Мой коллега по журналистике Рэй Чжун, который жил в Пекине, ранее писал о том, что головная компания Alipay впервые продает свои акции населению А немного позже он переговорил со мной о том, как приложения для цифровых платежей сейчас создают в Китае новые виды торговли и как эта страна предлагает для всех остальных в мире взглянуть на эти возможности безналичного будущего под новым углом зрения. Подробности этой беседы ниже:
Шира: Как Alipay и WeChat стали такими популярными в Китае?
Рэй: Ранее в Китае никогда не пользовались кредитными картами. Наша страна пропустила этот финансовый этап и сразу перешла к цифровым платежам с помощью смартфонов.
Сами мобильные приложения просты для бизнеса. Если компания может получить распечатку QR-кода, то с её помощью можно будет оплатить товар или услугу через мобильное приложение. Для этого не нужны специальные устройства, как это делают компании для приема кредитных карт или во многих мобильных платежах, таких как Apple Pay, которые по сути являются цифровыми кошельками банковских карт, в то время как приложения Alipay и WeChat представляют собой чисто цифровые платежи.
В чем же преимущество таких платежных приложений?
В Китае очень непростая банковская система, в которой доминирует государство. А эти приложения позволили малому бизнесу легко подключаться к современной финансовой инфраструктуре.
Я в курсе, что расплачиваться кредитной картой не так уж и сложно, но, благодаря тому, что покупка вещей стала немного проще, у нас появилась возможность осуществлять самые разнообразные виды торговли. Вы, вероятно, не стали бы покупать какую-либо вещь в Instagram за 50 центов с помощью кредитной карты, но люди в Китае покупают цифровые книги по одной главе за один платеж.
А какие есть слабые стороны у такого способа оплаты?
Представьте себе, если бы влиятельные технологические компании, такие как тот же Google, знали бы всё, что вы купили за всю свою жизнь. Это один из отрицательных моментов.
Кроме того, есть опасность того, что Alipay и WeChat настолько сейчас доминируют, что никто не может с ними конкурировать.
Как правительство Китая отреагировало на эти два приложения, создав финансовую систему вне его прямого контроля?
Китайское правительство проявило особое внимание к этой теме. Оно ограничило комиссии, которые Alipay и WeChat могут взимать с продавцов. А там, где приложения зарабатывают реальные деньги, то есть на выдаче займов и продаже инвестиций, - правительство хочет убедиться, что заемщиков не обманывают, а инвестиционные фонды не взваливают на себя чрезмерных рисков.
Дело в том, что эти мобильные приложения изначально позиционировали себя в качестве альтернативы традиционной банковской системе, поддерживаемой государством. Но в ответ на контроль со стороны правительства Alipay и WeChat теперь открыто заявляют, что являются партнерами банков, а не их конкурентами. Так, несколько государственных фондов и организаций являются инвесторами Ant Group, владельца Alipay.
Можно ли уже сейчас утверждать, что Китай в настоящее время — это начальный этап для дальнейшего распространения цифровых платежей в остальном мире?
Alipay и WeChat разработаны для конкретных нужд Китая. Я не уверен, что аналогичные цифровые платежные системы на основе QR-кода вряд ли приживутся где-либо ещё в мире. Разве что в Индии.
Стоит признать, что Alipay и WeChat не идеальны. Я думаю, что Apple Pay намного проще в использовании, по крайней мере, для личных расчетов. Но у китайских мобильных приложений есть преимущество для проведения онлайн-платежей. К примеру, вы не вводите 16-значный номер кредитной карты в крошечное поле на вашем компьютере.
Когда вы жили в Китае, пользовались ли вы этими платежными приложениями?
Да, я платил ими буквально за всё: мою арендную плату, телефонные счета, питание, занятия в спортзале, билеты на поезд, поездки на Didi - китайском эквиваленте Uber.
А чего вам не хватает в этих платежных приложениях?
Наличные деньги и сдача меня очень раздражают. И я ненавижу монеты. Собственно, а сами монеты кому-нибудь сейчас нравятся?
источник
уникальность