4 ярких примера российского краудфандинга.
Краудфандинг в переводе с английского языка на русский:
Crowd – толпа, funding – финансирование, а именно: «финансирование толпой», т.е. привлечение определённого числа людей для финансирования создания какого-либо проекта или стартапа, воплощения задуманной идеи.
Рассмотрим несколько довольно ярких примеров российского краудфандинга:
1) Проект Kroogi - 2008 год. Именно с этой краудфандинговой платформы, как информирует Википедия, официально берёт начало российский краудфандинг.
Данная компания представляет собой особое творческое сообщество. Люди занимаются распространением оцифрованных музыкальных
композиций, книг, видео, художественных работ, работают с фотографиями, мультипликациями и прочее.
Я нахожу очень интересной разновидность краудфандинга в Kroogi. Смысл в том, что здесь можно выкладывать свои произведения бесплатно, позволяя пользователю скачать или прослушать их также бесплатно. А кому не жалко, заплатить в качестве благодарности за понравившееся произведение, кто сколько сможет. Занятно, не правда ли?
Но ещё интереснее цифры:
- 2009 год - каждый шестой российский пользователь, скачивая тот или иной альбом, производил выплату автору.
- Американцы же в среднем платили от 5 до 10$, а русские в районе 1$.
- Тысячу долларов США получил один музыкант в качестве единоразового платежа от пользователя.
- 85% россиян платили посредством СМС и Вебмани.
Kroogi существует и по сей день и продолжает свою "краудфандинговую деятельность". Участниками в настоящее время являются как ещё не прославившиеся авторы и музыканты, так и довольно известные личности.
2) Boomstarter - так же является одним из первых и ярких примеров краудфандинга в России. Аналог американского проекта
Kickstarter.
Boomstarter стал обладателем престижной премии «Стартап года 2012». Номинация - «Лучший социально значимый стартап».
Отличается разнообразностью проектов из 13 категорий. Это издания, игры, общество, фильмы, искусство, театр, технологии, дизайн, фотография, мода, и даже, еда и хореография. Самыми популярными на сегодняшний день являются категории "Музыка" и "Видео".
Сейчас помимо основного направления (краудфандинг), имеет ещё одно - краудгифтинг - довольно таки необычная возможность купить себе понравившийся подарок.
Немного цифр:
- С начала августа 2012 проектами, добавленными на площадку, была собрана сумма более 180 000 000 рублей.
- На сегодняшний день - 952 реализованных проекта.
3) Как уже было сказано ранее, краудфандинг распространён и среди популярных авторов и исполнителей. Так, весной в 2012
году группа «Би-2» с помощью российского крауд-портала Planeta.ru получила от поклонников 1,260,000 рублей, на которые был
записан и выпущен альбом «Spirit».
"Би-2", кстати, является первой группой, удачно испытавшей на себе такой сервис краудфандинга, как "акционирование" даже до того, как официально запустился Planeta.ru.
Каждый участник (по большому счёту, поклонник), перечисливший определённую сумму денег, получал за содействие тот самый
записанный альбом.
Схема вырисовывалась очень необычной и интересной для самих фанатов:
Вклад в размере 1000 рублей подразумевал получение вкладчиком "золотого билета" - CD (двойной) и билет на концерт "Би-2".
«Серебрянный билет" получали участники, совершившие вклад в 250 рублей, тем самым, они приобретали право на получение альбома группы в качестве приложения для мобильных устройств.
«Красные акции» были введены позднее, стоили 500 рублей. Далее вкладчики обеспечивались CD и мобильным приложением - альбомом группы "Би-2".
4)2013 год. Восстановление моста в Костромской области предпринимателями.
Руководил затеей простой кузнец Захаров Сергей из небольшого городка Шарья Костромской области.
По своей популярности данное событие едва ли не превосходит "дело Сердюкова" или получение Ж. Депардье российского гражданства. Почему? Оказывается, власти не могли восстановить аварийный мост, так как "посчитали" необходимую сумму и, наверное, ужаснулись...14 миллионов...Обещали начать восстановление в ближайшие годы.
Рядовым же коммерсантам на восстановление аварийного моста хватило 300 тысяч рублей.
Тот самый мост и кузнец Захаров (в центре) с единомышленниками:
"Скинулись" на восстановление моста порядком 30 предпринимателей, причём кто чем мог: по 25—30 тысяч рублей, некто достал песок, а кто-то бетон. Единоросы, в лице директора местного хлебокомбината, выделили 15 тысяч целковых.
Итог - мост восстановлен, очень крепок и радует жителей.
Вывод:
Естественно, я привела далеко не все примеры успешного краудфандинга, но уверена, что в скором времени можно будет с таким же интересом и энтузиазмом писать о начавшей свою деятельность краудфандинговой платформе StartupUM, которая предоставляет прекрасную возможность авторам интересных идей, стартаперам создавать, развивать и усовершенствовать свой задуманный проект, посредством "народного финансирования и инвестирования" - так для себя трактую понятие "краудфандинг".
Помимо получения необходимых денег, краудфандинг в России - это хорошая возможность рекламирования, тестирования своего продукта, а так же получения определённого отклика аудитории.
Следует, конечно, различать единичные или разовые случаи и проекты (см. выше, пример 4) от крупных краудфандинговых онлайн-платформ. Но всё это, так или иначе, связано с "народным финансированием", а, значит, и краудфандингом.
Так выглядит, по информации одного из портала по обзору крауд-сервисов, статистика действующих краудфандинговых проектов в России:
На основе данного небольшого обзора можно сказать, что модель краудфандинга приносит свои плоды и в России, а не только, допустим, в США. Есть заинтересованность в создании чего-то нового, а будет действительно заинтересованное общество, будет и результат.Русский краудфандинг - это тоже сила. Жаль, что, всё-таки, он находится немного в тени и пока ещё не получил такого быстротечного развития, как в некоторых странах.
Желаю StartapUM, как минимум, переплюнуть Boomstarter по количеству реализованных проектов!
------------------------
Автор: helenok
Авторские права на статью принадлежат MMGP.COM
Последнее редактирование: