За последнее столетие угольные электростанции нанесли немало вреда. От изменения климата до кислотных дождей, от «черных легких» до сердечных заболеваний - в общем, они оказались в проигрыше.
Но в буквальном пепле скрывается нечто вроде маленького спасителя климата.
«Пепел можно использовать для замены до 30% цемента», - рассказал TechCrunch Криш Мехта, соучредитель и генеральный директор PHNX Materials. Заменяя цемент в бетоне, летучая зола с угольных заводов может устранить значительную часть углеродного следа этого материала».
Компания PHNX Materials разработала способ очистки летучей золы от серы и углерода - примесей, которых бетонные компании предпочитают избегать. Удаляя эти соединения, PHNX подготавливает летучую золу, чтобы она была готова для бетонных компаний, и одновременно создает новый источник серы и алюминия, еще одного соединения, содержащегося в летучей золе.
Как стало известно TechCrunch, стартап недавно привлек $2,5 млн в рамках посевного раунда. Раунд возглавили Divergent Capital, KdT Ventures и Overture при участии Джейн Вудворд.
Пепел используется в бетоне уже тысячелетиями. Древние римляне использовали вулканическую золу, а в последнее столетие транспортные ведомства штатов перешли на использование летучей золы с угольных заводов. Например, Калтранс требует, чтобы в бетоне, используемом для его проектов, было не менее 25 % летучей золы.
Секрет летучей золы в том, что она помогает стабилизировать бетонную смесь, говорит Хорхе Осио-Норгаард, соучредитель и технический директор PHNX Materials.
В отсутствие золы определенная химическая реакция может превратить заполнитель - мелкие камни в бетоне - в гель, который может расшириться и расколоть бетон.
«Когда вы тратите миллиард долларов на шоссе или мост, вы хотите, чтобы он прослужил следующие 100 лет», - говорит Осио-Норгаард. «Летучая зола помогает достичь этой цели».
Закрытие угольных электростанций привело к сокращению количества золы, доступной для бетонных компаний. Раньше уголь давал 51% всей электроэнергии в США, сегодня - 15%.
Закрытие электростанций породило новую отрасль - сбор угольной золы. Компании прочесывают золоотвалы в поисках качественной летучей золы, выкапывают ее, подвергают легкой переработке и продают бетонным компаниям. Но не вся зола соответствует требованиям, говорит Мехта, и это привело к дефициту летучей золы, что вызвало резкий рост цен.
В результате бетонные компании сократили количество летучей золы в своих смесях примерно до 8%, сказал он. Они могли бы использовать до 30 %, но вместо этого компенсируют разницу за счет дополнительного цемента, который стоит почти в два раза дороже летучей золы за тонну.
Такая торговля не только ставит под угрозу долговечность бетона, но и увеличивает его углеродный след. Цемент выделяет CO2 в результате химической реакции, в результате которой он образуется, и ископаемого топлива, которое используется для выделения тепла для этой реакции. По данным Агентства по охране окружающей среды, одна тонна цемента, произведенного в США, выделяет около 0,8 тонны углекислого газа.
«Мы посчитали, что использование новых запасов золы - это наиболее масштабный и быстрый способ декарбонизации отрасли», - говорит Мехта.
В процессе PHNX летучая зола берется непосредственно со свалок и извлекается сера и алюминий. Компания также изучает возможности извлечения редкоземельных элементов. Затем она будет продавать золу производителям бетона, а серу, алюминий и другие соединения - соответствующим отраслям промышленности. Сера, например, может использоваться в удобрениях.
Решив проблему примесей, которыми засыпано большинство из 843 свалок летучей золы в США, и получив от этого потенциальную прибыль, PHNX считает, что сможет предложить бетонной промышленности вариант с более низким уровнем выбросов углекислого газа. «Мы посчитали, что открытие новых источников золы - это наиболее масштабный и быстрый способ декарбонизации отрасли», - говорит Мехта.
Оригинал
Уникальность