Допустим, у вас есть проект. Интернет-проект или еще какой-нибудь, это неважно. С другой стороны, у вас есть желание привлечь в этот проект партнера по финансированию, т.е. инвестора.
Мы не рассматриваем варианты, когда ваш проект уже работает и зарабатывает деньги, особенно если их достаточно, чтобы нанять профессионального fund raiser'а или финансиста. Ну, или нанять фирму Price Waterhouse Coopers для создания бизнес-плана и работы с инвестиционными структурами. Это все не для нас, т.к. денег у нас на подобного рода профессионалов нет и все придется делать самим.
Мне бы хотелось рассмотреть ошибки, через которые пришлось пройти и мне самому как "стартаперу", и которые я вижу сейчас в других "стартаперах" на беседах, посвященных их проектам.
Итак, вы стартапер, как принято теперь говорить, и вы не хотите растить свой стартап с нуля, а хотите взять быстрый старт и стать миллионером через пару лет. Ну что ж, это понятно и достойно уважения. Что в таком случае делает средний стартапер? Правильно, ищет людей с деньгами!
Всем известна формула трех F: Family, Friends, Fools. Если у вас такие есть, значит вам повезло, идите к ним и берите деньги, детальных объяснений у вас не потребуют, вы зажжете их своим оптимизмом.
Ну, а если таких нет или они уже закончились, значит, нужно идти туда, где официально выдают деньги на проекты: в фонды, банки или к другим профессиональным инвесторам. Итак, рассмотрим ваши ошибки, которые не стоит совершать, но которые вы обязательно совершите, если не прочитаете данный манускрипт.
1. Вы просите миллион. Как ни странно, миллион (или кратную сумму) просят 9 из 10 стартаперов. Возможно, они пытаются поразить размахом своего воображения, но это не катит, если сумма не обоснована до мельчайшего доллара. Это говорит о непродуманности сметы и о том, что сумма взята с потолка. Очко не в вашу пользу.
2. Вы пытаетесь произвести впечатление супермагната. Не надо! Вы должны быть тем, кто вы есть, это важнее всего. Вы все равно не будете выглядеть выше или равным тому инвестору, к которому вы пришли клянчить деньги, иначе зачем же вы к нему пришли? Не надевайте массивные золотые браслеты и часы, не нанимайте Мерседес S-klasse и не приглашайте девушек из эскорт-агентства, только если вы не пользуетесь этими вещами ежедневно. Наоборот, оденьте рваный свитер и джинсы, не мойтесь пару недель — сойдете за безумного изобретателя. Кроме того, если вашему созданному имиджу случайно поверят, то может выйти, что ваши личные потребности покажутся весьма высокими, это, по мнению инвестора, негативно скажется на бюджете проекта — и опять перевес не на вашей стороне.
3. Ошибка, которую не допустить очень и очень трудно: вы врете. Ведь так хочется приукрасить свои достоинства и достоинства рыночной обстановки, забыть сказать о каком-нибудь существенном недостатке, забыть про какой-нибудь весьма вероятный риск... Это очень опасно для ваших отношений! Инвестор на вашей стороне, он пытается докопаться до истины и он все равно докопается: ведь рискует он, а не вы. Инвестор — это ваш партнер, с которым вам предстоит прожить даже не один, может быть, год. Зарубите это себе на носу! Так стоит ли начинать эти отношения с вранья? Рано или поздно, ложь раскроется и вам придется несладко, поверьте... О нет, я не угрожаю, просто так всегда бывает
4. Нет никакой документации. Это страшная ошибка! Разговор можно тут же на завершать и если вас еще не выслали за дверь, знайте: вы имеете дело с черезвычайно деликатными людьми! Вы приходите на встречу с инвестором в полной уверенности, что сумеете произнести огненную речь и все падут наземь в культурном шоке, а затем будут умолять вас срочно взять их деньги. Такого не будет, вы должны иметь документацию, хотя бы самую начальную; хотя бы два листочка машинописного текста с описанием своей идеи. В любом фонде имеются клерки, которые просто обожают обсасывать в офисной тишине разные бумажки, вы даже представить себе не можете, насколько они любят это делать. И без этого просто никуда. Скажем так, это просто невежливо, неуважительно прходить на встречу без информации для детального изучения.
