Отчёт об аварии, опубликованный недавно, раскрывает трагические обстоятельства, предшествовавшие крушению истребителя F-35 ВВС США стоимостью 200 миллионов долларов, которое произошло 28 января близ авиабазы Эйлсон, Фэрбанкс, Аляска. Пилот, чьё имя не разглашается, провёл 50 минут в телефонной конференции с инженерами Lockheed Martin, отчаянно пытаясь устранить неисправность шасси, прежде чем самолёт стал неуправляемым, рухнул на землю и был уничтожен в огненном взрыве. К счастью, пилот благополучно катапультировался, отделавшись лишь лёгкими травмами, однако утрата дорогостоящего самолёта подчёркивает уязвимость даже самых передовых технологий перед человеческими и техническими ошибками.
Расследование выявило, что первопричиной аварии стало присутствие воды в гидравлических линиях, составлявшей около трети объёма жидкости. В условиях экстремально низких температур, характерных для полётов на высоте, присутствие воды в системе недопустимо. В день инцидента температура на земле составляла -17°C, что усугубило проблему обледенения. Через девять дней другой F-35 на той же базе столкнулся с аналогичной неисправностью гидравлики, но, к счастью, смог благополучно приземлиться, что лишь усиливает вопросы о надёжности процедур технического обслуживания.
Хронология событий свидетельствует о нарастающей драме: вскоре после взлёта пилот обнаружил, что шасси не убираются корректно. Попытки выпустить их вновь привели к тому, что шасси застряли под углом, не будучи ни полностью убранными, ни правильно выпущенными. Стандартные контрольные списки не помогли устранить проблему. В поисках решения пилот связался с пятью инженерами Lockheed Martin, включая старшего программиста, специалиста по безопасности полётов и трёх экспертов по системам шасси. Однако их рекомендации, детали которых остаются неизвестными, не смогли предотвратить катастрофу.
Пилот предпринял две попытки манёвра «коснись и взлети» в надежде выправить шасси, но это лишь усугубило ситуацию: носовое колесо осталось неподвижным, а затем замёрзли и основные шасси. Самолёт перешёл в неуправляемый «автоматический режим наземной эксплуатации», лишив пилота контроля. В этих условиях катапультирование стало единственным выходом, что и спасло пилоту жизнь, но не самолёт, который завершил свой полёт в пламени.
Комиссия по расследованию ВВС пришла к выводу, что авария явилась результатом сочетания ошибок в принятии решений экипажем и недостатков в программах обслуживания гидравлических систем. В ходе конференц-звонка инженеры упомянули обновление по обслуживанию 2024 года, соблюдение которого, вероятно, могло бы привести к рекомендации выполнить полную остановку или контролируемое катапультирование вместо рискованного второго манёвра «коснись и взлети». Этот инцидент служит суровым напоминанием о том, как даже передовые технологии могут подвести, если человеческий фактор и технические процедуры не находятся в гармонии, оставляя лишь сожаление об утрате и уроки для будущего.
Оригинал
Уникальность