Импортная электроника ставит рекорды подорожания
Резкое повышение цен на импортную электронику, вызванное падением рубля, сильнее всего сказалось на продукции компании Apple. Айфоны, похоже, окончательно переходят в разряд элитных товаров. И хотя рубль начинает вновь укрепляться, удешевления стремительно подорожавших товаров ожидать не приходится.
Американская Apple пересчитала цены в рублях на приложения для смартфонов и планшетов в онлайн-супермаркете App Store из расчета почти 62 рубля за доллар (раньше – 33 рубля).
В понедельник официальный онлайн-магазин в России заработал, но смартфоны теперь стоят почти на 35% дороже. Так, iPhone 6 подорожал с 39,9 тыс. рублей до 53,9 тыс. рублей, цены на iPhone 6 Plus выросли до 61,9 тыс. рублей. Подобный уровень цен установится и во всей рознице в РФ, считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. В целом Apple подняла цены на всю линейку своей продукции в России.
Речь идет об изменении лишь рублевых цен, в долларах стоимость продукции Apple не изменилась, поэтому, например, американских покупателей удорожание никак не коснулось.
Это уже второе повышение цен от Apple в России (в прошлый раз, меньше месяца назад, цены выросли в среднем на 15–20%). Самый дешевый смартфон подорожал, например, на 8 тыс. рублей.
Стоит сказать, что российские ретейлеры начали повышать цены на продукцию Apple раньше самой компании, которая просто закрыла собственный онлайн-магазин в России сразу после резкого роста курса доллара. Однако компания «Связной», например, продажи не остановила, но стала продавать iPhone 6 на 5 тыс. рублей дороже. В «Евросети» поступили аналогично.
В реальности в долларах цена в России на айфоны стала выше, чем в США. Хотя еще месяц назад в долларовых ценах стоимость была почти одинаковой. Возьмем самый дешевый iPhone 6. Месяц назад в США он стоил 649 долларов без учета налога с продаж (в Нью-Йорке он равен 7%). В России тогда такой гаджет стоил лишь немного дороже – 690 долларов при курсе 46 рублей за доллар. Для сравнения: в Европе цена на смартфон была существенно выше в долларах, например 850 в Великобритании и 910 в Италии. Но уже после первого удорожания в России в конце ноября гаджет стал стоить 890 долларов. А вот в «черный вторник», 16 декабря, iPhone 6 подешевел сразу до 500 долларов.
Теперь Apple исправила такую «оплошность», пересчитав рублевые цены. Исходя из официального курса доллара на «завтра», установленного ЦБ (56,5 рубля), самый дешевый iPhone 6 теперь стоит 953 доллара (53 900 рублей).
Индекс айфона
Сервис Mobile Unlocked в прошлом году начал составлять индекс iPhone наподобие индекса бигмака, который служит для оценки паритета покупательской способности. Индекс айфона же позволяет оценить уровень благосостояния в разных странах.
В этом году индекс для шестого айфона еще не составляли. В прошлом году iPhone 5S Price Index показал, что в России цена гаджета составляла 5,22% подушевого ВВП. То есть этот гаджет довольно дорог для россиян, но он был более доступен, чем для индусов (22,5% подушевого ВВП). Для сравнения, в США цена пятого айфона составляла всего 1,36% подушевого ВВП страны. А лидером по доступности айфона стал Катар (0,95%), что означает высокий уровень благосостояния населения.
Учитывая нынешний рост цен на пятый iPhone, американский товар теперь окончательно уйдет в элитный сегмент. Для наглядности: в 2013 году ВВП на душу населения составил 14,1 тыс. долларов. Если взять падение курса рубля в два раза, то можно предположить, что подушевой ВВП в этом году в долларах составит 7 тыс. Новая цена на iPhone 6 – 953 доллара. Получается, что индекс айфона в этом году может быть уже 13,6% от ВВП на душу населения.
