Эндрю Карнеги был шотландско-американским промышленником, предпринимателем и крупным благотворителем и считается вторым по богатству человеком в истории после Джона Рокфеллера. Большую часть своего богатства Карнеги заработал в стальной индустрии. Он создал Carnegie Steel Company, которая в 1890-х была наибольшей и самой прибыльной промышленной корпорацией в мире. Позже он продал ее Моргану, создавшему United States Steel Corporation. На склоне лет Карнеги занялся филантропией и много сделал для развития образования и культуры. Он основал различные организации – Институт Карнеги в Вашингтоне, Корпорацию Карнеги в Нью-Йорке, Университет Карнеги-Меллона и Музей Карнеги в Питтсбурге, Фонд Карнеги за Международный Мир.
Эндрю Карнеги
Один из капитанов промышленного производства США в 19-м веке, Эндрю Карнеги помог создать мощнейшую американскую стальную индустрию, благодаря чему он, бедный юноша из семьи эмигрантов, бежавших из родных краев от голода и нищеты, стал одним из богатейших предпринимателей своего времени. Ближе к преклонному возрасту Карнеги продал свой стальной бизнес и начал жертвовать собранное им состояние организациям культурного, образовательного и научного профилей в целях «улучшения человечества». Он считается наиболее противоречивым из так называемых «баронов-разбойников», то есть создателей мощных промышленных и финансовых компаний, заработавших большие деньги во время первоначального накопления капитала в конце XIX - начале XX вв. Карнеги поддерживал права рабочих, однако разрушал профсоюзы, а когда нажил, по некоторым оценкам, самое большое состояние в истории США, то постарался раздать его. Согласно некоторым вполне справедливым предположениям, его бурная благотворительная деятельность стала попыткой искупить в глазах современников тот факт, что огромные капиталы были добыты им путем жестокой эксплуатации рабочих, экономии на их зарплате, подавления протестных выступлений и, вопреки собственным убеждениям, ограничения их социально-экономических прав.
Разбогатеть решил еще в детстве
Эндрю родился в 1835 году в семье ткача Уильяма Карнеги в Данфермлине, средневековой столице Шотландии. Этот город был центром льняной индустрии, поэтому неудивительно, что мальчику предстояло пойти по стопам отца и работать в мануфактуре. Однако промышленная революция, которая спустя время сделает Карнеги богатейшим человеком в мире, разрушила ткацкое ремесло. Когда в Данфермлине в 1847 году появились станки на паровой тяге, сотни ткачей, обслуживавших ручные станки, оказались не у дел, и семья Уильяма погрузилась в нищету. Матери Эндрю Маргарет Моррисон Карнеги пришлось взвалить заботы о содержании семьи на себя, поэтому она открыла маленькую бакалейную лавку и занялась починкой обуви. Вместе с родителями и младшим братом Томом Эндрю тогда жил в одной комнате в скромном каменном коттедже. Она была для их семьи и столовой, и гостиной, и спальней. «Я начал познавать, что такое нищета», - позже напишет Эндрю. «Это было выжжено в моем сердце тогда, когда моему отцу пришлось выклянчивать себе работу. И тогда и там я преисполнился решимости избежать этого, когда вырасту».
И действительно, жажда наживы станет главным движущим мотивом Карнеги в его дальнейшей жизни. Правда, помимо желания заработать как можно больше денег он перенял у своей семьи также веру в эгалитаризм, то есть равенство людей в их политических и экономических правах. Отец Эндрю, его дед Том Моррисон и его дядя были шотландскими радикалами, которые выступали за отмену наследственной привилегии и наделение простых рабочих более широкими правами. Несколько иных, - прозаичных и приземленных, - взглядов на жизнь придерживалась мать Эндрю, которая больше думала о материальной основе бытия, чем об отвлеченных идеалах. Вот почему, опасаясь за выживание своей семьи, она настояла на том, чтобы искать спасения от нищеты в Новом Свете, где, казалось, имелись немалые возможности для поднятия жизненного уровня. Маргарет продала на аукционе домашнюю утварь, заняла двадцать фунтов, которые были необходимы, чтобы пересечь Атлантику, и в 1848 году Карнеги переехали в штат Пенсильвания, городок Аллегейни, расположенный поблизости от Питтсбурга, - в то время черного от сажи металлургического центра Америки. Жившая там сестра матери Эндрю сдала им две маленьких комнаты в своем доме на Ребекка Стрит. Прибыв в Питтсбург, Карнеги оказались вовсе не в раю земном, а в городе, окруженном грязными реками и окутанном облаками дыма, где бедность и голод Шотландии сменились убожеством и беспросветностью американских рабочих кварталов.
Работал не на страх, а на совесть
Отец Уильям нашел место на хлопкопрядильной фабрике, и 13-летний Эндрю устроился работать там же на должность смотрителя бобин. В его задачу входила замена катушек с нитками, он трудился по 12 часов 6 дней в неделю, за которую зарабатывал 1,2 доллара. Вскоре его отец ушел с этой фабрики и стал дома на ручном станке ткать постельное белье, которое пытался продавать, обходя все дома в округе. После смерти отца в 1855 году сильное желание Эндрю заботиться о семье заставило его всерьез заняться самообразованием, и он стал взахлеб читать, посещать театры, полюбил музыку. В 1850-м году юный Карнеги устроился на работу в Питтсбургское отделение Телеграфной компании Огайо посыльным и получал там 2,5 доллара в неделю. Каждое свое поручение он старался выполнять как можно лучше и хватался за любую возможность установить доверительные отношения с клиентами. Например, он запомнил планировку улиц Питтсбурга, а также имена и адреса тех важных персон, которым доставлял телеграммы. Если он приходил по долгу службы к особенно важному бизнесмену, то уже никогда не забывал его лицо и, встречая на улице, приветствовал по имени «доброе утро мистер…». Карнеги часто просили отнести сообщения в театр, и он приспособился доставлять их по вечерам, чтобы бесплатно смотреть пьесы Шекспира и других великих драматургов. Свою погоню за знаниями, продлившуюся всю его жизнь, Карнеги начал в маленькой библиотеке, которую местный благотворитель сделал доступной для работавших мальчиков. Своим рвением в работе он обратил на себя внимание начальства, и через год молодой Эндрю был назначен оператором.
Одним из тех, кого Карнеги встретил, работая в телеграфе, был Томас Скотт, управляющий западным отделением Пенсильванской железной дороги. Скотту понравился амбициозный юноша, он называл его «мой мальчик Энди» и в 1853 году взял его к себе на работу личным секретарем и телеграфистом на зарплату в 35 долларов за месяц. «Я не мог представить, - говорил Карнеги спустя много лет, - что вообще я мог сделать с такими огромными деньгами». Вскоре он смог даже купить для своей матери дом. Всегда горя желанием взвалить на себя груз новых обязанностей, Карнеги сумел высоко продвинуться по служебной лестнице в Пенсильванской железной дороге и в восемнадцатилетнем возрасте стал преемником Скотта на месте начальника ее Питтсбургского отделения. Работа Эндрю в Pennsylvania Railroad Company оказалась очень важна для его последующего карьерного роста. Железная дорога тогда была самым крупным бизнесом в Америке и позволила Карнеги получить бесценный опыт управления компанией и контроля за ее издержками. Во время Гражданской войны 1861-65 гг., когда Скотта назначили помощником военного министра, отвечавшим за перевозки, Карнеги участвовал в организации военной телеграфной системы, но вскоре вернулся в Питтсбург, чтобы выполнять прежнюю работу Скотта на железной дороге. Поддерживать личный доход на достойном уровне ему помогали удачно внедрявшиеся им производственные нововведения вроде круглосуточной работы телеграфа. Не удивительно, что Эндрю дорос до должности управляющего и курировал прокладку железных дорог в западном направлении. Как и многие богачи, Карнеги откупается от необходимости участвовать в сражениях во время Гражданской войны, и вместо него под ружье встал кто-то другой. Скотту было тогда поручено заведовать военными перевозками северян, и Карнеги стал в этом деле его правой рукой.
