VelgerMonitor
Любитель
Британская компания Powa была примером «истории успеха» в сфере стартапов. Небольшая фирма, созданная в середине 2000-х годов и занимавшаяся разработкой технологий для мобильных платежей, смогла привлечь инвестиции в десятки миллионов долларов. В 2013 году она удостоилась внимания британского премьера Дэвида Кэмерона, похвалившего ее за создание рабочих мест. Год спустя – после слияния с аналогичной фирмой из Гонконга – объявила, что ее общая стоимость достигла $2,7 млрд (это обеспечило Powa статус «единорога» – успешного стартапа, стоимость которого превышает $1 млрд).
Однако успешный фасад прикрывал раздутые расходы и неэффективное управление. В начале 2016 года компания оказалась не в состоянии платить кредиторам (к моменту банкротства на счетах Powa оставалось около $250 тысяч, а ее долги превышали $16 млн), и была распродана по частям. Издание Business Insider разобралось, почему это произошло, изложив историю краха в длинном и подробном материале.
Чрезмерные расходы
Как следует из отчета Deloitte (она занялась внешним управлением Powa после ее банкротства), в период с 2013 по 2015 годы компании удалось привлечь около $203 млн. Однако ее деятельность была убыточной – потери составляли от $23 млн до $54 млн в год. При этом только расходы на персонал – в компании работали несколько сотен человек – в 2015 году превысили $35 млн. Аренда офисов ежегодно обходилась Powa почти в $3,5 млн.
Число ее сотрудников c 2013 по 2014 год выросло в несколько раз – с 74 до 430 человек. Получив в 2013 году около $76 млн от инвестиционной компании Wellington Management, Powa переехала в престижный офис в центре Лондона – арендовала два этажа в небоскребе Heron Tower. Несмотря на убытки, компания открывала представительства и в других странах – Италии, Испании, Франции, Гонконге, Мексике и Тайланде.
«Вы могли прийти на рождественскую вечеринку и встретить там вице-президента из Испании или Греции, – рассказывал бывший сотрудник. – Все эти должности – это было просто безумие. И все эти люди получали зарплату».
Сотрудники вспоминают и о самих вечеринках – со стриптизершами и дорогим шампанским. «Heron Tower – не место для стартапа. Тем более для такого, который пока не приносит доход, – констатирует глава Emerging Payments Association (ассоциации, объединяющей компании, которые занимаются мобильными платежными системами) Тони Крэддок. – И вечеринки с шампанским всю ночь напролет – это тоже не для стартапа».
Сложности с управлением
Большой штат не сделал Powa более успешной. Частично это было обусловлено тем, что она пыталась продавать свои продукты – прежде всего, приложение для мобильных покупок PowaTag – еще до того, как их разработка была завершена. Процессом управлял отдел продаж. Менеджеры устанавливали сроки, которые не соблюдались, поставки задерживались, клиенты были недовольны. «Менеджеры по продажам были слишком озабочены тем, чтобы привлечь клиентов, и не считались с возможностями разработчиков», – говорит один из бывших сотрудников.
«В компании был сильный перекос в сторону продаж, – вторит другой. – У них (менеджеров) были эти дурацкие колокольчики, в которые они звонили, когда договаривались с клиентом. А всех прочих сотрудников считали людьми второго сорта».
Глава Powa Дэн Вагнер окружил себя людьми, которые во всем с ним соглашались. Сложности, с которыми сталкивалась компания, они предпочитали игнорировать.
Одной из наиболее странных фигур оказался бухгалтер Powa – некий Генри Аго. Прежде, по словам источников в компании, он занимался мойкой машин. «Этот парень мыл машину Вагнера, а тот спросил – чем ты хочешь заниматься в жизни, – рассказал бывший сотрудник Powa. – Парень ответил – ну, я хотел бы стать бухгалтером. Тогда Вагнер оплатил ему обучение, а потом взял на работу».