5. У вас нет маркетингового исследования. Вы изучили подробнейшим образом свою аудиторию и противников, с которым придется сразиться? Да? Покажите, где это подробно описано, сотрудники нашего фонда изучат ваши исследования и проведут свои. У вас нет исследований? В таком случае, вы не получите деньги, т.к. не знаете, с каким противником придется иметь дело и как вы будете зарабатывать. Имейте в виду, что исследования должны быть подтверждены достоверными источниками, такими как пресса и публично доступные исследования рынков.
6. Вы не знаете, как будете тратить деньги. Точнее, вы-то знаете, но детальной сметы у вас нет. На этом месте тоже можно закругляться. По крайней мере, на сегодня. У вас должна быть подробнейшая смета! Все-таки вы собираетесь тратить деньги, которые еще не заработали, поэтому будет лучше, если вы проявите к ним уважение. Предположим, вы получили деньги прямо сейчас. Что вы начнете делать? Побежите искать команду, субконтакторов, поставщиков? Скорее всего да, но это означает, что вы в данный момент не готовы к работе и на месте инвестора я бы не дал эти деньги, а вежливо отправил дорабатывать проектную документацию. Вы должны уже сейчас иметь все договоры, команду, план маркетинговой кампании, закупок и прочее. Да, и не забудьте налоги.
7. У вас нет подробнейшего бизнес-плана. Допустим, вы получите деньги и даже сумеете их потратить. Но как вы станете их отбивать? Как вы заставите свою аудиторию отдать вам немножко своих кровных? Почему они это будут делать? Почему они будут это делать с вами, а не с кем-нибудь другим? Понятно, что зачастую для стартапера главное — реализация идеи, и это совсем неплохо, это очень хорошо! Это то, что двигает наш мир вперед. Но раз уж вы решили иметь дело с инвестициями и хотите их получить, придется подумать над тем, как эти инвестиции вернутся вашему инвестору и в какие сроки. В конце концов, это интересует вашего инвестора даже больше, чем ваш проект. Представьте себе.
8. Вы должны иметь представление о маркетинге, а раз оно у вас есть, ваш проект обязательно должен обладать маркетинговыми преимуществами. Вы обязательно должны продемонстрировать и свои навыки и наличие преимуществ, ибо как бы ни была хороша ваша идея, без маркетинга она ничто. Не нужно штудировать всю районную библиотеку, достаточно прочитать небольшую, но емкую книгу Котлера "Маркетинг от А до Я".
9. У вас есть команда? Нет? Тогда разговаривать не о чем. Без команды вы ничего не сделаете. Не приходите на беседу, если у вас нет команды. Как минимум, сделайте так, чтобы инвестор был уверен в том, что команда у вас имеется.
10. Вы пытаетесь манипулировать собеседником. Это всегда заметно и выглядит очень грубо, поскольку так поступают очень многие. Не нужно кидаться фразами, что стоит вам только заикнуться немцам или американцам о том, что у вас есть, как они с руками оторвут вашу технологию. Не нужно говорить, что деньги у вас есть и у самих, но вы хотели бы привлечь опытного партнера. Ну и прочее в том же роде. Не имеет смысла об этом говорить. Все равно никто не поверит. Уважайте хотя бы сами себя, вы ведь не на овощном рынке. Инвестор, или его эксперт скорее всего получше вас знают расклад на рынке инноваций и инвестиций, поэтому если ваша речь и материалы неубедительны, то они тем более не произведут впечатления и на немцев с американцами.
11. Как только вы понимаете, что расклад не в вашу пользу и инвестор заскучал, даже и не думайте на него сердиться или пытаться его расшевелить какими-нибудь байками о том, какой вы крутой и с какими крутыми людьми вы знакомы. Это только раздражает. А если вы на него все же рассердитесь и напоследок скажете какие-нибудь колкости, знайте: эти двери для вас будут закрыты навсегда (скорее всего). Будьте терпеливы и вы найдете СВОЕГО партнера.
Ну, и напоследок, один совет. Заручитесь поддержкой уважаемых людей, чьи имена на слуху. Если вы покажете документы, в которых эти уважаемые люди восхищаются вашим гением, и даже готовы участвовать в ваших проектах, то это существенно продвинет вас вперед в переговорах. Поверьте на слово, такие люди не сидят без дела и одно только их намерение участвовать в проекте уже само по себе о чем-то говорит. Кроме того, согласитесь, ведь вы с помощью вашего проекта собираетесь стать такими же известными как и они, поэтому неплохо бы уже сейчас наладить с ними дружеские связи.