Полученную прибыль пускал в оборот
Его отношения со Скоттом укреплялись, и тот помог Карнеги сделать его первую инвестицию. В 1855 году он при содействии Скотта вложил 500 долларов в Adams Express, с которым у Пенсильванской железнодорожной компании был заключен контракт на перевозку ее курьеров. Несколько лет спустя Эндрю получил долю в компании T.T. Вудраффа, производившей спальные вагоны. Реинвестируя свои деньги в подобные железнодорожные проекты, Карнеги скопил внушительный капитал для своего будущего бизнеса. Работая в Pennsylvania Railroad Company под началом Томаса Скотта, он внес ряд улучшений в систему обслуживания пассажиров. Гражданская война дала Карнеги золотой шанс, так как он был назначен на должность начальника военных железных дорог и телеграфных линий Союзного Правительства на востоке. Он помогал открывать железные дороги в округ Вашингтон. После поражения союзных сил при Бул-Ране Эндрю лично управлял перевозкой разбитой армии северян. Эта война показала важность промышленного развития для достижения успеха на американской исторической сцене.
С 1865 по 1870 гг. Карнеги зарабатывал деньги, инвестируя в несколько мелких металлургических заводов и фабрик. Он путешествовал по Англии, продавая облигации небольших американских железных дорог и мостостроительных компаний. Карнеги начал понимать, что сталь должна была заменить железо в производстве рельс, профилей, труб и проводов, поэтому в 1873 году он создал компанию по выпуску стальных рельс. Первая сталеплавильная печь на его заводе в Брэддоке начала поставлять металл для изготовления рельсов в 1874 году. Карнеги непрерывно развивал металлургический бизнес, снижая цены, выдавливая с рынка конкурентов, избавляясь от слабых партнеров и реинвестируя прибыли в развитие производства. Он никогда не продавал акций своей компании, чтобы привлечь капитал, и вместо этого обеспечивал ее финансирование за счет ее же доходов, а также при необходимости пользовался деньгами местных банков и продолжал наращивать выпуск продукции, будучи единственным производителем тяжелой стали. К 1878 году его компания оценивалась в 1,25 миллионов долларов.
Видя большие перспективы бизнеса по производству стали и желая добыть для его развития дополнительные средства, Карнеги инвестировал сорок тысяч долларов в нефтяное месторождение William Story Farm на Масляном ручье в пенсильванском округе Венанго. В течение года это принесло ему прибыль в миллион долларов в наличных дивидендах и значительный доход от продажи нефти из скважин, что позволило энергично продолжить экспансию в металлургическую индустрию. Во время Гражданской войны его фабрики в Питтсбурге выпускали броню для канонерских лодок, пушек и снарядов. Полученный Карнеги контроль над производством стали в итоге принес ему большую часть его богатства. По завершении войны, давшей мощный импульс развитию металлургии, Карнеги ушел из железнодорожного бизнеса и сосредоточился главным образом на торговле изделиями из металла, основав в Питтсбурге заводы Keystone Bridge Works и Union Ironworks. При том, что Карнеги ушел из Пенсильванской железнодорожной компании, он остался близок к ее правлению, особенно к Томасу Скотту и Эдгару Томсону. Благодаря этим связям Карнеги смог получить контракты для своей Кейстоунской мостостроительной компании, а также заказы на поставку рельсов, выпускавшихся на его комбинатах.
Начал производить сталь в промышленных объемах
Уход Карнеги из Пенсильванской железнодорожной компании был одним из множества тех смелых шагов, которые постепенно приведут его в крупную индустрию и принесут ему богатство. Карнеги тогда вплотную заинтересовался фирмой Keystone Bridge, менявшей деревянные мосты на более прочные железные, и уже через три года новый бизнес приносил ему доход размером пятьдесят тысяч долларов в год. Тем не менее, Эндрю не считал жизнь бизнесмена праздником. В письме к самому себе в возрасте 33-х лет он писал: «Продолжать еще долгое время перегружать себя заботами о бизнесе и мыслями, полностью занятыми тем, как заработать побольше денег в кратчайшее время, - значит разрушить себя без надежды на устойчивое восстановление. Я уйду из бизнеса в тридцать пять, однако в течение следующих двух лет я хочу тратить послеобеденные часы на получение инструкций и систематическое чтение».
Правда, планам по скорому сворачиванию бурной деятельности было не суждено сбыться, ибо Карнеги продолжал зарабатывать огромные деньги еще в течение следующих тридцати лет. Через два года после «отправки» этого письма он внедрил новую технологию, которой пользовался англичанин Генри Бессемер, чтобы превращать крупные партии железа в сталь, выгодно отличавшуюся большей гибкостью, чем у хрупкого железа. В промышленное освоение этого метода Карнеги инвестировал собственные средства и даже занял огромные деньги, чтобы построить на его основе сталелитейную фабрику возле Питтсбурга. При этом он был беспощаден в вопросе снижения издержек и руководствовался лозунгом «следи за расходами, и прибыли позаботятся о себе сами». Описывая его предпринимательский талант, историк Джон Ингрэм заметил: «Я думаю, что гениальность Карнеги заключалась прежде всего в способности предвидеть, как изменится обстановка». «Если он видел что-либо, способное принести ему прибыль, то был готов инвестировать в это в гигантских количествах». Карнеги отличался от крупных промышленников своего времени тем, что выступал за право простых трудящихся объединяться и отстаивать свои интересы. Однако дела Карнеги не всегда соответствовали его словам. Например, его сталевары часто принуждались к сверхурочной работе за копейки, а во время Хоумстедской стачки 1892-го года Карнеги занял сторону своего заводского менеджера Генри Фрика, который не впустил рабочих на фабрику и нанял бойцов частного детективного Агентства Пинкертона, чтобы запугать бастовавших.
В 1868 году Карнеги нанял Джеймса Идса, инженера, не имевшего опыта постройки мостов, чтобы соединить берега Миссисипи в городе Сент-Луис в штате Миссури. Новый мост должен был быть длиннее мили и тем самым превзойти все подобные сооружения, построенные прежде. В случае удачной реализации проекта он соединил бы запад и восток так, как это еще не удавалось сделать ранее. Карнеги вложил в эту затею немалые для него средства, однако осуществить амбициозный замысел оказалось непросто, поскольку применявшееся для постройки таких конструкций железо не обладало достаточной прочностью при растяжении, чтобы выдержать вес груза, перевозимого по мосту. Сталь же, - на тот момент самый прочный из известных металлов, получавшийся смешением железа с углем при температуре выше 2000 градусов, - была труднодоступна для массового производства и крайне дорога. В то время она использовалась в малых количествах для изготовления столовых приборов и ювелирных украшений. Положение спас метод изобретателя Бессемера, позволявший поставить производство стальных элементов на поток. Но даже этот технологический прорыв не помог Карнеги уложиться в намеченный график работ и не спас его от глубокого погружения в долговую пропасть. Тем не менее, в 1873 году Карнеги соединяет Америку, открывая мост в Сент-Луисе. Правда, оказалось совсем не просто убедить людей в том, что по необычному сооружению можно было безопасно перемещаться. Зная о мифе, согласно которому слоны не будут переходить по неустойчивым конструкциям, Карнеги в день открытия «Моста Идса» велел провести по нему слона, и только после этого его проверили на прочность четырнадцать паровозов.