Видимость бизнеса
Установка Вагнера заключалась в том, что успех продаж на 9/10 зависит от «презентации». Однако по мере того как финансовые результаты компании ухудшались, оптимистичные заявления руководства компании все больше расходились с реальностью.
Так, после слияния с гонконгской MPayMe (та разрабатывала аналогичное приложение для мобильных платежей) Powa объявила, что теперь стоит более $2 млрд. Однако другие источники в тот период оценивали ее стоимость лишь в 243 млн фунтов (около $350 млн). «Когда я увидел эту цифру ($2,7 млрд), то подумал, что это просто безумие», – отмечал глава шведской компании Klarna (она таже связана с платежными системами) Себастьян Симятковски. Klarna в тот период стоила примерно $2,25 млрд, при этом ее оборот в 2014 году составил около $9 млрд, на ее долю пришлось около 30% онлайн-продаж в Швеции в 2014 году. Выручка Powa в том же году составила менее $2 млн.
Продвигая свой продукт – приложение для мобильных покупок PowaTag – компания утверждала, что договорилась о сотрудничестве с сотнями других компаний, включая Adidas, Reebok и Universal Music. К началу 2016 года число таких контрактов якобы достигло 1,2 тысячи. В действительности, абсолютное большинство из них оказались лишь соглашениями о намерениях (Deloitte в своем отчете позднее это подтвердила).
Менеджеры по продажам получали бонусы за такие соглашения. Со стороны клиентов, по словам одного из бывших сотрудников, их обычно подписывали не те люди, которые отвечали за реальные сделки. «Дэну было этого достаточно, чтобы объявить – вот смотрите, с кем мы подписали договор, – говорит он. – А клиенту было сложно объяснить, что в действительности сделки не было». «Они не были заинтересованы в том, чтобы вести бизнес, – соглашается другой. – Они лишь создавали впечатление того, что занимаются бизнесом».
Бывшие подчиненные Вагнера утверждают, что кредиторы согласились бы сохранить компанию, если бы он сложил полномочия. Сам он утверждает, что был «полностью заинтересован» в успехе своего предприятия, хотя и допускает, что некоторые из бывших сотрудников могут ему не поверить. Сейчас экс-глава Powa занимается новым проектом, также связанным с мобильными платежами. Объяснять Business Insider, почему провалилось его последнее предприятие, он отказался.
Однако успешный фасад прикрывал раздутые расходы и неэффективное управление. В начале 2016 года компания оказалась не в состоянии платить кредиторам (к моменту банкротства на счетах Powa оставалось около $250 тысяч, а ее долги превышали $16 млн), и была распродана по частям. Издание Business Insider разобралось, почему это произошло, изложив историю краха в длинном и подробном материале.
Чрезмерные расходы
Как следует из отчета Deloitte (она занялась внешним управлением Powa после ее банкротства), в период с 2013 по 2015 годы компании удалось привлечь около $203 млн. Однако ее деятельность была убыточной – потери составляли от $23 млн до $54 млн в год. При этом только расходы на персонал – в компании работали несколько сотен человек – в 2015 году превысили $35 млн. Аренда офисов ежегодно обходилась Powa почти в $3,5 млн.
Число ее сотрудников c 2013 по 2014 год выросло в несколько раз – с 74 до 430 человек. Получив в 2013 году около $76 млн от инвестиционной компании Wellington Management, Powa переехала в престижный офис в центре Лондона – арендовала два этажа в небоскребе Heron Tower. Несмотря на убытки, компания открывала представительства и в других странах – Италии, Испании, Франции, Гонконге, Мексике и Тайланде.
«Вы могли прийти на рождественскую вечеринку и встретить там вице-президента из Испании или Греции, – рассказывал бывший сотрудник. – Все эти должности – это было просто безумие. И все эти люди получали зарплату».
