Руководство «ПриватБанка» считает его IT-компанией — в штате банка более тысячи «айтишников». А топ-менеджерам как-то дали задание разработать каждому свое мобильное приложение — некоторые из этих решений сейчас существуют как часть сервиса «Приват24». Несколько лет назад мы говорили с IT-директором банка Дмитрием Дубилетом о банковских приложениях, о «Приват24», о работе с жалобами клиентов. Сейчас Дмитрий известен не только благодаря своей должности, но и как лицо одного из самых динамичных волонтерских проектов — iGov. О десятках новых подключенных к iGov услуг Дмитрий пишет каждую неделю, а уже до конца года команда проекта собирается перевести в онлайн все госуслуги, существующие в стране. Мы пообщались с Дмитрием о работе банка, о мобильных приложениях, о e-commerce и о волонтерстве.
О «ПриватБанке»
Вы как-то говорили, что считаете «ПриватБанк» IT-компанией. Сколько у вас сейчас айтишников и что они делают?
Всего у нас работает 1093 человека, которые так или иначе связаны с разработкой софта, и еще 301 инженер, которые поддерживают инфраструктуру по стране. Количество разработчиков в последнее время не меняется, а вот количество инженеров постепенно снижается – за счет централизации бизнес-процессов или, например, за счет того, что сотрудники перешли с десктопов на планшеты, которые легче поддерживать.
В широком же смысле у нас в хед-офисе все сотрудники – айтишники. Все, включая топ-менеджмент, должны разбираться в юзабилити, уметь делать запросы в базы данных, ориентироваться в архитектуре наших программных комплексов.
Что делаем? Постоянно развиваем банковские продукты… Хотя у нас есть серьезные разработки, которые мы предлагаем сторонним компаниям — те же Corezoid и Sender.
Переход на планшеты в отделениях себя оправдал?
Клиенты стали больше пользоваться «Приват24», так как сотрудник при обслуживании клиента садится рядом с ним и показывает ему на планшете это приложение.
Вы недавно запустили маркетплейс «ПриватМаркет». Почему банк интересует тема e-commerce?
Банки по всему миру экспериментируют на тему того, как участвовать в торговле, помимо стандартного процессинга платежей. Пока что мы представили лишь первую часть «ПриватМаркета» — для бизнеса. Здесь предприятия могут находить новых поставщиков и покупателей, принимать участие в тендерах и многое другое.
В марте мы запускаем вторую часть «ПриватМаркета», для частных лиц. Здесь клиенты банка смогут находить и покупать товары в кредит. Мы сильно затянули с этим запуском, так как в какой-то момент поняли, что ничем не будем отличаться от «Хотлайна» и перед предполагаемым запуском сделали пивот.
Можете дать последние цифры по «Привату24» и другим мобильным приложениям?
За последние 30 дней хотя бы раз веб-весией «Приват24″ воспользовалось 4 816 675 клиентов. Вот статистика по нашим некоторым топ-приложениям:
«Приват24»: 4,8 млн загрузок;
«Копилка»: 384 000;
«Приват24 для бизнеса»: 195 000;
«Мои депозиты»: 64 000;
«ПриватБюджет»: 55 000.
Интересно, что сейчас использование мобильного приложения по ряду параметров почти сравнялось с веб-версией. То, что мобильные приложения становятся мейнстримом, а не дополнительным сервисом к веб-версии, я вижу по своей семье. Например, мой дедушка никогда не решится зайти в веб-версию «Приват24». А вот приложением «Мои вклады» пользуется, так как там всего одна простая функция.
Смотрит ли банк на финтех-стартапы украинского рынка?
Последний раз ситуация, чтобы мы купили сервис и сделали его частью бизнеса, была лет пять назад, когда купили «Бухгалтерию Онлайн». Наверное, теоретически, мы можем купить проект ради команды, но не ради технологий. Само собой, мы постоянно смотрим на финансовые стартапы по всему миру, чтобы расширять кругозор и понимать, что происходит, принимать решения о развитии наших продуктов.
Какие зарубежные сервисы вас впечатляют?
Uber. Но в широком смысле. Безумно нравится тем, что вопрос оплаты происходит на фоне, ты вообще им не заморачиваешься. Например, у нас недавно был мозговой штурм, как сделать посещение ресторанов c такой же простой оплатой, как в Uber.
Меня, как, наверное, и других пользователей Uber, приводит в восторг то, что ты не тратишь время на оплату, не ломаешь голову по поводу сдачи или чаевых. Сделать так, чтобы услуга была доступна в один клик и чтобы после потребления деньги списывались фоном — это очень круто.
Вы писали, что банк часто использует OpenSourсe-софт и что могли бы поделиться с государством этим опытом (стоимость ПО, которое нужно лицензировать в госорганах — свыше 10 млрд грн). ОpenSourсe — потому что дешевле?
Это не только желание сэкономить. Открытый код дает большую гибкость, OpenSource-продукты часто более качественные, чем проприетарные, за счет того, что сообщество постоянно их развивает.
Самый банальный пример — Linux и OpenOffice. Сервера работают на Linux, базы данных переводим с Sybase на PostgreSQL и NoSQL. Пользуемся Hadoop и MongoDB.
Мы готовы бесплатно консультировать госрганы, которые решатся перейти на открытое ПО. Но там проблема с IT-специалистами: госорганы не могут платить достойную зарплату, а тем героям (говорю без сарказма), что там продолжают работать, может не хватать мотивации или компетенции. Так что одними консультациями тут не отделаться. Теоретически, можно было бы создать отдельное госпредприятие с рыночными зарплатами для централизованного управления всем парком… Но это, пожалуй, утопия, ведь государство — не компания, где можно назначить отдельного CTO.
Об iGov
Расскажите, на каком этапе сейчас проект, сколько людей над ним работает?
Всего в проекте зарегистрировались около 7000 волонтеров, но далеко не все из них активны. Есть костяк из 100-200 разработчиков, которые по ночам и выходным на GitHub кодят проект. Есть активисты на местах, которые общаются с властями, группа из 5-10 человек есть почти во всех городах.
Сейчас iGov — это в какой-то степени уже неконтролируемая штука, у меня нет полного представления о том, кто, когда и с кем договорился о запуске какой-то услуги. Это уже саморегулирующаяся структура, иерархии в ней нет.
Я себя сейчас воспринимаю скорее как координатора и представителя проекта. Встречаюсь с губернаторами, министрами, продвигаю iGov просто потому, что благодаря моей должности легче договариваться о таких встречах. Но сам проект — полностью небанковский.
iGov никак не связан с банком? Были слухи, что вы якобы перетягиваете на него банковских программистов с других проектов.
Нет. Денег или ресурсов в этот проект банк не вкладывает. Хотя я работаю над этим проектом, в том числе, в рабочее время. Банку интересно поддержать меня как сотрудника в тех вещах, которые для меня важны. А мне эта тема безумно интересна. Я считаю (и это можно сказать о большинстве людей, которые работают над IT-проектами), что приложить руку к созданию чего-то большого, массового, что решает глобальные проблемы — это очень крутое ощущение. А iGov — это проект, который по массовости и востребованности может стать как «Приват24».
Пытаются ли чиновники как-то саботировать запуск онлайн-услуг? И как эти ситуации решаете: давите, манипулируете, уговариваете?
Конечно, далеко не все идет гладко. Хотя сейчас уже легче назначать встречи и договариваться о совместном запуске. Нет какого-то ярко-выраженного саботажа или чиновника, на которого я бы указал пальцем и сказал «это — враг электронного правительства в Украине». Есть ряд чиновников, которые из-за консерватизма или из-за того, что сидят на процессах и не готовы делать их прозрачными, не хотят идти на контакт.
Часто отказывают, так как есть какие-то свои системы, наработки. Мол, будем сами развивать. Я в таких случаях не давлю, хотя понимаю, что часто было бы выгоднее и быстрее пользоваться общей платформой. К примеру, у Минюста целое предприятие, которое разрабатывает их сервисы. Так что мы не делаем услуги, которые есть у Минюста, а просто ставим на них внешнюю ссылку.
Вообще, я настроен очень оптимистично, нет еще ни одного губернатора или мэра, с которым бы не удалось договориться о принципиальном сотрудничестве. Не вижу причин, по которым в этом году не сможем все услуги перевести онлайн. Недавно мы запустили Сумы, в ближайшее время планируем подписать меморандум с Саакашвили.
Вы часто анонсируете запуск услуг, которые есть не во всех отделениях или не полностью онлайновые, почему так?
Есть ряд услуг, в которых объективно не получается полностью избавиться от физических визитов. Например, в случае загранпаспорта никак не обойтись без фото, снятия отпечатков пальцев и т. д. Хотя если у нас выйдет договориться с ДМС о том, чтобы готовый загранпаспорт отправлять с курьером, уже будет хорошо.
Можно справки пересылать и в электронном виде с наложенной ЭЦП. Но для этого нужно обучить пользоваться ЭЦП не только орган, который ее выдает, но и тот орган, ради которого она заказывается, потому что подпись надо будет проверить. Например, в Днепропетровске можно получить справку о несудимости с наложенной ЭЦП, но ведь те же визовые центры ее пока ее принять не смогут. А вот если вы закажете эту справку для участия в гостендерах, то в нашей области проверить этот документ с ЭЦП уже смогут, так как ОГА на этот счет дала настоятельные рекомендации.
Сколько людей заказывают услуги через iGov?
За все время было заказано примерно 100-150 000 услуг, ими воспользовались где-то 70 000 человек. Посещаемость портала — до 10 000 в день. Но по многим услугам мы пока предлагаем пользователю оставить мейл, чтобы мы могли сообщить, когда они запустятся.
Говорят о том, что это поборет коррупцию. У вас есть конкретные примеры в работе iGov?
Сейчас после каждой заказанной услуги тебе приходит мейл, где просят указать: довольны ли качеством услуги и не было ли принуждения к коррупции. Уже одного этого достаточно, чтобы в ряде случаев чиновники говорили, мол, если вы с iGov, мы с вами связываться не будем.
Например, по некоторым оценкам, по одной только услуге регистрации б/у авто в МРЭО размер коррупции доходил до 0,5 млрд грн в год. Мы недавно запустили пилоты по этим услугам в Днепре и Киеве, надеялись, что сможем побороть это хотя бы частично, но пока не все получается. Если раньше лазейка для взяток была в том, что было непонятно, кто в какое окошко обращается и в какой очередности, то сейчас осталась неопределенность в том, есть ли техзнаки, бланки. То есть чиновник может сказать, что нет бланков, но если платишь, они находятся. Надеюсь, мы сможем интегрировать систему логистики МВД, чтобы пресекать такие отказы.
Вы когда-то говорили, что работаете над новым способом по борьбе с коррупцией.
Одним из действенных способов борьбы с коррупцией является банальный опрос после совершения операции. Сейчас мы можем опрашивать только тех, кто пользовался услугой в электронном виде.
Но недавно мы поняли, что даже если пользуешься услугой по старинке, офлайн, все равно есть след, по которому можно понять, что ты взаимодействовал с госорганом — это платежи. Можно аккуратно, на условиях анонимности, спрашивать у пользователя, были ли попытки требовать взятку при оказании услуги.
Источник