Сделал Америку страной небоскребов
Заказы на поставку стали хлынули бурным потоком, когда владельцы железных дорог решили переложить свои колеи рельсами из более прочного материала. С помощью своего старого наставника Тома Скотта Карнеги собирает капитал, равноценный 21 миллиону сегодняшних долларов, и строит свой первый завод по выпуску стали. Эта сталеплавильная фабрика располагается на ста акрах и становится самой большой в стране, способной производить 225 тонн металла в день. Однако, когда Рокфеллер отказывается от перевозки нефти по железным дорогам, то пузырь, надувшийся в этой транспортной отрасли, лопается, и последовавший крах фондового рынка приносит Карнеги убытки, а его покровитель Том Скотт разоряется. Рассерженные рабочие Скотта сожгли его производственные мощности, что стало причиной его преждевременной кончины. Вот почему, когда в 1881 году Карнеги хоронил своего учителя и друга дождливым апрельским днем, он обвинил Рокфеллера в его смерти и преисполнился жаждой мести. В то время "маленький шотландец" выпускал уже десять тысяч тонн стали в месяц и получал полтора миллиона долларов прибыли в год.
Привыкший к превратностям судьбы Карнеги не впал в депрессию и нашел для своей металлургической продукции другой весьма перспективный рынок сбыта - строительную отрасль. Как известно, земля в Манхеттене – самая дорогая в мире, и единственный способ расширить занятую там площадь – это устремиться ввысь под облака, однако существовавшие тогда материалы и технологии позволяли лишь немногим домам подняться выше пяти этажей. Этот вопрос был решен с помощью конструкций из стали, выпущенной Карнеги, из нее же был построен первый небоскреб в Чикаго. «Америка выросла ввысь на стали», - заметил по этому поводу Алан Гринспен, бывший председатель Федерального резерва.
Акула капитализма с человеческим лицом
Свободное время Карнеги проводил в путешествиях. Он также написал несколько книг, включая «Торжество демократии» (1886), которая указывала на преимущества американского социального строя перед лишенными равноправия обществами Британии и европейских стран. Для Карнеги доступ к образованию был ключом к американской политической стабильности и промышленным достижениям. Он лично дружил с популярным у западных богачей того времени английским философом Гербертом Спенсером, развивавшим идеологию социального дарвинизма, согласно которой вследствие идущей в обществе «борьбы за существование» происходит «естественный отбор» и «выживают сильнейшие». Промышленная конкуренция, по мнению Спенсера, была благом для всего общества, так как поднимала его на новую ступень умственного и морального развития. «Баронам-разбойникам» особенно нравилось учение философа о том, что «неприспособленные» к выживанию в мире капитала люди должны вымирать – эта идея авторитетного мыслителя позволяла миллионерам отмахнуться от забот о тысячах трудившихся на них пролетариев и их семьях, вынужденных прозябать в убогих и тесных домах. Правда, верный своему противоречивому характеру, в 1889 году Карнеги опубликовал статью «Богатство», провозглашавшую его веру в то, что богачи обязаны использовать свои деньги для улучшения благосостояния общины.
В 1881 году Карнеги свозил свою семью в Соединенное Королевство. Путешествуя по Шотландии на карете, они посетили свой старый дом в Данфермлине, где мать Карнеги заложила первый камень библиотеки, на которую он пожертвовал деньги. Несмотря на огромное богатство и далеко не юный возраст Эндрю оставался холостяком до смерти матери, считавшей, что в мире не было женщины, достойной составить пару ее сыну. Лишь через год после ухода строгой и властной Маргарет Моррисон Карнеги в мир иной Эндрю, которому исполнилось ни много ни мало 52 года, осмелился жениться на Луизе Уитфилд, роман с которой длился у него к тому времени уже семь лет. У них был только один ребенок – дочка, насчет выбора имени для которой не возникло никаких сомнений – девочку назвали Маргарет. Пара стала проводить ежегодно по шесть месяцев в Шотландии, при этом Карнеги продолжал следить за развитием бизнеса.
В это время его дела шли просто блестяще. Кроме металлургических заводов он купил в 1886 году поля с залежами железной руды в окрестностях Верхнего озера, причем по невероятно низкой цене. В том же году он выпустил свою знаменитую книгу «Торжество демократии», которая была благосклонно принята в США несмотря на вызванную ею острую полемику в Великобритании. Двумя важнейшими достижениями Карнеги стали дешевое и эффективное массовое производство стальных рельс для железнодорожных линий и вертикальная интеграция всех поставщиков сырья. В 1888 году он купил конкурировавший с ним Хоумстедский металлургический комбинат, тем самым заполучив для своей компании огромный завод с месторождениями угля и железа, железную дорогу длиной 425 миль и флотилию озерных пароходов. К 1889 году Карнеги владел заводами и компаниями J. Edgar Thomson Steel Works, Pittsburgh Bessemer Steel Works, Lucy Furnaces, Union Iron Mills, Union Mill, Keystone Bridge Works, Hartman Steel Works, Frick Coke Company, а также рудниками Scotia. Объединив все свои активы с активами партнеров, он в 1892 году создал Carnegie Steel Company, которая стала крупнейшим производителем чугуна, стальных рельс и кокса в мире. Но несмотря на то, что заработанное состояние делало Карнеги одним из богатейших людей в Америке, ему еще было куда стремиться, так как его соотечественник Рокфеллер был в семь раз богаче. И Карнеги нанимает управляющим Генри Фрика, «сделавшего себя» миллионера, который в свои примерно тридцать лет был одним из крупнейших на Среднем Западе поставщиков угля и имел репутацию безжалостного бизнесмена. Через два года Фрик увеличил прибыли Карнеги вдвое.
Опустошительное Джонстаунское наводнение
Этот впечатляющий деловой успех Фрик решает отметить, построив курорт для «денежных мешков». Таким местом отдыха стал Саутфоркский клуб любителей рыбной ловли и охоты (South Fork Fishing and Hunting Club), и его деловой партнер Карнеги скоро становится одним из членов элитного клуба. Для нового курорта было выбрано превосходное место поблизости от дамбы Саут Форк, удерживавшей двадцать миллионов тонн воды. В четырнадцати милях ниже располагался городок Джонстаун. Фрик приказал снизить высоту дамбы, чтобы его экипаж мог проезжать по ней, и поднять уровень воды в озере. Эти недальновидные действия в сочетании с проливным дождем, прошедшим 31-го мая 1889-го года, поднимавшим озеро на дюйм каждые десять минут, привели к катастрофическим разрушениям и многочисленным жертвам. Дамбу прорвало, и, как рассказал очевидец, «стена воды высотой 45 метров со скоростью 80 километров в час устремилась на деревню Саут Форк», потом смыла несколько населенных пунктов, и примерно через час смертоносный поток достиг Джонстауна. По приблизительным оценкам, погибло более двух тысяч человек, причем треть из них была так изувечена, что опознать их уже не смогли. Шестнадцать тысяч домов были разрушены и четыре квадратных мили были начисто «вылизаны» водой – неудивительно, что этот случай считается наихудшей в американской истории рукотворной катастрофой, произошедшей до печально известного «9/11». Была предпринята попытка отдать членов элитного клуба под суд, но безуспешно. Правда, Карнеги чувствовал свою ответственность за эту беду и потому выделил миллионы, чтобы перестроить Джонстаун.
