Людям очень трудно расставаться с теми вещами, на которые они потратили много своего времени и усилий. Понятное дело, вопрос продажи компании является довольно затруднительным, ведь человек всегда хочет верить в то, что "скоро всё станет лучше". Иногда так и действительно становится, иногда наоборот - компания превращается в тонущее судно, которое тянет вас и всех ваших людей на дно (но не нужно забывать о том, что в "крушении" вашего судна, так или иначе, виноваты вы сами).
Может развиться и другой сценарий, согласно с которым у вас и вашей компании всё будет очень хорошо. В таком случае, велики шансы того, что вашей компанией заинтересуются другие, "более крупные" игроки. Тем не менее, независимо от того, по какой причине вы хотите продать свою компанию, суть остаётся одной: в продаже компании, как и в любом другом деле, имеются свои тонкости. Как правильно подготовить компанию к продаже, найти подходящего продавца и убедиться в том, что вы продали свою компанию не за бесценок - ответы на все эти вопросы вы узнаете в сегодняшней статье. Приятного прочтения!
1. Не забывайте периодически задумываться о том, за сколько вы бы смогли продать свою компанию
Безусловно, в вашей голове вряд ли возникнет вопрос на тему того, за сколько вы бы смогли продать свою компанию, пока вы пытаетесь собрать хорошую команду, добиться большей производительности и выручки предприятия. Тем не менее, вам всегда нужно помнить о том, к чему вы стремитесь. В мире бизнеса всё хотят получить наибольшую выгоду. Для многих компаний самым прибыльным этапом развития является именно их продажа. Именно поэтому, периодически задумывайтесь о том, каким образом вы бы смогли успешно продать свою компанию, даже в самом начале её существования. Это позволит вашей компании не отклоняться от ваших же целей и идеалов, всё время двигаться на встречу к модернизации и новым возможностям.
Одной из самых важных вещей, которые нужно держать в голове если вы планируете продавать свой бизнес, является то, что в вашей компании должна быть грамотно реализованная система бухгалтерского учёта. Уделите своё время на то, чтобы тщательно изучить и разумно классифицировать затраты компании. В конце концов, ни один уважающий себя бизнесмен не приобретёт ваш бизнес, если он не будет полностью понимать историю доходов и убытков компании (profits and looses, P&L).
То, как ваша компания отслеживает свои доходы и расходы, имеет огромное значение - не игнорируйте этот факт. Согласен, реализация подобного может быть достаточно затруднительной в самое первое время существования компании. Тем не менее, если вы один раз сделаете эту работу качественно, вы убережёте себя от множества проблем в будущем. Таким образом, даже спустя несколько лет существования компании, ваше дело всё равно будет выделяться среди конкурентов, будь у него грамотно реализованная система бухгалтерского учёта.
2. Готовьте членов своей команды к тому, чтобы они хорошо работали как с вами, так и без вас
Очень часто люди переоценивают себя, что и становится источником их неудач. Когда речь идёт о ведении бизнеса, невозможно не сказать то, для любого предпринимателя невероятно важно найти квалифицированную и преданную команду, которая будет разделять с другими сотрудниками идеологию предприятия. Надёжные работники рано или поздно понадобятся вам - просто дождитесь момента, когда вам понадобится кому-то делегировать более-менее серьёзное задание. Таким образом, надёжные работники могут разделять с вами, брать на себя часть вашего рабочего стресса. Более важно то, что от таких работников зависит дальнейшая успешность развития компании после её продажи. Не удивительно, почему не все компании продолжают своё успешное существование после перепродажи - всё зависит от того, насколько у компании продвинутый штаб работников после перепродажи.
Новый владелец компании вряд ли захочет обновить весь штаб работников предприятия. Именно поэтому вам нужно позаботиться о том, чтобы работники вашей компании смогли успешно делать свою работу даже без вашего предводительства. Уделите время на то, чтобы должным образом обучить своих работников в самом начале развития компании. Документируйте весь этот процесс: отмечайте лучшие практики и методики, умейте чётко назвать обязанности каждого конкретного работника. Внимательно наблюдайте за тем, как члены вашей команды решают поставленные перед ними задачи, отвечайте на все задаваемые вопросы, дабы убедиться, что ваши работники довольны тем, чем они занимаются.
Затем, позвольте работникам своей компании уйти в "вольное плаванье". Если вы наняли на работу квалифицированного кандидата и потратили достаточно много времени на его обучение, этот человек с лёгкостью впишется в вашу команду, будет качественно выполнять порученные ему обязанности, что, в итоге, гарантирует успешный процесс развития компании в любой момент её существования. Подобный способ организации рабочего процесса в вашей компании будет очень привлекательным для потенциальных новых владельцев вашего бизнеса, ведь тогда им не придётся тратить кучу времени на переобучение и реорганизацию рабочей жизни сотрудников. Иными словами, смена владельца компании не особо повлияет на её рабочую жизнь (при отсутствии глобальных изменений, конечно), ведь сотрудники являются самостоятельными, они знают, что и когда им нужно сделать.
3. Учитесь определять момент, когда бы вы смогли наиболее выгодно продать свою компанию
Однажды решившись на такой радикальный ход, как продажа собственной компании, вашим следующим же шагом должно быть определение того, когда бы вы смогли наиболее выгодно продать этот бизнес.
К примеру, за какими индикаторами рынка вам нужно следить? Прибыль в каком размере вы ожидаете получить? Есть ли факторы, которые влияют на сроки продажи вашей компании, или же всё зависит только от вас?
