Многолетний опыт президента Байдена в Сенате и Белом доме научил его, что Ближний Восток может стать зыбучим песком для его президентских амбиций.
Поэтому не случайно его цели на Ближнем Востоке были скромными и были направлены на то, чтобы не отвлекать от истощающих ресурсы его внутренних амбиций и международных приоритетов: подзарядить экономику США и сплотить европейских и азиатских союзников для решения проблем с Китаем.
Старая логика заключалась в том, что уход США из ближневосточных дел оставит опасный вакуум. Новое мышление заключалось в том, что, соблюдая определенную дистанцию, можно поощрять большую уверенность в своих силах.
Официальных лиц администрации Байдена застало врасплох то, как быстро появилась историческая возможность. Позитивная серия слабо связанных событий по всему региону предлагает лучшую возможность на память для снижения напряженности, прекращения конфликтов, достижения экономического прогресса и продвижения интеграции на Ближнем Востоке.
Их совокупный эффект должен заключаться в том, чтобы побудить администрацию Байдена пересмотреть свой подход «непричинения вреда» к региону и поднять свои амбиции. Для начала следует сосредоточиться на четырех основных индикаторах изменений и изучить, как их использовать.
Во-первых, два самых непримиримых врага в регионе, Саудовская Аравия и Иран, ведут секретные переговоры по урегулированию самого зажигательного конфликта в регионе.
Во-вторых, на этой неделе Турция добавила Египет в список стран, с которыми она пытается снизить напряженность, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ и Израиль.
В-третьих, стороны, подписавшие прошлогодние соглашения Авраама, продолжают развивать свое историческое соглашение о нормализации, при этом ОАЭ и Израиль намерены начать переговоры о свободной торговле в следующем месяце.
Наконец, Египет, Иордания и Ирак ведут трехсторонние переговоры по углублению своих экономических связей, подчеркивая потенциал региональной интеграции, способствующей росту.
Чтобы помочь чему-либо из этого, не потребуются военные развертывания, бесконечные обязательства или дорогостоящие инвестиции, которые так огорчили американцев в регионе.
Что потребовалось бы, так это повышенный уровень дипломатического и экономического творчества, а также очистка учебников по истории, чтобы изучить, как США помогли Европе положить конец столетиям конфликтов после Второй мировой войны и создать институты и привычки к сотрудничеству, которые сохраняются до сегодняшнего дня.
Процесс должен начинаться с изучения динамики того, что разворачивается, избегать того, что хорошо работает, и вовлекать в работу там, где это способствовало бы неустойчивому прогрессу.
Утомленные финансовыми и репутационными издержками своих споров, страны, которые давно находятся в разногласиях, говорят: Саудовская Аравия с Ираном, Турция с Египтом, ОАЭ с Катаром, Израиль с любым количеством арабских государств, наряду с другими возникающими комбинациями.
Противоборствующие стороны в Ливии и Йемене, хотя и далеки от решений, ищут способы деэскалации. Национальные лидеры активизировали свои усилия по экономическому росту, чувствуя потребности хорошо образованного, подрастающего поколения, понимающего мировые стандарты.
Самое интересное, что Саудовская Аравия и Иран проводят секретные переговоры с января, очевидно, без участия США и при посредничестве Ирака.
У наследного принца Мухаммеда бен Салмана есть много причин для изменения курса. Среди них был шок от очень изощренной атаки Ирана на саудовские нефтяные объекты в сентябре 2019 года, обошедшейся Эр-Рияду примерно в 2 миллиарда долларов.
Это событие не только выявило уязвимость королевства и растущие возможности Ирана, но и вызвало сомнения в отношении гарантий безопасности США даже со стороны такого близкого друга, как президент Дональд Трамп, который не принял ответных мер в пользу Эр-Рияда.
«Беспокойство о том, что Байден будет излишне любезен с Ираном, - говорит Кирстен Фонтенроуз из Атлантического совета, - в то время как уход из региона и отказ от приоритетности двусторонних отношений имеют решающее значение для расчетов Саудовской Аравии прямо сейчас».
Оказавшись в экономическом и политическом изоляции, Турция также наладила отношения с Египтом, Саудовской Аравией, ОАЭ и Израилем, которые опасались поддержки Стамбулом «Братьев-мусульман» и других групп, которые они считают экстремистскими.
По словам высокопоставленного представителя Ближнего Востока, на основе прошлогодних исторических соглашений Авраама, Израиль и ОАЭ начнут переговоры в следующем месяце по соглашению о свободной торговле, что является лишь одной из многих попыток использовать импульс нормализации отношений.
Продолжая действовать как крупный региональный эликсир экономической модернизации и политической умеренности, ОАЭ на этой неделе либерализовали свои требования к месту жительства, чтобы привлечь богатых эмигрантов, и поставили цель удвоить свой ВВП в течение десятилетия, в частности, за счет технологических инвестиций.
Источник
Уникальность