Кровавая Хоумстедская стачка
Он вложил миллионы в модернизацию расположенного невдалеке от Питтсбурга Хоумстедского металлургического завода, чтобы увеличить выпуск конструкционной стали. После его приобретения Карнеги инвестировал в новые цеха и оборудование, автоматизировал многие из фабричных операций, тем самым снизив число металлургов, включенных в технологический процесс. Эти рабочие принадлежали к союзу «Объединённая ассоциация работников железоделательной и сталелитейной промышленности», с которой Carnegie Company заключила на три года соглашение об условиях работы и оплаты. Карнеги считал, что рабочие имели право торговаться с правлением через свои профсоюзы. Он также признавал их право на забастовку, если она проходила мирно, так как видел в трудовых протестах созидательное силовое противостояние, выходом из которого является мирная дискуссия. Однако в целях снижения издержек Карнеги позволил Фрику увеличить рабочий день и сократить зарплаты. Когда же профсоюзы начали сопротивляться введению 12-часового рабочего дня и шестидневной рабочей недели, так как трудившиеся в столь интенсивном режиме сталевары из-за переутомления все чаще получали производственные травмы или погибали, Фрик обратился к Карнеги с просьбой дать разрешение на подавление протестов. Находившийся под впечатлением от Джоунстаунской трагедии Карнеги удалился на свою родину в Шотландию и предоставил Фрику самому разбираться с нараставшим конфликтом. По этому поводу Дэвид Нассау, биограф Карнеги, заметил, что тот «не хотел оказаться в роли плохого парня, будучи хитрецом. Фрик вроде бы не возражал».
Отсутствие Карнеги в Соединенных Штатах стало толчком к проведению в 1892 году забастовки на Хоумстедской фабрике. Готовясь к большой стачке, Фрик сделал запасы стали и решил разгромить профсоюз, наняв детективов из Агентства Пинкертона, - частной армии, ловившей грабителей поездов, охранявшей президента и подавлявшей протесты рабочих. В 1892 году две тысячи металлургов забаррикадировались внутри Хоумстедского завода и остановили выпуск стали. Две баржи с тремя сотнями бойцов Пинкертона на борту поднялись к месту событий по реке Мононгахила и, по одной из версий, были встречены огнем с берега. Согласно другим утверждениям, это детективы первыми открыли огонь, причем по безоружным пролетариям. На самом деле вряд ли уже можно точно сказать, кто выстрелил первым. Многие рабочие бросились бежать, чтобы спасти свои жизни, и пули полетели им вслед. Перестрелка продолжалась почти четырнадцать часов, и, дабы отразить атаку пинкертонцев, забастовщики подожгли вагон и спустили его по путям в направлении баржи. Они также использовали динамит и стали закачивать в реку нефть, чтобы поджечь ее. В результате сражения девять мятежников и три детектива погибли, было много раненых, но участники стачки одержали верх, агенты Пинкертона сдались, а баржи, на которых они прибыли, сгорели.
В итоге производственные мощности остались во власти рабочих, поэтому так и не были запущены. Пять дней спустя губернатор Пенсильвании прислал в мятежный Хоумстед солдат, чтобы восстановить порядок и открыть завод. Спустя время войска оттуда вывели, и через два месяца профсоюз прекратил забастовку. Не связанный с протестующими российский анархист еврейского происхождения Александр Беркман попытался убить Фрика, видя в нем причину кровавой драмы. Беркман ворвался в помещение, где сидел Фрик, дважды выстрелил ему в шею и трижды ударил ножом. Несмотря на полученные ранения уже через три дня после покушения Фрик снова был на работе и, более того, попытался перевести металлургический завод Карнеги в свою собственность, однако не смог это сделать, и тот велел правлению изгнать Фрика.
Дальнейшей погоне за миллионами предпочел семейную жизнь и благотворительность
В 1890-х Карнеги начал сталкиваться со все более острой конкуренцией со стороны новых и более крупных компаний, желавших контролировать цены и занимать определенную долю рынка. При этом фирмы, которым он продавал свою продукцию из года в год, угрожали снизить свои закупки, если он не согласится сотрудничать с ними. Эти угрозы навели его на мысль нанести ответный удар, и он отказался вступать в любые соглашения с другими компаниями. Более того, он решил вторгнуться в сферы их интересов, выпуская похожую продукцию и расширяя свою торговую деятельность в направлении западных регионов. «Стальной напор» Карнеги было уже не остановить, и к 1900-му году компания Carnegie Steel по выпуску продукции обошла все аналогичные производства в Великобритании вместе взятые. Как раз в том году финансист Джон Пирпойнт Морган бросил стальной империи Карнеги главный в ее истории вызов. Карнеги не сомневался, что сможет одолеть Моргана в конкурентной борьбе за пять, десять или пятнадцать лет, однако напряженная схватка была уже не нужна 64-летнему «стальному королю», желавшему проводить больше времени со своей супругой Луизой и дочерью. В конечном итоге в 1901 году он решил продать свою компанию недавно созданной U.S. Steel Corporation почти за полмиллиарда долларов, при этом личная доля Карнеги составила 225 миллионов. После того, как Морган подошел к нему и попросил продать стальной бизнес, Карнеги во время обеда написал на клочке бумаги сумму в 480 миллионов долларов, что сегодня равноценно четыремстам миллиардам, то есть всему бюджету Федерального правительства США. Один из менеджеров Карнеги отнес листик с ценой Моргану, тот согласился без колебаний и приобрел компанию. «Поздравляю, мистер Карнеги, - сказал ему Морган, когда они завершили сделку, - теперь вы самый богатый человек в мире».
Если оценить накопленное Карнеги богатство исходя из сегодняшней стоимости денег, то его состояние превысит 310 миллиардов долларов, что, по некоторым оценкам, считается наибольшим личным капиталом в мировой истории. Карнеги проводит остаток своей жизни, раздавая на благие цели более 350 миллионов долларов, или 67 миллиардов в современных деньгах. Однако несмотря на его благотворительную деятельность трагедии Джонстауна и Хоумстеда прочно связывались с его именем вплоть до самой его смерти. В течение десяти лет Карнеги и Рокфеллер обменивались ироничными рождественскими подарками вроде дешевого картонного жилета, – намек на нищенские иммигрантские будни шотландца в начале его карьеры, - в ответ на что Карнеги присылал Рокфеллеру, - благочестивому баптисту-трезвеннику, - бутылку превосходного виски. Любимым занятием Карнеги было открытие библиотек, и благодаря ему в США появилось более полутора тысяч «библиотек Карнеги». Он стал одним из первых подрядчиков государства в области обороны, производя сталь для постройки новых боевых кораблей. К концу 19-го века во многом благодаря стальным железным дорогам Карнеги и небоскребам на стальной основе американское городское население заметно выросло. В одном только Чикаго всего за десять лет было построено 50 зданий на стальной раме, и за двадцать лет его население выросло более, чем в два раза, - почти до 1,7 миллиона. Родившийся в Шотландии американский промышленник и филантроп Эндрю Карнеги был лидером американской стальной индустрии с 1873 до 1901 года.
Сторонник мира во всем мире, просветитель, покровитель искусства и науки
Любивший повторять, что «человек, который умирает богатым, умирает в позоре», Карнеги ненавидел давать милостыню и предпочитал направлять свои деньги на то, чтобы «помочь другим помогать себе». Он был также одним из первых, кто содействовал созданию «Лиги наций», он же построил в Гааге «Дворец мира», который позже дорастет до Международного Суда ООН. Однако надежды филантропа и пацифиста на установление цивилизованного миропорядка без вооруженных конфликтов были разрушены, и после начала Первой мировой войны в 1914 году Луиза сказала, что у ее мужа «разбилось сердце». Карнеги прожил после этого еще пять лет, однако последняя запись в его автобиографии была сделана в день, когда началась Первая мировая.
Удалившись от дел, Карнеги начал создавать целевые фонды «для улучшения человечества». Он построил около двух с половиной тысяч общественных библиотек по всему англоязычному миру. В 1895 году был открыт Институт Карнеги в Питтсбурге, в котором разместились художественная галерея, музей естественной истории и музыкальный зал. Он также построил группу технических школ, которые образуют сегодня Университет Карнеги-Меллона. Институт Карнеги в Вашингтоне был основан, чтобы поддерживать исследования в области естествознания и физики. Карнеги-холл был построен в Нью-Йорке и открыт в 1891 году концертом оркестра, которым дирижировал русский композитор П.И. Чайковский. Фонд Карнеги по улучшению преподавания был создан, чтобы обеспечить пенсиями университетских преподавателей. Карнеги также основал Фонд Международного Мира, чтобы положить конец войне. Он умер 11 августа 1919 года от бронхопневмонии в своем летнем доме поблизости от городка Ленокс в штате Массачусетс.
