Как команда из трех человек создала революционную модель Lamborghini
При создании нового продукта в компаниях обычно изучают похожие успешные кейсы, вкладывают деньги в рыночные исследования, нанимают новых специалистов. Чтобы создать самую быструю машину своего времени, Ферруччо Ламборгини поступил иначе — он собрал команду из трех человек, дал им чистый лист бумаги, попросил построить самый мощный автомобиль и ушел. Что из этого вышло, рассказывает (платный материал) WSJ.
Революция Lamborghini
Для создания новой спортивной машины Ламборгини выбрал трех молодых специалистов – дизайнера Марчелло Гандини и инженеров Паоло Станзани и Боба Уоллеса. Работали они в непростых условия.
Например, у тестировщика Уоллеса не было доступа к аэродинамической трубе — чтобы измерять скорость воздушных потоков, он прикреплял к кузову длинные куски ткани и снимал их на скорости на видео.
Сам Ламборгини в работу молодой команды практически не вмешивался, а в редкие случаи, когда заходил к инженерам, выражал сомнение в том, что автомобиль вообще будет построен.
Впервые представленный в 1971 году прототип новой спортивной машины c завораживающе футуристичным и скользящим дизайном изменил подход к проектированию автомобилей во всем мире. О том, какое впечатление машина производила на зрителей в начале 1970-х, можно судить по ее названию. В переводе с одного из пьемонтских диалектов Countach означает что-то вроде «Мать твою!» — такой возглас издал один из рабочих, впервые увидев собранный суперкар. А когда спустя три года машина появилась в продаже, не могли поверить своим глазам уже автомобильные журналисты – у Lamborghini Countach был еше и самый мощный двигатель в истории.
Несмотря на то, что технически автомобиль стал чудом, большого финансового успеха он не принес. Несмотря на цену ($52 000 — сегодня это было бы $288 000) и неудобства (в машину было трудно сесть, в нее не помещался даже небольшой чемодан), спрос оказался неожиданно высоким, и Lamborghini не смогла произвести требуемого количество машин (никого не напоминает?). За 16 лет производства было выпущено всего 2049 Countach.
Тем не менее, оригинальная модель Countach остается культовой, продается на аукционах более чем за $1 миллион. Вдохновение для производства собственных автомобилей находила в ней и General Motors, которая в 1990-е в поисках вдохновения для своих дизайнеров якобы взяла Countach в аренду и заставила сотрудников щупать ее линии с завязанными глазами вслепую пощупать и прочувствовать изгибы автомобиля. Сейчас опыт этой модели способствует возрождению Lamborghini в руках нового собственника – Volkswagen’s Audi.
Шедевр без лидера
Подход Ферруччо Ламборгини — словно обратный пример классического сильного лидера, участвующего в работе команды, о которых мы привыкли читать — как, например, Стив Джобс, который тратил по полчаса на обсуждение оттенка серого для таблички на туалет в Apple Store.
Изучавший эффективную работу команд гарвардский психолог Ричард Хэкман пришел к выводу: когда работа над проектом уже начата, роль лидера команды резко снижается. Главное должно произойти еще до начала: лидер должен построить все необходимые условия для успеха.
Ламборгини довел до совершенства свой двигатель, обеспечил условия для производства (хотя и недооценил спрос), привил своим сотрудникам высочайшие стандарты и выбрал для работы над проектом правильных людей — после этого он мог уехать кататься на водных лыжах: успех Countach уже был обеспечен.
Пример Ламборгини показывает, что подход к проектной работе может быть и таким — если у вас есть молодые специалисты с горящими глазами и взглядом, устремленным в будущее, им лучше не мешать. Но это не значит, что основатель компании может отстраниться от работы вовсе — кто знает, сколько Countach смог бы продать Ламборгини, если бы правильно оценил спрос и вовремя расширил производство.
Источник