Пекин планирует ограничить экспорт технологий, используемых для добычи полезных ископаемых, имеющих решающее значение для роста мировой индустрии электромобилей (EV), на фоне обострения технологического соперничества с Вашингтоном в преддверии инаугурации избранного президента США Дональда Трампа в конце этого месяца.
Китай также хочет добавить технологию катодов для аккумуляторов в список контролируемого экспорта, согласно опубликованному в четверг уведомлению Министерства коммерции с просьбой высказать свои замечания, в дополнение к предлагаемым ограничениям на технологии, связанные с производством лития и галлия.
В случае одобрения новые дополнения составят будущий раунд экспортного контроля, введенного Китаем в отношении целого ряда важнейших материалов и технологий, необходимых для их производства, которые имеют решающее значение для производства полупроводников и батарей для электромобилей.
Отвечая на вопрос об этом предложении во время регулярной пресс-конференции в пятницу, представитель Министерства иностранных дел Мао Нин сказал: «Мы можем сказать вам, что Китай применяет справедливые, разумные и недискриминационные меры экспортного контроля».
План был обнародован через месяц после того, как Китай ввел полный запрет на продажу в США ряда материалов, имеющих решающее значение для производства полупроводников и других технологий, включая галлий, германий, сурьму и другие «сверхтвердые» материалы. Это было сделано в ответ на новые меры контроля за экспортом полупроводников американского производства, введенные уходящей администрацией Джо Байдена.
Последнее предложение может быть стратегией «вооружения ресурсами», чтобы получить козырь в преддверии второго срока Трампа, сказала CNN Лиз Ли, помощник директора Counterpoint Research.
По ее словам, если запрет или ограничение будут введены, «это может значительно усилить доминирование Китая в экосистеме аккумуляторов, особенно для укрепления его цепочки поставок аккумуляторов для EV». «В зависимости от уровня экспортного контроля, это может создать проблемы для западных производителей лития, которые хотят использовать китайские технологии для производства лития, который является одним из основных материалов для катодов батарей».
Китай доминирует в мировой промышленности по производству таких материалов, как галлий - мягкий металл, обычно используемый для производства соединений, на основе которых изготавливаются радиочастотные чипы для мобильных телефонов и спутниковой связи, и литий, который повсеместно используется в повседневной жизни, поскольку из него изготавливаются батареи для всего - от смартфонов и ноутбуков до автомобилей EV.
Адам Вебб, руководитель отдела сырья для аккумуляторов консалтинговой компании Benchmark Mineral Intelligence, заявил агентству Reuters, что предложение Китая поможет ему сохранить «70-процентную хватку» в мировой переработке лития.
«Предлагаемые меры - это шаг, направленный на сохранение этой высокой доли рынка и обеспечение химического производства лития для внутренних китайских цепочек поставок аккумуляторов», - сказал он.
В то время как iPhone нуждается лишь в небольшом количестве лития, средняя батарея EV требует около восьми килограммов (18 фунтов). Именно поэтому любое новое ограничение на технологию добычи лития может оказаться особенно важным в условиях роста мирового спроса на электромобили.
Международное энергетическое агентство утверждает, что к 2035 году мир сможет удовлетворить только 50 % спроса на литий.
В ближайшие 10 лет ожидается резкий рост мирового спроса на литий-ионные батареи, писала компания McKinsey в 2023 году, при этом количество необходимых гигаватт-часов вырастет с примерно 700 в 2022 году до примерно 4700 к 2030 году.
Ли сказал, что китайским политикам придется учитывать глобальные амбиции китайских производителей электромобилей и аккумуляторов, когда они будут принимать решение о каких-либо ограничениях, которые могут вызвать ответные меры со стороны Запада. Гигант электромобилей BYD производит собственные батареи и активно расширяется за рубежом, а на долю CATL, крупнейшего в мире производителя батарей, приходится 40% рынка батарей для электромобилей.
Кроме того, в четверг Министерство торговли впервые включило в список экспортного контроля 28 американских компаний и организаций, в том числе крупных оборонных подрядчиков Lockheed Martin и Raytheon Missiles & Defense.
Список экспортного контроля, регулирующий продажу технологий двойного назначения и составленный по образцу «Списка субъектов» Министерства торговли США, был введен в ноябре.
Оригинал
Уникальность