«Делайте больше. Скачки выигрывает лошадь, опередившая своих соперников на голову»
Эндрю Карнеги
Один из капитанов промышленного производства США в 19-м веке, Эндрю Карнеги помог создать мощнейшую американскую стальную индустрию, благодаря чему он, бедный юноша из семьи эмигрантов, бежавших из родных краев от голода и нищеты, стал одним из богатейших предпринимателей своего времени. Ближе к преклонному возрасту Карнеги продал свой стальной бизнес и начал жертвовать собранное им состояние организациям культурного, образовательного и научного профилей в целях «улучшения человечества». Он считается наиболее противоречивым из так называемых «баронов-разбойников», то есть создателей мощных промышленных и финансовых компаний, заработавших большие деньги во время первоначального накопления капитала в конце XIX - начале XX вв. Карнеги поддерживал права рабочих, однако разрушал профсоюзы, а когда нажил, по некоторым оценкам, самое большое состояние в истории США, то постарался раздать его. Согласно некоторым вполне справедливым предположениям, его бурная благотворительная деятельность стала попыткой искупить в глазах современников тот факт, что огромные капиталы были добыты им путем жестокой эксплуатации рабочих, экономии на их зарплате, подавления протестных выступлений и, вопреки собственным убеждениям, ограничения их социально-экономических прав.
Разбогатеть решил еще в детстве
Эндрю родился в 1835 году в семье ткача Уильяма Карнеги в Данфермлине, средневековой столице Шотландии. Этот город был центром льняной индустрии, поэтому неудивительно, что мальчику предстояло пойти по стопам отца и работать в мануфактуре. Однако промышленная революция, которая спустя время сделает Карнеги богатейшим человеком в мире, разрушила ткацкое ремесло. Когда в Данфермлине в 1847 году появились станки на паровой тяге, сотни ткачей, обслуживавших ручные станки, оказались не у дел, и семья Уильяма погрузилась в нищету. Матери Эндрю Маргарет Моррисон Карнеги пришлось взвалить заботы о содержании семьи на себя, поэтому она открыла маленькую бакалейную лавку и занялась починкой обуви. Вместе с родителями и младшим братом Томом Эндрю тогда жил в одной комнате в скромном каменном коттедже. Она была для их семьи и столовой, и гостиной, и спальней. «Я начал познавать, что такое нищета», - позже напишет Эндрю. «Это было выжжено в моем сердце тогда, когда моему отцу пришлось выклянчивать себе работу. И тогда и там я преисполнился решимости избежать этого, когда вырасту».
И действительно, жажда наживы станет главным движущим мотивом Карнеги в его дальнейшей жизни. Правда, помимо желания заработать как можно больше денег он перенял у своей семьи также веру в эгалитаризм, то есть равенство людей в их политических и экономических правах. Отец Эндрю, его дед Том Моррисон и его дядя были шотландскими радикалами, которые выступали за отмену наследственной привилегии и наделение простых рабочих более широкими правами. Несколько иных, - прозаичных и приземленных, - взглядов на жизнь придерживалась мать Эндрю, которая больше думала о материальной основе бытия, чем об отвлеченных идеалах. Вот почему, опасаясь за выживание своей семьи, она настояла на том, чтобы искать спасения от нищеты в Новом Свете, где, казалось, имелись немалые возможности для поднятия жизненного уровня. Маргарет продала на аукционе домашнюю утварь, заняла двадцать фунтов, которые были необходимы, чтобы пересечь Атлантику, и в 1848 году Карнеги переехали в штат Пенсильвания, городок Аллегейни, расположенный поблизости от Питтсбурга, - в то время черного от сажи металлургического центра Америки. Жившая там сестра матери Эндрю сдала им две маленьких комнаты в своем доме на Ребекка Стрит. Прибыв в Питтсбург, Карнеги оказались вовсе не в раю земном, а в городе, окруженном грязными реками и окутанном облаками дыма, где бедность и голод Шотландии сменились убожеством и беспросветностью американских рабочих кварталов.
Работал не на страх, а на совесть
Отец Уильям нашел место на хлопкопрядильной фабрике, и 13-летний Эндрю устроился работать там же на должность смотрителя бобин. В его задачу входила замена катушек с нитками, он трудился по 12 часов 6 дней в неделю, за которую зарабатывал 1,2 доллара. Вскоре его отец ушел с этой фабрики и стал дома на ручном станке ткать постельное белье, которое пытался продавать, обходя все дома в округе. После смерти отца в 1855 году сильное желание Эндрю заботиться о семье заставило его всерьез заняться самообразованием, и он стал взахлеб читать, посещать театры, полюбил музыку. В 1850-м году юный Карнеги устроился на работу в Питтсбургское отделение Телеграфной компании Огайо посыльным и получал там 2,5 доллара в неделю. Каждое свое поручение он старался выполнять как можно лучше и хватался за любую возможность установить доверительные отношения с клиентами. Например, он запомнил планировку улиц Питтсбурга, а также имена и адреса тех важных персон, которым доставлял телеграммы. Если он приходил по долгу службы к особенно важному бизнесмену, то уже никогда не забывал его лицо и, встречая на улице, приветствовал по имени «доброе утро мистер…». Карнеги часто просили отнести сообщения в театр, и он приспособился доставлять их по вечерам, чтобы бесплатно смотреть пьесы Шекспира и других великих драматургов. Свою погоню за знаниями, продлившуюся всю его жизнь, Карнеги начал в маленькой библиотеке, которую местный благотворитель сделал доступной для работавших мальчиков. Своим рвением в работе он обратил на себя внимание начальства, и через год молодой Эндрю был назначен оператором.
Одним из тех, кого Карнеги встретил, работая в телеграфе, был Томас Скотт, управляющий западным отделением Пенсильванской железной дороги. Скотту понравился амбициозный юноша, он называл его «мой мальчик Энди» и в 1853 году взял его к себе на работу личным секретарем и телеграфистом на зарплату в 35 долларов за месяц. «Я не мог представить, - говорил Карнеги спустя много лет, - что вообще я мог сделать с такими огромными деньгами». Вскоре он смог даже купить для своей матери дом. Всегда горя желанием взвалить на себя груз новых обязанностей, Карнеги сумел высоко продвинуться по служебной лестнице в Пенсильванской железной дороге и в восемнадцатилетнем возрасте стал преемником Скотта на месте начальника ее Питтсбургского отделения. Работа Эндрю в Pennsylvania Railroad Company оказалась очень важна для его последующего карьерного роста. Железная дорога тогда была самым крупным бизнесом в Америке и позволила Карнеги получить бесценный опыт управления компанией и контроля за ее издержками. Во время Гражданской войны 1861-65 гг., когда Скотта назначили помощником военного министра, отвечавшим за перевозки, Карнеги участвовал в организации военной телеграфной системы, но вскоре вернулся в Питтсбург, чтобы выполнять прежнюю работу Скотта на железной дороге. Поддерживать личный доход на достойном уровне ему помогали удачно внедрявшиеся им производственные нововведения вроде круглосуточной работы телеграфа. Не удивительно, что Эндрю дорос до должности управляющего и курировал прокладку железных дорог в западном направлении. Как и многие богачи, Карнеги откупается от необходимости участвовать в сражениях во время Гражданской войны, и вместо него под ружье встал кто-то другой. Скотту было тогда поручено заведовать военными перевозками северян, и Карнеги стал в этом деле его правой рукой.
