Клинические испытания морковки
или аннотация к продуктам МЛМ
или аннотация к продуктам МЛМ
Наверное, я сегодня не скажу ничего нового для бывалых в сетевом маркетинге людей. Но старые вопросы об эффективности и легитимности продуктов в МЛМ (прежде всего БАДов) всё равно регулярно поднимаются, как в личной почте, так и на моём форуме на Паутинке. Так довольно колючая дискуссия в теме о продукте компании APL и сподвигла написать эту статью.
Цитата KaZashka:
Миша, есть хорошие качественные бады, Я не спорю. Они одобрены и сертифицированы и продаются в аптеках. А них есть и аннотации где описывается схема приема, дата изготовления, срок годности и меры в случае передоза.
… Приобрела коробочку GRW APL … В коробке нет даже аннотации …
… Ведь чтобы выпустить продукт даже тот же БАД нужно потратить 6-10 лет на исследования сначала на животных, потом на добровольцах и в конечном счете на группах.
… я ж с самого начала требую сертификат соответствия ! Но его нет ! Нет !!! Вот в чем вся соль
Цитата Миша
Надо было так и сказать: ребята,да нет у нас никакого "сертификата Бад"!
Уважаемые критики MLM, APL, БАД и других трехбуквенных сочетаний!
Уважаемая KaZashka!
Я хорошо понимаю вашу обеспокоенность, когда вы наблюдаете нездоровый энтузиазм ваших знакомых (прежде нормальных людей), которые вступили в сетевую компанию и теперь лечат леденцами, коктейлями и соками онкологические и сердечно-сосудистые заболевания у себя, и, хуже, у всех окружающих, которые посмели заикнуться о своем неидеальном здоровье при дистрибьюторе МЛМ. Я прекрасно понимаю ваш испуг, недоверие и желание получить бумажку, где написаны и подтверждены все описываемые ими чудеса. Плохая новость в том, что никакой бумажки (столь надежной, «брони», чтобы она вас удовлетворила) вы, скорее всего, не получите. Хорошая новость в том, что она вам и не нужна.
Требования, которые вы предъявляете к леденцам компании APL, включая клинические испытания - это требования к лекарствам, а никак не к добавкам к пище или продуктам питания. А лекарства дистрибьюторы МЛМ не должны продавать по определению.
Обратите внимание, что многие сетевые компании сейчас торгуют даже не биодобавками (БАД), а именно питанием, по крайней мере формально. По роду своей деятельности (я - консультант-маркетолог сетевых компаний) знакома с ситуациями, когда компании регистрируют свои продукты не как добавку к пище, а как пищу, хотя эффективность продукта порою может заткнуть за пояс многие аптечные препараты. Происходить это может по разным причинам – из-за трудности сертификации БАДов, из-за таможенных сложностей при пересечении границ, из-за требования больших "откатов", из-за законодательных препон в продаже БАДов и т.д. Для продуктов питания всё намного проще. В некоторых случаях, когда продукт в МЛМ называют пищей, это вообще абсолютно оправдано – это когда продают не капсулы и таблетки, а чай, кофе (Organo Gold), соки (Tahitian Noni), гели-джемы (Agel), концентрированные напитки (Profitterra), коктейли (Herbalife), каши, супы (NL) и т.д., потому что это и впрямь – еда, причем в подавляющем большинстве случаев, действительно полезная..
К таким продуктам относятся и леденцы APL. В декларациях о соответствии Таможенного союза EAC продукция именуется как "карамель леденцовая" и соответствует "требованиям о безопасности пищевой продукции". То есть ваши вопросы снимаются по определению.
По сути об этих леденцах APL конкретно ничего сказать не могу, так как не знаю этого продукта. Пища это или больше, чем пища, зависит от многого, в том числе от концентрации активного полезного вещества, которая в тех продуктах, которые позиционируются как питание, как правило, существенно ниже, чем в классических БАДах. Я ни концентрации не знаю, ни самих этих леденцов не видела и не пробовала. Но поскольку вы обобщаете и ведёте разговор в принципе, я думаю вполне допустимо и мне говорить о проблеме чуть шире. Я работала с многими сетевыми продуктами, многие мне просто присылали на пробу, некоторые сама покупаю для себя, просто потому что, в отличие от вас, не доверяю аптеке.
О каких противопоказаниях и передозировках можно говорить в том случае, если речь идёт о еде? Да, я хотела бы, чтобы на недозрелой хурме писали предупреждение, что я не смогу ворочать языком, если съем больше одного кусочка, а на ананасах – что у меня может быть воспаление или даже изъязвления слизистой во рту. Однако же не пишут, потому что это - еда. Практически никакой пищей и напитками нельзя злоупотреблять. Причем, у каждого продукта питания есть и "побочные эффекты" и "противопоказания". Скажем, капусту нельзя кушать при гастрите с повышенной секрецией, копчёную колбасу – при болезнях печени, а конфеты и булки – при диабете.
