1 апреля администрация Дональда Трампа начала массовые увольнения 10 тысяч сотрудников американских учреждений здравоохранения. Охрана заблокировала вход для некоторых сотрудников через несколько часов после получения уведомлений об увольнении. Сокращения затронули ключевые агентства Министерства здравоохранения и социальных служб, включая FDA, CDC и Национальные институты здравоохранения, в рамках более широкого плана президента Трампа и его союзника, миллиардера Илона Маска, по сокращению федерального правительства и урезанию расходов.
Министр здравоохранения Роберт Ф. Кеннеди-младший оправдал эти меры необходимостью упорядочить бюрократию. Сокращение численности сотрудников с 82 000 до 62 000 вызвало обеспокоенность из-за увольнения ведущих ученых, работающих в таких сферах, как общественное здравоохранение, исследования рака и одобрение вакцин и лекарств. Это ставит под вопрос способность США реагировать на чрезвычайные ситуации в здравоохранении.
В числе уволенных был Питер Штайн, директор Управления новых лекарственных средств Центра по оценке и исследованиям лекарств, а также Брайан Кинг, руководитель отдела Центра табачных изделий FDA. Многие сотрудники покидают свои должности, а оставшиеся пытаются выполнить работу в установленные сроки. Бывший комиссар FDA Роберт Калифф выразил обеспокоенность по поводу будущего агентства, заявив, что с уходом большинства опытных лидеров «FDA, какой мы ее знали, больше нет».
Что касается американского автопроизводства, в 1985 году на заводах США было произведено 11 млн автомобилей, что покрывало 97% внутреннего потребления, но в 2024 году 50% от 16 млн купленных автомобилей были импортными, и только 25% – произведены в США. Трамп утверждает, что тарифы на импорт приведут к открытию новых заводов в Америке и принесут дополнительные 100 млрд долларов в бюджет. Однако экономисты, такие как Пол Эшворт, считают, что реальная сумма будет в два раза меньше.
Президент США уверен, что пошлины стимулируют долгосрочные инвестиции в американское производство, но эксперты предупреждают, что они приведут к росту производственных затрат и снижению продаж, что, в свою очередь, повысит цены на автомобили. Трамп, в свою очередь, отрицает, что оказывает давление на автопроизводителей, утверждая, что повышение цен на иностранные автомобили его не беспокоит, так как потребители начнут покупать машины американского производства.
По данным CNN, автопроизводители не спешат переносить производство в США из-за высоких затрат и долгосрочных инвестиций, необходимых для создания новых заводов. Пошлины, которые Трамп вводит и отменяет, создают неопределенность для автоконцернов. Президент заявил, что пошлины будут постоянными, несмотря на возможные переговоры о снижении тарифов, если другие страны предложат что-то более ценное для США.
Реакция мировых лидеров
Политики из Европы и Азии подвергли резкой критике решение Дональда Трампа, предупреждая о возможных ответных мерах, если переговоры не приведут к компромиссу.
Бывший канцлер Германии Олаф Шольц назвал этот шаг ошибочным и подчеркнул, что протекционизм и торговые барьеры приведут к негативным последствиям для всех сторон. Вице-канцлер и министр экономики Роберт Хабек заявил, что Европа не должна уступать давлению США и должна демонстрировать решимость. По его мнению, новые пошлины нанесут ущерб не только американской, но и европейской экономике, особенно автомобильному сектору.
Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отметила, что новые тарифы негативно скажутся как на бизнесе, так и на покупателях. Министр финансов Франции Эрик Ломбард заявил, что в случае отсутствия альтернатив ЕС придется повысить пошлины на американские товары.
Глава Минфина Великобритании Рейчел Ривз заявила, что Лондон пока не принимает ответных мер, но обсуждает возможные сценарии. Позже премьер-министр Кир Стармер уточнил, что британские власти оставляют все варианты действий открытыми.
В Японии, напротив, выразили надежду на исключение страны из списка государств, на которые распространяются новые тарифы. Премьер-министр Сигэру Исиба напомнил, что Япония вложила значительные инвестиции в экономику США и создала там тысячи рабочих мест. Если договориться не удастся, Токио рассмотрит различные варианты ответных мер.
Китай осудил решение Вашингтона, заявив, что оно нарушает международные торговые правила. Власти Пекина подчеркнули, что в тарифных войнах нет победителей и такой подход только замедляет развитие мировой экономики.
Канада расценила новые пошлины как «прямой удар» по национальной экономике и предупредила, что может ввести собственные торговые ограничения. В Южной Корее министр торговли и промышленности Ан Дук Гун провел экстренные переговоры с ведущими автопроизводителями страны, готовя комплекс мер в ответ на действия США.
Ожидаемое подорожание автомобилей
Новые тарифы поставили американских и европейских покупателей перед дилеммой: приобрести автомобиль до роста цен или ждать возможного снижения пошлин в будущем.
Аналитики отмечают, что пока неясно, как быстро цены на автомобили отреагируют на новые тарифы — подорожание может начаться уже в ближайшие дни или же растянуться на несколько месяцев, пока дилеры распродают старые запасы. В преддверии повышения цен в ряде стран уже прошли крупные распродажи автомобилей.
Глава консалтинговой компании AutoForecast Solutions Джозеф Маккейб считает, что неопределенность заставит многих покупателей поспешить с приобретением машин, так как неизвестно, насколько сильно новые тарифы ударят по их кошельку.
Эксперт Wedbush Дэн Айвз прогнозирует рост цен на автомобили в США в диапазоне от $5 000 до $10 000, в зависимости от того, произведена ли модель в США или импортирована.
Кроме того, повышенный спрос в ближайшие недели может дополнительно подтолкнуть цены вверх. Ожидается, что рост коснется не только новых, но и подержанных автомобилей, поскольку многие покупатели начнут рассматривать рынок б/у машин как более доступную альтернативу.
Даже автомобили, произведенные в США, могут подорожать, поскольку автоконцерны попытаются компенсировать возросшие расходы за счет различных моделей.
По прогнозу Cox Automotive, машины, подпадающие под действие тарифов, могут подорожать на 15–20%, а те, на которые пошлины не распространяются, — на 5%. Аналитики Morgan Stanley считают, что через несколько месяцев, когда исчерпаются запасы автомобилей по старым ценам, их стоимость вырастет на 11–12%.
Новые тарифы также могут снизить доступность бюджетных автомобилей. Например, популярный в США кроссовер Hyundai Venue, который сейчас стоит около $24 000, может подорожать до $28 500.
Специалисты предупреждают, что сегмент компактных внедорожников и кроссоверов, наиболее востребованный среди американцев, практически полностью представлен импортными моделями. Таким образом, большинство из них попадут под 25%-ные пошлины.
Автопроизводители премиум-класса также вынуждены пересматривать ценовую политику. Итальянская Ferrari уже объявила о 10%-ном повышении стоимости некоторых моделей с 1 апреля.
по материалам
уникальность