Полученную прибыль пускал в оборот
Его отношения со Скоттом укреплялись, и тот помог Карнеги сделать его первую инвестицию. В 1855 году он при содействии Скотта вложил 500 долларов в Adams Express, с которым у Пенсильванской железнодорожной компании был заключен контракт на перевозку ее курьеров. Несколько лет спустя Эндрю получил долю в компании T.T. Вудраффа, производившей спальные вагоны. Реинвестируя свои деньги в подобные железнодорожные проекты, Карнеги скопил внушительный капитал для своего будущего бизнеса. Работая в Pennsylvania Railroad Company под началом Томаса Скотта, он внес ряд улучшений в систему обслуживания пассажиров. Гражданская война дала Карнеги золотой шанс, так как он был назначен на должность начальника военных железных дорог и телеграфных линий Союзного Правительства на востоке. Он помогал открывать железные дороги в округ Вашингтон. После поражения союзных сил при Бул-Ране Эндрю лично управлял перевозкой разбитой армии северян. Эта война показала важность промышленного развития для достижения успеха на американской исторической сцене.
С 1865 по 1870 гг. Карнеги зарабатывал деньги, инвестируя в несколько мелких металлургических заводов и фабрик. Он путешествовал по Англии, продавая облигации небольших американских железных дорог и мостостроительных компаний. Карнеги начал понимать, что сталь должна была заменить железо в производстве рельс, профилей, труб и проводов, поэтому в 1873 году он создал компанию по выпуску стальных рельс. Первая сталеплавильная печь на его заводе в Брэддоке начала поставлять металл для изготовления рельсов в 1874 году. Карнеги непрерывно развивал металлургический бизнес, снижая цены, выдавливая с рынка конкурентов, избавляясь от слабых партнеров и реинвестируя прибыли в развитие производства. Он никогда не продавал акций своей компании, чтобы привлечь капитал, и вместо этого обеспечивал ее финансирование за счет ее же доходов, а также при необходимости пользовался деньгами местных банков и продолжал наращивать выпуск продукции, будучи единственным производителем тяжелой стали. К 1878 году его компания оценивалась в 1,25 миллионов долларов.
Видя большие перспективы бизнеса по производству стали и желая добыть для его развития дополнительные средства, Карнеги инвестировал сорок тысяч долларов в нефтяное месторождение William Story Farm на Масляном ручье в пенсильванском округе Венанго. В течение года это принесло ему прибыль в миллион долларов в наличных дивидендах и значительный доход от продажи нефти из скважин, что позволило энергично продолжить экспансию в металлургическую индустрию. Во время Гражданской войны его фабрики в Питтсбурге выпускали броню для канонерских лодок, пушек и снарядов. Полученный Карнеги контроль над производством стали в итоге принес ему большую часть его богатства. По завершении войны, давшей мощный импульс развитию металлургии, Карнеги ушел из железнодорожного бизнеса и сосредоточился главным образом на торговле изделиями из металла, основав в Питтсбурге заводы Keystone Bridge Works и Union Ironworks. При том, что Карнеги ушел из Пенсильванской железнодорожной компании, он остался близок к ее правлению, особенно к Томасу Скотту и Эдгару Томсону. Благодаря этим связям Карнеги смог получить контракты для своей Кейстоунской мостостроительной компании, а также заказы на поставку рельсов, выпускавшихся на его комбинатах.
Начал производить сталь в промышленных объемах
Уход Карнеги из Пенсильванской железнодорожной компании был одним из множества тех смелых шагов, которые постепенно приведут его в крупную индустрию и принесут ему богатство. Карнеги тогда вплотную заинтересовался фирмой Keystone Bridge, менявшей деревянные мосты на более прочные железные, и уже через три года новый бизнес приносил ему доход размером пятьдесят тысяч долларов в год. Тем не менее, Эндрю не считал жизнь бизнесмена праздником. В письме к самому себе в возрасте 33-х лет он писал: «Продолжать еще долгое время перегружать себя заботами о бизнесе и мыслями, полностью занятыми тем, как заработать побольше денег в кратчайшее время, - значит разрушить себя без надежды на устойчивое восстановление. Я уйду из бизнеса в тридцать пять, однако в течение следующих двух лет я хочу тратить послеобеденные часы на получение инструкций и систематическое чтение».
Правда, планам по скорому сворачиванию бурной деятельности было не суждено сбыться, ибо Карнеги продолжал зарабатывать огромные деньги еще в течение следующих тридцати лет. Через два года после «отправки» этого письма он внедрил новую технологию, которой пользовался англичанин Генри Бессемер, чтобы превращать крупные партии железа в сталь, выгодно отличавшуюся большей гибкостью, чем у хрупкого железа. В промышленное освоение этого метода Карнеги инвестировал собственные средства и даже занял огромные деньги, чтобы построить на его основе сталелитейную фабрику возле Питтсбурга. При этом он был беспощаден в вопросе снижения издержек и руководствовался лозунгом «следи за расходами, и прибыли позаботятся о себе сами». Описывая его предпринимательский талант, историк Джон Ингрэм заметил: «Я думаю, что гениальность Карнеги заключалась прежде всего в способности предвидеть, как изменится обстановка». «Если он видел что-либо, способное принести ему прибыль, то был готов инвестировать в это в гигантских количествах». Карнеги отличался от крупных промышленников своего времени тем, что выступал за право простых трудящихся объединяться и отстаивать свои интересы. Однако дела Карнеги не всегда соответствовали его словам. Например, его сталевары часто принуждались к сверхурочной работе за копейки, а во время Хоумстедской стачки 1892-го года Карнеги занял сторону своего заводского менеджера Генри Фрика, который не впустил рабочих на фабрику и нанял бойцов частного детективного Агентства Пинкертона, чтобы запугать бастовавших.
В 1868 году Карнеги нанял Джеймса Идса, инженера, не имевшего опыта постройки мостов, чтобы соединить берега Миссисипи в городе Сент-Луис в штате Миссури. Новый мост должен был быть длиннее мили и тем самым превзойти все подобные сооружения, построенные прежде. В случае удачной реализации проекта он соединил бы запад и восток так, как это еще не удавалось сделать ранее. Карнеги вложил в эту затею немалые для него средства, однако осуществить амбициозный замысел оказалось непросто, поскольку применявшееся для постройки таких конструкций железо не обладало достаточной прочностью при растяжении, чтобы выдержать вес груза, перевозимого по мосту. Сталь же, - на тот момент самый прочный из известных металлов, получавшийся смешением железа с углем при температуре выше 2000 градусов, - была труднодоступна для массового производства и крайне дорога. В то время она использовалась в малых количествах для изготовления столовых приборов и ювелирных украшений. Положение спас метод изобретателя Бессемера, позволявший поставить производство стальных элементов на поток. Но даже этот технологический прорыв не помог Карнеги уложиться в намеченный график работ и не спас его от глубокого погружения в долговую пропасть. Тем не менее, в 1873 году Карнеги соединяет Америку, открывая мост в Сент-Луисе. Правда, оказалось совсем не просто убедить людей в том, что по необычному сооружению можно было безопасно перемещаться. Зная о мифе, согласно которому слоны не будут переходить по неустойчивым конструкциям, Карнеги в день открытия «Моста Идса» велел провести по нему слона, и только после этого его проверили на прочность четырнадцать паровозов.
Сделал Америку страной небоскребов
Заказы на поставку стали хлынули бурным потоком, когда владельцы железных дорог решили переложить свои колеи рельсами из более прочного материала. С помощью своего старого наставника Тома Скотта Карнеги собирает капитал, равноценный 21 миллиону сегодняшних долларов, и строит свой первый завод по выпуску стали. Эта сталеплавильная фабрика располагается на ста акрах и становится самой большой в стране, способной производить 225 тонн металла в день. Однако, когда Рокфеллер отказывается от перевозки нефти по железным дорогам, то пузырь, надувшийся в этой транспортной отрасли, лопается, и последовавший крах фондового рынка приносит Карнеги убытки, а его покровитель Том Скотт разоряется. Рассерженные рабочие Скотта сожгли его производственные мощности, что стало причиной его преждевременной кончины. Вот почему, когда в 1881 году Карнеги хоронил своего учителя и друга дождливым апрельским днем, он обвинил Рокфеллера в его смерти и преисполнился жаждой мести. В то время "маленький шотландец" выпускал уже десять тысяч тонн стали в месяц и получал полтора миллиона долларов прибыли в год.