Конкуренты не дремлют
Конкуренты Apple действуют аналогично американской компании. Хотя есть приятные исключения. Так, компания Microsoft на прошлой неделе официально заявила, что до начала 2015 года любой желающий сможет купить смартфон Lumia в фирменном магазине N-store по старой цене.
«До Нового года не поднимаем цены на смартфоны, чтобы предпраздничный шопинг был действительно приятным», – сообщили представители компании Microsoft. Сейчас Microsoft Lumia 535 можно купить примерно за 7,5 тыс. рублей.
В то время как Apple решила окончательно превратить свой продукт в телефон для избранных, более бюджетный производитель решил на фоне всего происходящего повысить свои продажи. Такими темпами Microsoft может вполне потеснить Apple, забрав приличную долю на российском рынке.
А вот более прямой конкурент продукции Apple – Samsung – не удержался и последовал примеру американцев. Причем южнокорейская компания отреагировала на ситуацию в России куда быстрее своего соперника. Она повысила розничные цены на планшеты и телефоны линейки Galaxy сразу с 16 декабря, то есть в тот злополучный вторник, когда и произошел исторический момент с обвалом курса рубля до 80 и 100 за доллар и евро. Теперь продукция Sansung стоит почти столько же, сколько стоили еще недавно гаджеты от Apple.
Никаких сомнений в том, что следом подорожают все смартфоны и планшеты от любого производителя, нет. Некоторые эксперты рынка ждут роста цен в итоге на 30–50%.
«Рубль в ближайшие дни будет укрепляться»
Основная причина удорожания понятна – это колебания на валютных рынках и резкое ослабление рубля. Немаловажный фактор – бешеный спрос на гаджеты и бытовую технику. Ажиотаж продолжался всю неделю, но товаров на всех просто не хватило. За два дня полки магазинов с телевизорами и гаджетами в столице в прямом смысле опустели. Аналогичная ситуация и в регионах.
Новости о беспрецендентом росте цен от американцев идут на фоне стабильного укрепления рубля на валютном рынке. В понедельник доллар опускался ниже 58 рублей – до 57,47 рубля, а курс евро – до 68,43 рубля.
Курс рубля в настоящее время ведет себя «очень последовательно, нет каких-то резких колебаний», отметил на встрече с Дмитрием Медведевым первый вице-премьер Игорь Шувалов. «На рынке формируются ожидания, что рубль в ближайшие дни будет укрепляться», – говорит он.
Это на самом деле самый лучший сигнал сейчас для всех. Для государства «сейчас важно не укрепление рубля или, наоборот, его удешевление, а скорее стабилизация ситуации», говорит Шувалов. «Это важно и для Банка России, и для самих компаний-экспортеров. Сейчас для нас самое главное, когда мы организовали работу (с экспортерами), чтобы не наблюдали значительного укрепления рубля. Самое главное, чтобы ситуация была достаточно спокойная», – говорит Шувалов.
Эксперты рынка действительно настроены на то, что за оставшиеся до Нового года дни нового обвала курса рубля не будет. Однако это уже никак не вернет цены на продукцию Apple или другую технику обратно.
Взрыв волатильности на фондовом и денежном рынках на прошлой неделе заставляет всех игроков пересматривать свои риски, планы и цены на долгосрочную перспективу.
«Вряд ли оправданны надежды на то, что случившееся будет быстро забыто. Практика прошлых кризисов показывает, что за первым ударом по рынкам всегда следует сопоставимый по силе второй, и цены как минимум возвращаются к тем минимумам, которые были продемонстрированы на пике боли в прошлый вторник», – говорит Юрий Тимощенко из «УК «ВелесМенеджмент». В этом году второго удара до праздников, скорее всего, не будет, но «продолжение обвала мы увидим в январе – феврале наступающего года», не исключает эксперт.
