Китайский импорт нефти из Индонезии бьет рекорды, и трейдеры видят в этом не просто смену поставщика, а стратегический маневр — способ скрыть иранские поставки, подпадающие под санкции. Reuters отмечает, что за первые десять месяцев 2025 года Китай закупил из Индонезии почти 9,8 млн тонн нефти, или 235,5 тыс. баррелей в сутки. Для сравнения, в прошлом году этот показатель едва достигал 100 тыс. тонн.
Вот только индонезийская статистика показывает совсем другую картину: с января по сентябрь страна экспортировала всего 1,7 млн тонн, из которых в Китай отправлено около 25 тыс. тонн. Разрыв объясняется просто: Индонезия стала «официальным прикрытием» для нефти, которая на самом деле приходит из Ирана. Усиленный контроль банков за «малайзийской» нефтью заставил трейдеров искать новые, более гибкие схемы.
«Мы заключили с Индонезией контракты на поставку энергии и планируем строительство 17 модульных НПЗ, — говорит старший вице-президент Rystad Energy Панкадж Шривастава. — На бумаге источники поставок могут часто меняться, если контроль будет ужесточен. Но фактически Индонезия может оказаться более выгодным вариантом, чем Малайзия».
На практике выдача иранской нефти за малайзийскую стала привычной тактикой. Пекин официально не закупает иранскую сырую нефть с 2022 года, однако таможенные данные регулярно демонстрируют приток объема, который не соответствует добыче Малайзии. «Большая часть нефти для Китая все еще перегружается с корабля на корабль у берегов Малайзии», — подтверждает аналитик Energy Aspects Цзянань Сун.
Согласно Kpler, за десять месяцев 2025 года Китай импортировал более 57 млн тонн нефти иранского происхождения, при этом свыше 51 млн тонн доставлялось через STS — перегрузку между судами. В таких условиях цифры официальной статистики — лишь верхушка айсберга, а реальная логистика и финансовые потоки остаются за кадром.
источник
уникальность