Почему к лекарствам другое отношение все понимают. Для лекарств подобные требования обусловлены несоизмеримой с траволечением или диетами побочными эффектами и противопоказаниями. Ими очень легко навредить человеку. Именно поэтому для лекарств описание показаний, противопоказаний, побочных эффектов и пр. - строго обязательно, для БАДов – вне зависимости от сегодняшних требований законодательства конкретной страны, весьма желательно, а для продуктов питания – таких требований вообще не существует.
Другой вопрос, что мы то с вами хорошо знаем что такое морковка, и большинство из нас отлично понимает сколько можно её съесть, чтобы не пожелтеть. Большинство, но не все, между прочим. Были случаи гипервитаминозов (по бетта-каротину) у особо усердных поедателей моркови в целях оздоровления, и они желтели, как при гепатите. Но вот, к примеру, ягоды асаи – это не то, с чем мы сталкиваемся каждый день, поэтому хорошо бы всё-таки предупредить нас о том, людям с какими заболеваниями не стоит на них слишком сильно налегать, и какое количество этих ягод либо сока из них перестаёт быть целебным и становится обузой для организма.
Мы не можем предъявлять к пище и добавкам к пище те же требования, что и к лекарственным препаратам. Однако некоторые сетевые компании всё же получают серьёзные медицинские заключения и даже проводят клинические исследования для своих БАДов. Но это – абсолютно добровольно, чтобы получить дополнительное маркетинговое преимущество перед конкурентами. А некоторые делают это даже для своих целебных продуктов питания. Но требовать мы у них, как и у продавцов моркови, ничего не можем. Исключительно подтверждение того, что их продукция не опасна – т.е., что содержание вредных веществ не превышает предельно допустимые концентрации. И это всё.
Хотя, как и в случае с хурмой, предупреждения о возможных негативных последствиях и противопоказаниях женьшеня или, скажем, кордицепса, я бы тоже приветствовала. Поэтому Вы подняли важную в сетевом маркетинге проблему №1: дистрибьюторы МЛМ часто говорят об абсолютной безопасности их продуктов, хотя это не так, даже квашеная капуста может принести вред в определенных условиях и определенных количествах! Например, я сталкивалась с непереносимостью кордицепса и неприятными побочными эффектами от употребления кошачьего когтя. Пусть случаи единичны, но они есть и хорошо бы продавцам здоровья об этом знать! Причём, заметьте, что противопоказания и побочные эффекты встречаются именно при работе с самыми мощными, самыми эффективными и любимыми потребителями БАДами (где эффективность, там и ограничения, там и нужно проявлять особую осторожность).
И еще одна важная проблема озвучена при обсуждении. И это никак не проблема APL, это тоже проблема всего сетевого маркетинга. Проблема№2: БАДы и полезная пища, которые там продаются, вообще-то предназначены для... здоровых людей. Для ПРОФИЛАКТИКИ. Но в сетевой в качестве дистрибьюторов и клиентов приходят как раз таки больные люди. Ну, нет у нас культуры здоровья, нет! Пока гром не грянет – мужик не перекрестится. Заняться собственным здоровьем обычно заставляет именно болезнь.
Однако для серьезно больных людей, особенно в стадии обострения болезни, наши продукты подходят большей частью только в качестве дополнения к лекарствам или в качестве поддержки во время ремиссии при хронических заболеваниях. Время оздоравливаться исключительно БАДами для них ушло.
Дело осложняется тем, что дистрибьюторы, которым становится легче от применения полезных продуктов и добавок к пище, начинают лечить весь мир, к тому же безбожно привирают, приписывая продуктам порою сказочные возможности. Проблема№3: мифологизация продукта. Отсюда - целители инфарктов, рака и диабета. Всё бы ничего бы, если бы нездоровые люди не принимали всё на веру и не отказывались от комплексного подхода к лечению.
Выход есть – это врачи в МЛМ. Мне кажется, что если дистрибьютор готов заплатить 100-300 долларов за оздоровительную программу из биодобавок, сотня-другая рублей за консультацию доктора, который хорошо знает возможности БАДов своей компании, его не убьёт. Мы такое очень успешно практиковали в своё время. По крайней мере врач никогда не посоветует без должных оснований отменить инсулин, и вовремя среагирует, если нужна срочная госпитализация (был случай, что и скорую в офис вызывали, ибо привели такого потенциального дистрибьютора, что врач побоялся его отпускать домой).
Почему это выход? Потому что советоваться с врачами из поликлиники относительно добавок из МЛМ бесполезно, они их не знают и большинство знать не хотят. Хотя, не буду наговаривать, есть исключения. Редкие умницы смотрят состав и, если узнают ингредиенты, говорят: «Судя по содержанию, это не помешает», или «Нет, этого будет недостаточно», либо «Повремените с приёмом БАДов, не перегружайте почки. Вот этим пролечимся – тогда можно будет что-то полегче подключать» и т.д. Но это именно исключения, подтверждающие правило.