Всё эти пункты, безусловно, являются очень важны, но, честно говоря, мне кажется, что лучше всего у вас получится оценить свой бизнес, просто посмотрев на прибыль и доход компании. Стабильный рост этих двух показателей, независимо от того, прибыльным или же просто безубыточным является ваше дело, символизирует то, что, на данный момент, у вашей компании имеется хорошая бизнес-модель, подходящий продукт и список услуг, которые интересны аудитории.
Как только доход вашей компании продолжает стремительно расти на протяжении нескольких месяцев, это может символизировать то, что вы бы смогли продать свою компанию под довольно выгодными условиями. Если же вы хотите получить какой-то более конкретный индикатор того, что для вас пришло время продавать своё дело, вы можете заранее определить размер прибыли компании, по достижению которого вам стоит без колебаний выставить свой бизнес на продажу. Размер этой прибыли зависит от того, в какой стране вы ведёте своё дело. К примеру, в Америке успешно развивающийся микробизнес имеет доходность в размера около $50, 000 в месяц ($600, 000 в год, соответственно) - в таком деле был бы заинтересован серьёзный покупатель.
Но не забывайте о том, что подобные индикаторы являются очень относительными, ведь всё зависит от того, в какой стране и сфере вы создали своё дело. Всегда "играйте в своей весовой категории".
4. Учитесь тому, как вести переговоры более эффективно
Безусловно, умение эффективно вести переговоры является невероятно важным во время ведение бизнеса, но интересно то, что это умение становится ещё более важным при продаже бизнеса. Вам придётся вести переговоры с брокерами, владельцами предприятий и прочими потенциальными покупателями вашего дела. И никто вам не гарантирует, что эти переговоры будут простыми. Скорее наоборот.
Скорее всего, за вашу компанию будут предлагать сумму намного меньше, чем вам хотелось бы получить. Потенциальный покупатель тоже всё время преследует выгоду, поэтому не удивительно, почему ценность вашего бизнеса будут занижать. Вы можете либо согласиться на подобные условия, либо же чётко осознавать цену своего дела и ждать подходящего покупателя. Здраво осознавая ценность своей компании, у вас получится убрать эмоции на второй план и вести переговоры более эффективно, что, в последствии, приведёт вас к наиболее выгодной сделке.
Стоимость продажи многих компаний составляет от пяти до десяти актуальных показателей EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) компании. Тем не менее, как и всегда, имеются исключения, особенно когда речь идёт о новых отраслях и безнес-моделях.
5. Подумайте о том, как будет правильней всего попрощаться со своей компанией и людьми
В конце концов, подготавливая собственную компанию к продаже, каждый хочет знать, какова будет его роль в компании после подписания договора о продаже. Независимо от того, останетесь ли вы работать в компании после её продажи или нет, ваша рабочая роль уже не будет прежней. Если вы и новые владельцы компании всё же сошлись на том, что вам стоит остаться работать в компании после её продажи, вам определённо понадобится какое-то время на освоение своих новых обязанностей и положения в компании.
Если же вы решили покинуть компанию после её продажи, что, как мне кажется, является довольно хорошим решением, вам всё же нужно задуматься о том, как будет правильней всего попрощаться со своей компанией и людьми, прежде чем отправиться в новое путешествие. Очень важно отметить то, что продажа собственного дела может быть очень эмоционально-тяжёлым процессом, даже если вы искренне этого хотите. В конце концов, вам нужно попрощаться с делом, на которое вы потратили столько времени и усилий, чтобы добиться успеха; попрощаться с людьми, в которых вы так же верили и вкладывали свои силы, которых вы видели каждый день и наблюдали за их прогрессом. Но в этом мире ничто не вечно. И от этого порой становится грустно.
Если вы чувствуете что-то подобное, попытайтесь вспомнить о всех своих достижениях, связанных с этой компанией. Посмотрите на предыдущие показатели роста компании, доходы. В конце концов, вы можете просто ещё раз вспомнить о том, что вы решились на продажу этой компании. Немного погордитесь собой (да, это тоже иногда требуется для улучшения своего настроя, в этом нет ничего плохого), зарядитесь мотивацией на достижение новых высот, немного отдохните и приступайте к реализации очередной предпринимательской идеи.
А можно ли найти панацею?
Эту статью я написал основываясь на интервью с Габриелем Шаолианом, создателем цифрового агентства, которое он успешно продал в подходящий момент. Тем не менее, это не означает, что все советы, описанные в этой статье, будут абсолютно полностью справедливы для вас. Каждая сфера переживает взлёты и падения, периодически появляются новые бизнес-модели, да и, в конце-концов, каждый делает бизнес по-своему. Даже имея абсолютно одинаковые инструменты, два человека могут выполнить одно и то же задание совершенно по-разному (как в плане качества, так и в плане методики). Всё относительно.
Но, к счастью, есть некоторые советы, придерживаясь которых вы никак не навредите своему бизнесу, независимо от его сферы, а лишь наоборот - сделаете его лучше. Из разряда того, что я упоминал в этой статье:
- Отслеживайте доходы и расходы компании, позаботьтесь о грамотно реализованной системе бухгалтерского учёта
- Готовьте работников компании к тому, чтобы они умели хорошо выполнять свою работу даже без вашего предводительства
- Определите момент, когда вы бы смогли наиболее выгодно продать свою компанию
- Учитесь вести переговоры более эффективно
- Позаботьтесь о том, чтобы вы правильно попрощались со своей компанией и людьми
Я надеюсь, что эти советы помогут вам как в ведении бизнеса, так и, при необходимости, в нахождении подходящего нового владельца компании, который будет способен вывести ваш бренд на следующий уровень успеха. У вас всё обязательно получится - удачи!
-------------------------------------
Уникальность
Автор: Kaneki
Авторские права на статью принадлежат mmgp.com