Компании из отрасли высоких технологий и телекоммуникаций восстанавливают утраченные позиции в рейтинге 50 самых инновационных компаний.
Исследование BCG показало, что у многих компаний, стремящихся к радикальным инновациям, отсутствует необходимая база;
более 40% топ-менеджеров будущих компаний-дестабилизаторов рынка оценивают свои компетенции в области инноваций не выше среднего.
В списке самых инновационных компаний за 2014 г., опубликованном The Boston Consulting Group (BCG) в отчете The Most Innovative Companies 2014: Breaking Through is Hard to Do ("Самые инновационные компании -2014:
прорыв дается нелегко"), снова лидируют представители отрасли высоких технологий и телекоммуникаций.
Им удалось потеснить всю пятерку лидеров, а также семь компаний из первой десятки и 21 компанию из 50 самых инновационных по версии 2013 г., и это их самый большой прорыв с 2010 г.
Потребительские компании заняли 14 мест из первых 50, что также является самым высоким результатом с 2010 г.
Начиная с 2004 г. BCG опросила более 1 500 представителей высшего руководства из целого ряда стран и отраслей, чтобы помочь пролить свет на состояние инноваций в мировом бизнесе.
В своем новом отчете The Most Innovative Companies 2014: Breaking Through is Hard to Do ("Самые инновационные компании -2014: прорыв дается нелегко") BCG представляет список из 50 компаний, которые были отмечены международными топ-менеджерами как самые инновационные.
Многие из этих компаний годами демонстрировали впечатляющую стойкость.
- Apple заняла первое место, как делала каждый год начиная с 2005 г.
- Samsung и Google снова поменялись местами и заняли вторую и третью позиции соответственно.
- Microsoft и IBM замыкают пятерку лидеров.
Самая большая перемена в списке 50 самых инновационных компаний за 2014 г. – это потеря позиций представителями автомобилестроительной отрасли.
В список попали лишь девять таких предприятий, и только четыре оказались в первой двадцатке.
Для сравнения, в 2013 г. в первой десятке было три таких компании, в первой двадцатке – девять, а во всем рейтинге присутствовало 14 автопроизводителей.
Кроме того, среди автомобилестроительных компаний отмечается снижение значимости инноваций:
лишь 62% опрошенных из этой отрасли отвели им место в первой тройке, в то время как в прошлом году соответствующий показатель составил 84%.
В 2014 г. BCG снова попросила респондентов назвать перспективные компании, которые еще относительно молоды или еще не сравнялись размерами с 50 международными гигантами, но уже становятся известными благодаря своим инновациям.
Этот рейтинг возглавили Xiaomi Technology, WhatsApp и Square.
Список перспективных компаний наполовину обновился, и только четырем компаниям удалось сохранить позиции 2013 г.
Все участники рейтинга молодых компаний прошлого года так или иначе использовали мобильные платформы;
в список 2014 г. вошли инноваторы из целого ряда областей, включая производителей потребительских товаров, автомобилестроительные компании, СМИ и компании "больших данных".
В отчете 2014 г. проводится анализ факторов, которые отличают компании с прорывными инновациями от других игроков рынка.
Выяснилось, что прежде всего такие компании являются сильными инноваторами и превосходят остальных по фундаментальным показателям, от которых зависит успех инновационных программ.
Помимо этого, они отличаются от других сильных инноваторов по трем параметрам:
это восприимчивость к более широкому спектру идей, более частное применение инновационных бизнес-моделей и корпоративная культура, приспособленная для успешного прорыва.
Почти половина прорывных инноваторов сообщила, что за последние три года на инновационные решения пришлось более 30% их выручки, что более чем вдвое превышает средний показатель для всех компаний.
"Хотя инновации остаются главным корпоративным приоритетом, топ-менеджеры несколько утратили уверенность в своих компетенциях в области инноваций,– говорит Эндрю Тейлор, партнер BCG и один из авторов отчета.
– Планка инноваций повышается из-за множества факторов, что с точки зрения бизнес-лидеров увеличивает необходимость в инновационных прорывах.
Однако лишь немногие компании готовы совершать их".
Результаты опроса 2014 г. показали, что лишь 13% респондентов имеют значительные амбиции в области радикальных инноваций.
Более 40% этих будущих дестабилизаторов рынка считают свои компетенции в области инноваций в лучшем случае средними.
Топ-менеджеры компаний с высокой квалификацией в области инноваций и амбициями, направленными на инновационные прорывы, составляют только 7,6% выборки.
"Слишком многие компании ставят перед собой космические цели, в то время как их инновационные программы еле-еле помогают им оторваться от земли,– отметил Ким Вагнер, старший партнер BCG и один из авторов отчета.
– Прорывные инноваторы особенно удачно сочетают способности как к радикальным инновациям, так и к их организации для достижения максимального эффекта.
На успех программы инноваций любой компании влияет целый ряд факторов, связанных с руководством, управлением и организационной структурой, и прорывным инноваторам удается охватить их все".
Несмотря на то что список инноваторов возглавляют компании высоких технологий, респонденты из целого ряда секторов экономики отметили, что цифровые технологии будут иметь ограниченное влияние в их собственных отраслях в ближайшие три-пять лет.
В частности, менее половины опрошенных из сектора телекоммуникаций, финансовых услуг, фармацевтики, потребительских товаров, розницы, энергетики и промышленности отметили существенное влияние "больших данных" и мобильных технологий на их бизнес в будущем.
Менее трети опрошенных из каждой отрасли признали, что их компании нацелены на применение "больших данных" и мобильных технологий в инновационных программах.
"Принимая во внимание доказанную способность цифровых технологий к дестабилизации рынка, можно предположить, что компании, нацеленные на применение цифровых платформ и "больших данных" в своих инновационных программах, возглавят наш рейтинг, в то время как развивающимся более медленно придется с трудом догонять лидеров",
говорит Хади Заблит, партнер BCG и один из авторов отчета.
Две трети прорывных инноваторов заявили, что в их компаниях процессы инноваций и разработки новых продуктов контролируются и ведутся на уровне корпоративного центра, по крайней мере на начальных этапах.
Более 70% сформировали отдельную организационную единицу для управления радикальными инновациями.
Долгосрочное и текущее конкурентное преимущество остаются первостепенными целями инвестиций в инновации, и не менее трех четвертей опрошенных сосредоточены на этих задачах.
Примерно половина всех участников опроса заявила, что инновации в области новых продуктов и технологических платформ окажут самое большое влияние на их отрасли в ближайшие три-пять лет, но доля компаний, ориентированных на эти области, сократилась с 47% в области новых продуктов и 45% в области технологических платформ в 2013 г. до 41% и 34% соответственно.