«Опять же по опыту прошлых кризисов можно предположить, что окончательный разворот негативной динамики на фондовом рынке случится не раньше, чем через полгода или даже позже, поэтому надеяться на быстрое восстановление рынка наивно. Ситуация в сравнении с историческими аналогами усугубляется санкциями против РФ и положением дел в экономике, что в совокупности может отодвинуть момент перелома негативной тенденции еще дальше в будущее», – полагает Тимощенко.
Прогноз по ценам на электронику на 2015 год
«Дефицита электроники в 2015 году, думаю, ожидать не стоит, поскольку основные игроки этого рынка производство не сокращают и заявлений об этом не делали. Однако, скорее всего, цены на электронику в 2015 году могут подняться еще как минимум на 15% (от нынешних цен)», – считает президент фондовой компании «ИнвестПрофит» Константин Камбулов.
«По некоторым позициям в отдельных сегментах электронных товаров вполне возможен рост цен на 20% и выше, но если он и произойдет, то только в феврале – марте, когда уйдет с прилавков товар, закупленный ретейлерами ранее», – добавляет он.
Что касается мелкой бытовой техники, то, по его мнению, россияне все больше станут обращать внимание на отечественных производителей, которые предлагают более дешевые товары. «Эта тенденция станет очевидной уже в конце февраля – начале марта следующего года, и, к слову, она вполне ложится в рамки политики импортозамещения», – говорит Камбулов. А вот крупная и дорогая зарубежная техника – те же холодильники, стиральные машины, ноутбуки, смартфоны – скорее всего, перекочуют в разряд «элитных».
Если в 2015 году рубль снова начнет слабеть, то стоит ожидать очередного удорожания в сегменте электроники уже в марте, считает Камбулов. Он исходит из того, что ретейлеры все-таки будут какое-то время «сдерживать натиск» новых, растущих цен от поставщиков электронной продукции, не закладывая их в конечную стоимость товаров и беря тем самым эти риски на себя – из нежелания отпугнуть от прилавков покупателей.
Источник: www.vz.ru
Резкое повышение цен на импортную электронику, вызванное падением рубля, сильнее всего сказалось на продукции компании Apple. Айфоны, похоже, окончательно переходят в разряд элитных товаров. И хотя рубль начинает вновь укрепляться, удешевления стремительно подорожавших товаров ожидать не приходится.
Американская Apple пересчитала цены в рублях на приложения для смартфонов и планшетов в онлайн-супермаркете App Store из расчета почти 62 рубля за доллар (раньше – 33 рубля).
В понедельник официальный онлайн-магазин в России заработал, но смартфоны теперь стоят почти на 35% дороже. Так, iPhone 6 подорожал с 39,9 тыс. рублей до 53,9 тыс. рублей, цены на iPhone 6 Plus выросли до 61,9 тыс. рублей. Подобный уровень цен установится и во всей рознице в РФ, считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. В целом Apple подняла цены на всю линейку своей продукции в России.
Речь идет об изменении лишь рублевых цен, в долларах стоимость продукции Apple не изменилась, поэтому, например, американских покупателей удорожание никак не коснулось.
Это уже второе повышение цен от Apple в России (в прошлый раз, меньше месяца назад, цены выросли в среднем на 15–20%). Самый дешевый смартфон подорожал, например, на 8 тыс. рублей.
Стоит сказать, что российские ретейлеры начали повышать цены на продукцию Apple раньше самой компании, которая просто закрыла собственный онлайн-магазин в России сразу после резкого роста курса доллара. Однако компания «Связной», например, продажи не остановила, но стала продавать iPhone 6 на 5 тыс. рублей дороже. В «Евросети» поступили аналогично.
