Должникам не спрятаться: в России планируют усилить службы по взысканию долгов. К уже имеющимся федеральным судебным приставам и коллекторам прибавятся частные приставы. Эту идею поддержал Союз промышленников и предпринимателей. Работа по созданию нового института уже началась. Чем приставы-частники будут отличаться от государственных сборщиков долгов? Расскажет Светлана Белова.
За последний год российские суды выдали больше 70 млн исполнительных листов, по которым работают 74 тыс. приставов. Получается, что у них есть всего по 40 мин на каждого должника, и то, если заниматься ими круглые сутки. Как закономерный итог, сотрудникам Федеральной службы судебных приставов удается вернуть не больше 17% долгов.
Бизнес жалуется, что до его исков дело вообще не доходит, отметил эксперт департамента проблемных долгов группы компаний «Рыков групп» Алексей Литовченко: «У пристава есть четкое понимание, что надо заниматься такими вещами, как алименты, штрафы ГИБДД, взыскание налоговой задолженности, а долги между юрлицами как следует не обслуживаются. Для того чтобы хоть что-то начало происходить, над ними нужно стоять. В итоге то, что должны делать они, мы выполняем сами: ищем имущество, находим владельцев, фактически приезжаем к приставам и говорим: у нас все готово. Мы его берем, привозим на место, показываем актив и только после этого начинается какая-то работа.
Охотнее всего приставы берутся за мелкие однотипные долги, которые не требуют выезда на рейды, личных встреч с должниками и потери времени. В приоритете у федеральных приставов — сбор долгов в пользу госструктур.
Почему бы не отдать исполнение хотя бы части работ по незначительным делам приставам-частникам, предлагает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП Ирина Котелевская: «Главные моменты, на которых стоит сосредоточиться, — это, с одной стороны, равные полномочия, а, с другой — разграничение компетенций. Потому что взыскание средств, скажем, с госорганизаций, это, скорее всего, дело федеральных судебных приставов, договорные отношения с компаниями тоже вполне возможно входит в их компетенции. Но если частный пристав будет выполнять нефинансовые обязательства, например, восстановить на работе, это будет выглядеть странно, поскольку таким должны заниматься, конечно, государственные приставы».
На самом деле частные сборщики в стране есть уже давно — те самые коллекторы. Их методы не всем нравятся, зато эффективность высока.
Но расширять их полномочия, государство пока не решится, так как народ не поймет, считает директор фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов: «Расширения хотят и коллекторы, и крупные кредиторы в лице банков и ресурсоснабжающих организаций. Но надо признать, что сейчас государство не готово передать контроль за исполнительным производством в частный сектор. Уровень платежной дисциплины и доходов населения не такой высокий, чтобы передать сейчас частникам контроль над этими процессами.
И в самом деле представьте, что коллекторы получат право, скажем, взыскивать долги с арендаторов по квартплате своими известными методами. Кроме того, это ставит в неравные условия и кредиторов.
Так, например, крупный бизнес получит возможность нанимать более квалицированных и, что называется, «зубастых» приставов, которые вернут их деньги, а компании поменьше так и будут стоять в очереди за своими долгами. Как менять правила игры понятно, но слишком опасно.
Источник
За последний год российские суды выдали больше 70 млн исполнительных листов, по которым работают 74 тыс. приставов. Получается, что у них есть всего по 40 мин на каждого должника, и то, если заниматься ими круглые сутки. Как закономерный итог, сотрудникам Федеральной службы судебных приставов удается вернуть не больше 17% долгов.
Бизнес жалуется, что до его исков дело вообще не доходит, отметил эксперт департамента проблемных долгов группы компаний «Рыков групп» Алексей Литовченко: «У пристава есть четкое понимание, что надо заниматься такими вещами, как алименты, штрафы ГИБДД, взыскание налоговой задолженности, а долги между юрлицами как следует не обслуживаются. Для того чтобы хоть что-то начало происходить, над ними нужно стоять. В итоге то, что должны делать они, мы выполняем сами: ищем имущество, находим владельцев, фактически приезжаем к приставам и говорим: у нас все готово. Мы его берем, привозим на место, показываем актив и только после этого начинается какая-то работа.
Охотнее всего приставы берутся за мелкие однотипные долги, которые не требуют выезда на рейды, личных встреч с должниками и потери времени. В приоритете у федеральных приставов — сбор долгов в пользу госструктур.
Почему бы не отдать исполнение хотя бы части работ по незначительным делам приставам-частникам, предлагает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП Ирина Котелевская: «Главные моменты, на которых стоит сосредоточиться, — это, с одной стороны, равные полномочия, а, с другой — разграничение компетенций. Потому что взыскание средств, скажем, с госорганизаций, это, скорее всего, дело федеральных судебных приставов, договорные отношения с компаниями тоже вполне возможно входит в их компетенции. Но если частный пристав будет выполнять нефинансовые обязательства, например, восстановить на работе, это будет выглядеть странно, поскольку таким должны заниматься, конечно, государственные приставы».
На самом деле частные сборщики в стране есть уже давно — те самые коллекторы. Их методы не всем нравятся, зато эффективность высока.
Но расширять их полномочия, государство пока не решится, так как народ не поймет, считает директор фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов: «Расширения хотят и коллекторы, и крупные кредиторы в лице банков и ресурсоснабжающих организаций. Но надо признать, что сейчас государство не готово передать контроль за исполнительным производством в частный сектор. Уровень платежной дисциплины и доходов населения не такой высокий, чтобы передать сейчас частникам контроль над этими процессами.
И в самом деле представьте, что коллекторы получат право, скажем, взыскивать долги с арендаторов по квартплате своими известными методами. Кроме того, это ставит в неравные условия и кредиторов.
Так, например, крупный бизнес получит возможность нанимать более квалицированных и, что называется, «зубастых» приставов, которые вернут их деньги, а компании поменьше так и будут стоять в очереди за своими долгами. Как менять правила игры понятно, но слишком опасно.
Источник