Привыкший к превратностям судьбы Карнеги не впал в депрессию и нашел для своей металлургической продукции другой весьма перспективный рынок сбыта - строительную отрасль. Как известно, земля в Манхеттене – самая дорогая в мире, и единственный способ расширить занятую там площадь – это устремиться ввысь под облака, однако существовавшие тогда материалы и технологии позволяли лишь немногим домам подняться выше пяти этажей. Этот вопрос был решен с помощью конструкций из стали, выпущенной Карнеги, из нее же был построен первый небоскреб в Чикаго. «Америка выросла ввысь на стали», - заметил по этому поводу Алан Гринспен, бывший председатель Федерального резерва.
Акула капитализма с человеческим лицом
Свободное время Карнеги проводил в путешествиях. Он также написал несколько книг, включая «Торжество демократии» (1886), которая указывала на преимущества американского социального строя перед лишенными равноправия обществами Британии и европейских стран. Для Карнеги доступ к образованию был ключом к американской политической стабильности и промышленным достижениям. Он лично дружил с популярным у западных богачей того времени английским философом Гербертом Спенсером, развивавшим идеологию социального дарвинизма, согласно которой вследствие идущей в обществе «борьбы за существование» происходит «естественный отбор» и «выживают сильнейшие». Промышленная конкуренция, по мнению Спенсера, была благом для всего общества, так как поднимала его на новую ступень умственного и морального развития. «Баронам-разбойникам» особенно нравилось учение философа о том, что «неприспособленные» к выживанию в мире капитала люди должны вымирать – эта идея авторитетного мыслителя позволяла миллионерам отмахнуться от забот о тысячах трудившихся на них пролетариев и их семьях, вынужденных прозябать в убогих и тесных домах. Правда, верный своему противоречивому характеру, в 1889 году Карнеги опубликовал статью «Богатство», провозглашавшую его веру в то, что богачи обязаны использовать свои деньги для улучшения благосостояния общины.
В 1881 году Карнеги свозил свою семью в Соединенное Королевство. Путешествуя по Шотландии на карете, они посетили свой старый дом в Данфермлине, где мать Карнеги заложила первый камень библиотеки, на которую он пожертвовал деньги. Несмотря на огромное богатство и далеко не юный возраст Эндрю оставался холостяком до смерти матери, считавшей, что в мире не было женщины, достойной составить пару ее сыну. Лишь через год после ухода строгой и властной Маргарет Моррисон Карнеги в мир иной Эндрю, которому исполнилось ни много ни мало 52 года, осмелился жениться на Луизе Уитфилд, роман с которой длился у него к тому времени уже семь лет. У них был только один ребенок – дочка, насчет выбора имени для которой не возникло никаких сомнений – девочку назвали Маргарет. Пара стала проводить ежегодно по шесть месяцев в Шотландии, при этом Карнеги продолжал следить за развитием бизнеса.
В это время его дела шли просто блестяще. Кроме металлургических заводов он купил в 1886 году поля с залежами железной руды в окрестностях Верхнего озера, причем по невероятно низкой цене. В том же году он выпустил свою знаменитую книгу «Торжество демократии», которая была благосклонно принята в США несмотря на вызванную ею острую полемику в Великобритании. Двумя важнейшими достижениями Карнеги стали дешевое и эффективное массовое производство стальных рельс для железнодорожных линий и вертикальная интеграция всех поставщиков сырья. В 1888 году он купил конкурировавший с ним Хоумстедский металлургический комбинат, тем самым заполучив для своей компании огромный завод с месторождениями угля и железа, железную дорогу длиной 425 миль и флотилию озерных пароходов. К 1889 году Карнеги владел заводами и компаниями J. Edgar Thomson Steel Works, Pittsburgh Bessemer Steel Works, Lucy Furnaces, Union Iron Mills, Union Mill, Keystone Bridge Works, Hartman Steel Works, Frick Coke Company, а также рудниками Scotia. Объединив все свои активы с активами партнеров, он в 1892 году создал Carnegie Steel Company, которая стала крупнейшим производителем чугуна, стальных рельс и кокса в мире. Но несмотря на то, что заработанное состояние делало Карнеги одним из богатейших людей в Америке, ему еще было куда стремиться, так как его соотечественник Рокфеллер был в семь раз богаче. И Карнеги нанимает управляющим Генри Фрика, «сделавшего себя» миллионера, который в свои примерно тридцать лет был одним из крупнейших на Среднем Западе поставщиков угля и имел репутацию безжалостного бизнесмена. Через два года Фрик увеличил прибыли Карнеги вдвое.
Опустошительное Джонстаунское наводнение
Этот впечатляющий деловой успех Фрик решает отметить, построив курорт для «денежных мешков». Таким местом отдыха стал Саутфоркский клуб любителей рыбной ловли и охоты (South Fork Fishing and Hunting Club), и его деловой партнер Карнеги скоро становится одним из членов элитного клуба. Для нового курорта было выбрано превосходное место поблизости от дамбы Саут Форк, удерживавшей двадцать миллионов тонн воды. В четырнадцати милях ниже располагался городок Джонстаун. Фрик приказал снизить высоту дамбы, чтобы его экипаж мог проезжать по ней, и поднять уровень воды в озере. Эти недальновидные действия в сочетании с проливным дождем, прошедшим 31-го мая 1889-го года, поднимавшим озеро на дюйм каждые десять минут, привели к катастрофическим разрушениям и многочисленным жертвам. Дамбу прорвало, и, как рассказал очевидец, «стена воды высотой 45 метров со скоростью 80 километров в час устремилась на деревню Саут Форк», потом смыла несколько населенных пунктов, и примерно через час смертоносный поток достиг Джонстауна. По приблизительным оценкам, погибло более двух тысяч человек, причем треть из них была так изувечена, что опознать их уже не смогли. Шестнадцать тысяч домов были разрушены и четыре квадратных мили были начисто «вылизаны» водой – неудивительно, что этот случай считается наихудшей в американской истории рукотворной катастрофой, произошедшей до печально известного «9/11». Была предпринята попытка отдать членов элитного клуба под суд, но безуспешно. Правда, Карнеги чувствовал свою ответственность за эту беду и потому выделил миллионы, чтобы перестроить Джонстаун.
Кровавая Хоумстедская стачка
Он вложил миллионы в модернизацию расположенного невдалеке от Питтсбурга Хоумстедского металлургического завода, чтобы увеличить выпуск конструкционной стали. После его приобретения Карнеги инвестировал в новые цеха и оборудование, автоматизировал многие из фабричных операций, тем самым снизив число металлургов, включенных в технологический процесс. Эти рабочие принадлежали к союзу «Объединённая ассоциация работников железоделательной и сталелитейной промышленности», с которой Carnegie Company заключила на три года соглашение об условиях работы и оплаты. Карнеги считал, что рабочие имели право торговаться с правлением через свои профсоюзы. Он также признавал их право на забастовку, если она проходила мирно, так как видел в трудовых протестах созидательное силовое противостояние, выходом из которого является мирная дискуссия. Однако в целях снижения издержек Карнеги позволил Фрику увеличить рабочий день и сократить зарплаты. Когда же профсоюзы начали сопротивляться введению 12-часового рабочего дня и шестидневной рабочей недели, так как трудившиеся в столь интенсивном режиме сталевары из-за переутомления все чаще получали производственные травмы или погибали, Фрик обратился к Карнеги с просьбой дать разрешение на подавление протестов. Находившийся под впечатлением от Джоунстаунской трагедии Карнеги удалился на свою родину в Шотландию и предоставил Фрику самому разбираться с нараставшим конфликтом. По этому поводу Дэвид Нассау, биограф Карнеги, заметил, что тот «не хотел оказаться в роли плохого парня, будучи хитрецом. Фрик вроде бы не возражал».