В реальности в долларах цена в России на айфоны стала выше, чем в США. Хотя еще месяц назад в долларовых ценах стоимость была почти одинаковой. Возьмем самый дешевый iPhone 6. Месяц назад в США он стоил 649 долларов без учета налога с продаж (в Нью-Йорке он равен 7%). В России тогда такой гаджет стоил лишь немного дороже – 690 долларов при курсе 46 рублей за доллар. Для сравнения: в Европе цена на смартфон была существенно выше в долларах, например 850 в Великобритании и 910 в Италии. Но уже после первого удорожания в России в конце ноября гаджет стал стоить 890 долларов. А вот в «черный вторник», 16 декабря, iPhone 6 подешевел сразу до 500 долларов.
Теперь Apple исправила такую «оплошность», пересчитав рублевые цены. Исходя из официального курса доллара на «завтра», установленного ЦБ (56,5 рубля), самый дешевый iPhone 6 теперь стоит 953 доллара (53 900 рублей).
Индекс айфона
Сервис Mobile Unlocked в прошлом году начал составлять индекс iPhone наподобие индекса бигмака, который служит для оценки паритета покупательской способности. Индекс айфона же позволяет оценить уровень благосостояния в разных странах.
В этом году индекс для шестого айфона еще не составляли. В прошлом году iPhone 5S Price Index показал, что в России цена гаджета составляла 5,22% подушевого ВВП. То есть этот гаджет довольно дорог для россиян, но он был более доступен, чем для индусов (22,5% подушевого ВВП). Для сравнения, в США цена пятого айфона составляла всего 1,36% подушевого ВВП страны. А лидером по доступности айфона стал Катар (0,95%), что означает высокий уровень благосостояния населения.
Учитывая нынешний рост цен на пятый iPhone, американский товар теперь окончательно уйдет в элитный сегмент. Для наглядности: в 2013 году ВВП на душу населения составил 14,1 тыс. долларов. Если взять падение курса рубля в два раза, то можно предположить, что подушевой ВВП в этом году в долларах составит 7 тыс. Новая цена на iPhone 6 – 953 доллара. Получается, что индекс айфона в этом году может быть уже 13,6% от ВВП на душу населения.
Конкуренты не дремлют
Конкуренты Apple действуют аналогично американской компании. Хотя есть приятные исключения. Так, компания Microsoft на прошлой неделе официально заявила, что до начала 2015 года любой желающий сможет купить смартфон Lumia в фирменном магазине N-store по старой цене.
«До Нового года не поднимаем цены на смартфоны, чтобы предпраздничный шопинг был действительно приятным», – сообщили представители компании Microsoft. Сейчас Microsoft Lumia 535 можно купить примерно за 7,5 тыс. рублей.
В то время как Apple решила окончательно превратить свой продукт в телефон для избранных, более бюджетный производитель решил на фоне всего происходящего повысить свои продажи. Такими темпами Microsoft может вполне потеснить Apple, забрав приличную долю на российском рынке.
А вот более прямой конкурент продукции Apple – Samsung – не удержался и последовал примеру американцев. Причем южнокорейская компания отреагировала на ситуацию в России куда быстрее своего соперника. Она повысила розничные цены на планшеты и телефоны линейки Galaxy сразу с 16 декабря, то есть в тот злополучный вторник, когда и произошел исторический момент с обвалом курса рубля до 80 и 100 за доллар и евро. Теперь продукция Sansung стоит почти столько же, сколько стоили еще недавно гаджеты от Apple.
Никаких сомнений в том, что следом подорожают все смартфоны и планшеты от любого производителя, нет. Некоторые эксперты рынка ждут роста цен в итоге на 30–50%.
«Рубль в ближайшие дни будет укрепляться»
Основная причина удорожания понятна – это колебания на валютных рынках и резкое ослабление рубля. Немаловажный фактор – бешеный спрос на гаджеты и бытовую технику. Ажиотаж продолжался всю неделю, но товаров на всех просто не хватило. За два дня полки магазинов с телевизорами и гаджетами в столице в прямом смысле опустели. Аналогичная ситуация и в регионах.
