Да и как технически это сделать, неясно: в 2018 году попытка депортации афганского гражданина в тогда еще республиканский Афганистан привела к тому, что активистка ее сорвала прямо в самолете. Теперь же ситуация была бы куда более скандальной и масштабной.
2. Поэтому Эрдоган «выторговывает», что возможно. Истребители F-16 у США. Ускорение переговоров «по обновлению отношений» в рамках таможенного союза с Евросоюзом (что, по словам Эрдогана, окажет позитивный эффект на турецкую экономику). А Швеция может непублично принять меры по ограничению политической активности курдских организаций на своей территории. Прогресс по всем этим направлениям должен быть достигнут к октябрю, когда турецкий парламент вернется с каникул. Эрдогану спешить некуда; НАТО тоже, впрочем, не очень спешит (Швеция уже имеет американские гарантии безопасности).
3. Не принимают Украину. И не только потому, что прием страны, находящейся в условиях непосредственного конфликта, противоречит правилам НАТО и может втянуть страны блока в военные действия, что для них неприемлемо. Но и в связи с тем, что обязательство приема в НАТО (пусть и отложенное) резко сокращает свободу маневра Запада в возможном диалоге с Россией, для которой членство Украины в НАТО «экзистенциально» неприемлемо.
4. Украине предложен целый ряд компенсаций. Одни озвучены — это не только разнообразная и увеличивающаяся текущая военная поддержка, но и гарантии безопасности на будущее (развитие оборонной промышленности страны, обмен разведданными, передача современного вооружения), хотя и не соответствующие по своим масштабам гарантиям для членов НАТО. Другие пока не озвучены, но возможны — это, в первую очередь, ускорение процесса интеграции Украины в Европейский союз. Для украинской власти эти компенсации могут быть недостаточными — но выбора у нее нет.
5. При этом и Украина должна сделать шаги навстречу Европе — провести судебные, экономические реформы для повышения прозрачности политической системы. В 1952 году в НАТО приняли Турцию — в условиях, когда СССР сохранял территориальные претензии к этой стране (они были сняты только в 1953-м, после смерти Сталина). Но при этом прием в НАТО состоялся после того, как в Турции в 1950 году прошли свободные выборы, на которых правящая партия потерпела поражение. Однако и это не гарантировало ни от военных переворотов, ни от авторитарных тенденций в период правления гражданских политиков (деятельность Эрдогана — яркий пример). Поэтому Запад, давая определенные гарантии Украине, хотел бы получить ответные гарантии (но в полной мере их дать нельзя, о чем свидетельствует турецкий опыт).
6. В целом саммит НАТО стал саммитом новой холодной войны. Конкретные планы предусматривают быстрое реагирование (от трех дней до месяца) на возможную военную угрозу — под которой, разумеется, понимается российская. Китай на этом фоне воспринимается как глобальная проблема, но не непосредственная угроза (в том числе с учетом продвинутых экономических отношений между Евросоюзом и Китаем и желания Байдена договориться с Пекином). Это новая реальность на долгосрочную перспективу.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»"
https://www.rosbalt.ru/posts/2023/07/13/1991727.htmlИсточник[/url