Сотрудники вспоминают и о самих вечеринках – со стриптизершами и дорогим шампанским. «Heron Tower – не место для стартапа. Тем более для такого, который пока не приносит доход, – констатирует глава Emerging Payments Association (ассоциации, объединяющей компании, которые занимаются мобильными платежными системами) Тони Крэддок. – И вечеринки с шампанским всю ночь напролет – это тоже не для стартапа».
Сложности с управлением
Большой штат не сделал Powa более успешной. Частично это было обусловлено тем, что она пыталась продавать свои продукты – прежде всего, приложение для мобильных покупок PowaTag – еще до того, как их разработка была завершена. Процессом управлял отдел продаж. Менеджеры устанавливали сроки, которые не соблюдались, поставки задерживались, клиенты были недовольны. «Менеджеры по продажам были слишком озабочены тем, чтобы привлечь клиентов, и не считались с возможностями разработчиков», – говорит один из бывших сотрудников.
«В компании был сильный перекос в сторону продаж, – вторит другой. – У них (менеджеров) были эти дурацкие колокольчики, в которые они звонили, когда договаривались с клиентом. А всех прочих сотрудников считали людьми второго сорта».
Глава Powa Дэн Вагнер окружил себя людьми, которые во всем с ним соглашались. Сложности, с которыми сталкивалась компания, они предпочитали игнорировать.
Одной из наиболее странных фигур оказался бухгалтер Powa – некий Генри Аго. Прежде, по словам источников в компании, он занимался мойкой машин. «Этот парень мыл машину Вагнера, а тот спросил – чем ты хочешь заниматься в жизни, – рассказал бывший сотрудник Powa. – Парень ответил – ну, я хотел бы стать бухгалтером. Тогда Вагнер оплатил ему обучение, а потом взял на работу».
Видимость бизнеса
Установка Вагнера заключалась в том, что успех продаж на 9/10 зависит от «презентации». Однако по мере того как финансовые результаты компании ухудшались, оптимистичные заявления руководства компании все больше расходились с реальностью.
Так, после слияния с гонконгской MPayMe (та разрабатывала аналогичное приложение для мобильных платежей) Powa объявила, что теперь стоит более $2 млрд. Однако другие источники в тот период оценивали ее стоимость лишь в 243 млн фунтов (около $350 млн). «Когда я увидел эту цифру ($2,7 млрд), то подумал, что это просто безумие», – отмечал глава шведской компании Klarna (она таже связана с платежными системами) Себастьян Симятковски. Klarna в тот период стоила примерно $2,25 млрд, при этом ее оборот в 2014 году составил около $9 млрд, на ее долю пришлось около 30% онлайн-продаж в Швеции в 2014 году. Выручка Powa в том же году составила менее $2 млн.
Продвигая свой продукт – приложение для мобильных покупок PowaTag – компания утверждала, что договорилась о сотрудничестве с сотнями других компаний, включая Adidas, Reebok и Universal Music. К началу 2016 года число таких контрактов якобы достигло 1,2 тысячи. В действительности, абсолютное большинство из них оказались лишь соглашениями о намерениях (Deloitte в своем отчете позднее это подтвердила).
Менеджеры по продажам получали бонусы за такие соглашения. Со стороны клиентов, по словам одного из бывших сотрудников, их обычно подписывали не те люди, которые отвечали за реальные сделки. «Дэну было этого достаточно, чтобы объявить – вот смотрите, с кем мы подписали договор, – говорит он. – А клиенту было сложно объяснить, что в действительности сделки не было». «Они не были заинтересованы в том, чтобы вести бизнес, – соглашается другой. – Они лишь создавали впечатление того, что занимаются бизнесом».
Бывшие подчиненные Вагнера утверждают, что кредиторы согласились бы сохранить компанию, если бы он сложил полномочия. Сам он утверждает, что был «полностью заинтересован» в успехе своего предприятия, хотя и допускает, что некоторые из бывших сотрудников могут ему не поверить. Сейчас экс-глава Powa занимается новым проектом, также связанным с мобильными платежами. Объяснять Business Insider, почему провалилось его последнее предприятие, он отказался.