Новости о беспрецендентом росте цен от американцев идут на фоне стабильного укрепления рубля на валютном рынке. В понедельник доллар опускался ниже 58 рублей – до 57,47 рубля, а курс евро – до 68,43 рубля.
Курс рубля в настоящее время ведет себя «очень последовательно, нет каких-то резких колебаний», отметил на встрече с Дмитрием Медведевым первый вице-премьер Игорь Шувалов. «На рынке формируются ожидания, что рубль в ближайшие дни будет укрепляться», – говорит он.
Это на самом деле самый лучший сигнал сейчас для всех. Для государства «сейчас важно не укрепление рубля или, наоборот, его удешевление, а скорее стабилизация ситуации», говорит Шувалов. «Это важно и для Банка России, и для самих компаний-экспортеров. Сейчас для нас самое главное, когда мы организовали работу (с экспортерами), чтобы не наблюдали значительного укрепления рубля. Самое главное, чтобы ситуация была достаточно спокойная», – говорит Шувалов.
Эксперты рынка действительно настроены на то, что за оставшиеся до Нового года дни нового обвала курса рубля не будет. Однако это уже никак не вернет цены на продукцию Apple или другую технику обратно.
Взрыв волатильности на фондовом и денежном рынках на прошлой неделе заставляет всех игроков пересматривать свои риски, планы и цены на долгосрочную перспективу.
«Вряд ли оправданны надежды на то, что случившееся будет быстро забыто. Практика прошлых кризисов показывает, что за первым ударом по рынкам всегда следует сопоставимый по силе второй, и цены как минимум возвращаются к тем минимумам, которые были продемонстрированы на пике боли в прошлый вторник», – говорит Юрий Тимощенко из «УК «ВелесМенеджмент». В этом году второго удара до праздников, скорее всего, не будет, но «продолжение обвала мы увидим в январе – феврале наступающего года», не исключает эксперт.
«Опять же по опыту прошлых кризисов можно предположить, что окончательный разворот негативной динамики на фондовом рынке случится не раньше, чем через полгода или даже позже, поэтому надеяться на быстрое восстановление рынка наивно. Ситуация в сравнении с историческими аналогами усугубляется санкциями против РФ и положением дел в экономике, что в совокупности может отодвинуть момент перелома негативной тенденции еще дальше в будущее», – полагает Тимощенко.
Прогноз по ценам на электронику на 2015 год
«Дефицита электроники в 2015 году, думаю, ожидать не стоит, поскольку основные игроки этого рынка производство не сокращают и заявлений об этом не делали. Однако, скорее всего, цены на электронику в 2015 году могут подняться еще как минимум на 15% (от нынешних цен)», – считает президент фондовой компании «ИнвестПрофит» Константин Камбулов.
«По некоторым позициям в отдельных сегментах электронных товаров вполне возможен рост цен на 20% и выше, но если он и произойдет, то только в феврале – марте, когда уйдет с прилавков товар, закупленный ретейлерами ранее», – добавляет он.
Что касается мелкой бытовой техники, то, по его мнению, россияне все больше станут обращать внимание на отечественных производителей, которые предлагают более дешевые товары. «Эта тенденция станет очевидной уже в конце февраля – начале марта следующего года, и, к слову, она вполне ложится в рамки политики импортозамещения», – говорит Камбулов. А вот крупная и дорогая зарубежная техника – те же холодильники, стиральные машины, ноутбуки, смартфоны – скорее всего, перекочуют в разряд «элитных».
Если в 2015 году рубль снова начнет слабеть, то стоит ожидать очередного удорожания в сегменте электроники уже в марте, считает Камбулов. Он исходит из того, что ретейлеры все-таки будут какое-то время «сдерживать натиск» новых, растущих цен от поставщиков электронной продукции, не закладывая их в конечную стоимость товаров и беря тем самым эти риски на себя – из нежелания отпугнуть от прилавков покупателей.
Источник: www.vz.ru