Отсутствие Карнеги в Соединенных Штатах стало толчком к проведению в 1892 году забастовки на Хоумстедской фабрике. Готовясь к большой стачке, Фрик сделал запасы стали и решил разгромить профсоюз, наняв детективов из Агентства Пинкертона, - частной армии, ловившей грабителей поездов, охранявшей президента и подавлявшей протесты рабочих. В 1892 году две тысячи металлургов забаррикадировались внутри Хоумстедского завода и остановили выпуск стали. Две баржи с тремя сотнями бойцов Пинкертона на борту поднялись к месту событий по реке Мононгахила и, по одной из версий, были встречены огнем с берега. Согласно другим утверждениям, это детективы первыми открыли огонь, причем по безоружным пролетариям. На самом деле вряд ли уже можно точно сказать, кто выстрелил первым. Многие рабочие бросились бежать, чтобы спасти свои жизни, и пули полетели им вслед. Перестрелка продолжалась почти четырнадцать часов, и, дабы отразить атаку пинкертонцев, забастовщики подожгли вагон и спустили его по путям в направлении баржи. Они также использовали динамит и стали закачивать в реку нефть, чтобы поджечь ее. В результате сражения девять мятежников и три детектива погибли, было много раненых, но участники стачки одержали верх, агенты Пинкертона сдались, а баржи, на которых они прибыли, сгорели.
В итоге производственные мощности остались во власти рабочих, поэтому так и не были запущены. Пять дней спустя губернатор Пенсильвании прислал в мятежный Хоумстед солдат, чтобы восстановить порядок и открыть завод. Спустя время войска оттуда вывели, и через два месяца профсоюз прекратил забастовку. Не связанный с протестующими российский анархист еврейского происхождения Александр Беркман попытался убить Фрика, видя в нем причину кровавой драмы. Беркман ворвался в помещение, где сидел Фрик, дважды выстрелил ему в шею и трижды ударил ножом. Несмотря на полученные ранения уже через три дня после покушения Фрик снова был на работе и, более того, попытался перевести металлургический завод Карнеги в свою собственность, однако не смог это сделать, и тот велел правлению изгнать Фрика.
Дальнейшей погоне за миллионами предпочел семейную жизнь и благотворительность
В 1890-х Карнеги начал сталкиваться со все более острой конкуренцией со стороны новых и более крупных компаний, желавших контролировать цены и занимать определенную долю рынка. При этом фирмы, которым он продавал свою продукцию из года в год, угрожали снизить свои закупки, если он не согласится сотрудничать с ними. Эти угрозы навели его на мысль нанести ответный удар, и он отказался вступать в любые соглашения с другими компаниями. Более того, он решил вторгнуться в сферы их интересов, выпуская похожую продукцию и расширяя свою торговую деятельность в направлении западных регионов. «Стальной напор» Карнеги было уже не остановить, и к 1900-му году компания Carnegie Steel по выпуску продукции обошла все аналогичные производства в Великобритании вместе взятые. Как раз в том году финансист Джон Пирпойнт Морган бросил стальной империи Карнеги главный в ее истории вызов. Карнеги не сомневался, что сможет одолеть Моргана в конкурентной борьбе за пять, десять или пятнадцать лет, однако напряженная схватка была уже не нужна 64-летнему «стальному королю», желавшему проводить больше времени со своей супругой Луизой и дочерью. В конечном итоге в 1901 году он решил продать свою компанию недавно созданной U.S. Steel Corporation почти за полмиллиарда долларов, при этом личная доля Карнеги составила 225 миллионов. После того, как Морган подошел к нему и попросил продать стальной бизнес, Карнеги во время обеда написал на клочке бумаги сумму в 480 миллионов долларов, что сегодня равноценно четыремстам миллиардам, то есть всему бюджету Федерального правительства США. Один из менеджеров Карнеги отнес листик с ценой Моргану, тот согласился без колебаний и приобрел компанию. «Поздравляю, мистер Карнеги, - сказал ему Морган, когда они завершили сделку, - теперь вы самый богатый человек в мире».
Если оценить накопленное Карнеги богатство исходя из сегодняшней стоимости денег, то его состояние превысит 310 миллиардов долларов, что, по некоторым оценкам, считается наибольшим личным капиталом в мировой истории. Карнеги проводит остаток своей жизни, раздавая на благие цели более 350 миллионов долларов, или 67 миллиардов в современных деньгах. Однако несмотря на его благотворительную деятельность трагедии Джонстауна и Хоумстеда прочно связывались с его именем вплоть до самой его смерти. В течение десяти лет Карнеги и Рокфеллер обменивались ироничными рождественскими подарками вроде дешевого картонного жилета, – намек на нищенские иммигрантские будни шотландца в начале его карьеры, - в ответ на что Карнеги присылал Рокфеллеру, - благочестивому баптисту-трезвеннику, - бутылку превосходного виски. Любимым занятием Карнеги было открытие библиотек, и благодаря ему в США появилось более полутора тысяч «библиотек Карнеги». Он стал одним из первых подрядчиков государства в области обороны, производя сталь для постройки новых боевых кораблей. К концу 19-го века во многом благодаря стальным железным дорогам Карнеги и небоскребам на стальной основе американское городское население заметно выросло. В одном только Чикаго всего за десять лет было построено 50 зданий на стальной раме, и за двадцать лет его население выросло более, чем в два раза, - почти до 1,7 миллиона. Родившийся в Шотландии американский промышленник и филантроп Эндрю Карнеги был лидером американской стальной индустрии с 1873 до 1901 года.
Сторонник мира во всем мире, просветитель, покровитель искусства и науки
Любивший повторять, что «человек, который умирает богатым, умирает в позоре», Карнеги ненавидел давать милостыню и предпочитал направлять свои деньги на то, чтобы «помочь другим помогать себе». Он был также одним из первых, кто содействовал созданию «Лиги наций», он же построил в Гааге «Дворец мира», который позже дорастет до Международного Суда ООН. Однако надежды филантропа и пацифиста на установление цивилизованного миропорядка без вооруженных конфликтов были разрушены, и после начала Первой мировой войны в 1914 году Луиза сказала, что у ее мужа «разбилось сердце». Карнеги прожил после этого еще пять лет, однако последняя запись в его автобиографии была сделана в день, когда началась Первая мировая.
Удалившись от дел, Карнеги начал создавать целевые фонды «для улучшения человечества». Он построил около двух с половиной тысяч общественных библиотек по всему англоязычному миру. В 1895 году был открыт Институт Карнеги в Питтсбурге, в котором разместились художественная галерея, музей естественной истории и музыкальный зал. Он также построил группу технических школ, которые образуют сегодня Университет Карнеги-Меллона. Институт Карнеги в Вашингтоне был основан, чтобы поддерживать исследования в области естествознания и физики. Карнеги-холл был построен в Нью-Йорке и открыт в 1891 году концертом оркестра, которым дирижировал русский композитор П.И. Чайковский. Фонд Карнеги по улучшению преподавания был создан, чтобы обеспечить пенсиями университетских преподавателей. Карнеги также основал Фонд Международного Мира, чтобы положить конец войне. Он умер 11 августа 1919 года от бронхопневмонии в своем летнем доме поблизости от городка Ленокс в штате Массачусетс.
«Делайте больше. Скачки выигрывает лошадь, опередившая своих соперников на голову»
Последнее редактирование модератором: