Во время отчёта Tesla за третий квартал 2025 года генеральный директор компании Илон Маск предложил использовать автомобили в качестве «гигантской распределённой сети инференса» (distributed inference fleet), задействуя их вычислительную мощность в моменты простоя («если они скучают»). Маск оценил, что в перспективе передовая автопарковка сможет обеспечить «100 гигаватт инференса». Как и ожидалось, его заявления вызвали неоднозначную реакцию в социальных сетях. Рассмотрим детально сказанное.
Расширение производства и стимулы к покупке
В сессии вопросов и ответов Эммануэль Роснер из Wolfe Research спросил о планах Маска по наращиванию производства Tesla и необходимых стимулах для экономической целесообразности. Маск ответил, что годовой объём производства в 3 миллиона автомобилей достижим в течение 24 месяцев. Крупнейший рост обеспечит Cyber Cab, старт производства которого намечен на второй квартал 2026 года. Это автоматизированное транспортное средство, оптимизированное под комфорт, ориентировано на рынок такси (ride-hailing, ёмкость рынка — $300 млрд к 2030 году по прогнозам McKinsey).
Ключевое приложение — отвлечение на смартфон во время поездки
Маск назвал «убийственным приложением» (killer app) для новых моделей с продвинутой обработкой возможность полностью отвлекаться на смартфон во время поездки. «Если вы скажете человеку: да, машина настолько хороша, что вы можете весь путь писать сообщения — любой, кто может купить такую машину, купит её, и точка», — заявил он. Это подчёркивает переход от supervised FSD (Full Self-Driving под надзором) к unsupervised FSD (полностью автономное вождение без вмешательства).
Безопасность автопилота
Маск в очередной раз назвал революционным изменением в безопасности автопилота (Autopilot safety game changer). Он заявил: «Я на 100 % уверен, что мы решим задачу полностью автономного вождения без надзора с уровнем безопасности, значительно превосходящим человеческий». По данным NHTSA (2024), средний водитель США совершает критическую ошибку каждые 500 000 миль; Tesla FSD v12.5 — каждые 6,8 млн миль (в 13,6 раза безопаснее). Цель — 10-кратное превосходство над человеком (1 ошибка на 50+ млн миль).
Аппаратное обеспечение
Уверенность подкреплена возможностями AI4 (Hardware 4) — текущего вычислительного модуля Tesla (2 48 TOPS в INT8, 360 Вт, 4 нм, Samsung). Он уже уступает AI5 (Hardware 5), который, по тестам, в 40 раз производительнее (~1920 TOPS, 3 нм, TSMC). Это позволит реализовать 10-кратный запас безопасности за счёт избыточной вычислительной мощности и нейронных сетей с миллиардами параметров.
«Гигантская распределённая сеть инференса»
Переходя к вычислительной мощности, Маск задумался, не станет ли такая интеллектность «слишком большой для автомобиля». Чтобы решить проблему «скучающих» машин, он предложил задействовать простой вычислительный ресурс автопарка, превратив его в глобальную распределённую сеть инференса. «Если у нас будут миллионы машин, которые просто стоят… мы можем создать гигантскую распределённую сеть инференса», — сказал Маск.
Он привёл оценку:
100 миллионов автомобилей (прогноз Tesla к 2030 году);
1 кВт инференса на автомобиль (AI5 потребляет ~500–700 Вт в пике, но в простое — <100 Вт);
Итого: 100 гигаватт распределённого инференса (100 ГВт = 100 000 МВт), с учётом встроенного питания и охлаждения.
Это сравнимо с крупнейшими суперкомпьютерами мира: Frontier (ORNL, 1,1 экзафлопс, 30 МВт) или проектом xAI Colossus (100 000 H100, ~50 МВт). 100 ГВт — это энергия 100 атомных реакторов или 10 % от всей установленной мощности солнечных ферм США (2025).
Сравнение с классическими проектами
Идея напоминает SETI@home (поиск инопланетного разума, пик — 500 000 ПК, 1999–2020) и Folding@home (симуляция белков, >1 экзафлопс в 2020). Однако Tesla-флот предлагает:
- гарантированное охлаждение (жидкостное в Cybertruck/Cyber Cab);
- стабильное питание (от сети или батареи);
- низкую латентность (5G/Starlink).
Пользователи могут возражать против:
- дополнительного расхода электроэнергии (1 кВт·ч = ~$0,15 в США, 8 часов/день = $1,2 млн в день на 1 млн авто);
- тепловой нагрузки на электронику (снижение ресурса батареи и чипов);
- использования личного имущества в коммерческих целях.
Вывод
Предложение Маска — не просто фантазия: Tesla уже использует флот для сбора данных обучения (Dojo получает >1 ПБ видео в день). Переход к распределённому инференсу может создать новый рынок вычислений, конкурируя с AWS, Azure и суперкомпьютерами, с потенциальной стоимостью $100+ млрд в год при монетизации 1 ГВт·ч по $1000 (цена инференса GPT-4o — ~$0,01 за 1M токенов). Однако реализация потребует юридических, технических и этических решений.
Оригинал
Уникальность