Я вообще удивляюсь нашим врачам в больницах. Никто не сделал столько для дискредитации биологически активных добавок к пище (БАДов), как они. Именно они, наши уважаемые доктора, жёстко противопоставляли традиционное лечение оздоровлению с помощью биодобавок с очернением последних. Но прошло время, и что же происходит? С улыбкой наблюдаю, как те же врачи, главные противники БАДов, теперь вовсю назначают БАДы вместе или наряду с лекарственными препаратами. И кардиологи, и травматологи, и эндокринологи, и урологи, и невропатологи, и терапевты (называю только тех специалистов, которые были мною лично или моими родственниками "уличены" в рекомендации БАДов). Правда выписывают они не наши, а аптечные БАДы. Порою посылая за БАДом в одну конкретную аптеку, а то и не ленятся и просто за руку ведут пациента к нужному окошечку, из чего понятно, что доктор – выгодополучатель. Мне совсем не жалко, если наши, почти нищие врачи, заработают лишнюю копейку, уверена, что подавляющее большинство из них всё равно при этом руководствуется, прежде всего, интересами больного. Однако, зачем же было тогда так гневно и безапелляционно обличать тех врачей, которые были дальновиднее и давно оценили преимущества и оздоровляющий эффект БАДов, примкнув к сетевым компаниям? Сколько помоев на них вылили коллеги, как же бичевали за коммерческую составляющую их рекомендаций!
Но вернёмся к нашей дискуссии. Что касается результатов по здоровью - нет смысла удивляться и, тем более, не верить им. Ведь зачастую от гастрита и иже с ним гораздо больше помогает диета (правильная еда), чем фармпрепараты. А при хронических заболеваниях - гораздо более эффективным показывает себя не пожизненный ежедневный приём медицинской "химии", как говорят в народе, а длительное и упорное лечение травами, минеральными водами и хорошим настроением. Всё это и есть суть МЛМ-продуктов. Это, как правило, лекарственные растения, грибы , витамины или минеральные добавки. Причём БАДы – это не просто травки, а зачастую - квинтэссенция самых современных достижений науки, с щадящей обработкой сырья, с итоговым максимальным содержанием полезных веществ. «Хорошее настроение» - тоже наше всё: ни позитивный настрой МЛМ, ни плацебо никто ещё не отменял. Конечно, всё это помогает многим оздоровиться или хотя бы получить облегчение! Ведь фитотерапии столько же лет сколько человечеству! И лекарственными растениями люди лечатся намного дольше, чем химическими, синтезированными фармакологическими препаратами!
Но от этого БАДы лекарствами не становятся, лекарства не отменяют и не заменяют. Потому что лекарства – это скорая помощь организму, которому нужна немедленная поддержка. В лёгких случаях, когда состояние здоровья позволяет обойтись без лекарств – лучше без них обойтись. Но решать это желательно вместе с врачами, а не с водителями трамваев, учителями, столярами и сантехниками (дистрибьюторами сетевых компаний).
И, наконец, о близких родственниках МЛМ-продуктов – об аптечных БАДах. Выше я говорила, что не доверяю аптеке. За лекарствами приходится обращаться туда, что ж поделаешь, но когда врач рекомендует БАД, я стараюсь найти для себя и близких аналог в МЛМ, и в случае приемлемой цены, покупаю именно в сетевых компаниях. И вам от души рекомендую. Как правило, в МЛМ при прочих равных - несравнимо более высокое качество. Оттого, что сетевой маркетинг (МЛМ) - это бизнес личных рекомендаций. Есть циничные люди, которые ради своей выгоды скажут всё, что угодно. Но большинство людей в сетевом – нормальные, обычные граждане, которые делают рекомендации своему ближайшему кругу: родственникам, друзьям, хорошим знакомым, коллегам и соседям. Терять лицо и советовать плохое во имя призрачных потенциальных заработков большинство из них не хотят и не будут. Поэтому в МЛМ продвигается, как правило, продукт очень хорошего качества, проверенный продукт. Именно качество – залог долговременного успеха сетевой компании. Нет эффектов от продукта – нет бизнеса, такая компания просто обречена, поверьте мне, как маркетологу. Конечно, не без исключений. Были случаи, что новые компании выходили на рынок с некачественным продуктом, также были случаи, когда старые компании «уставали» делать хорошо и снижали планку, но не было случаев, чтобы компании не расплатились за это частичной или полной потерей бизнеса.
Поэтому рыбу лучше купить в рыбном магазине, торт - в кондитерской, лекарство – в аптеке, а БАДы и функциональное питание – в хорошей сетевой компании, благо выбор теперь очень велик!
Будьте здоровы и успешны!
Ваш маркетинговый консультант – Татьяна Соколова