С 1 мая правительство изменило порядок определения лиц, которые имеют право на получение жилищных субсидий. Согласно новым правилам, примерно 15-20% тех, кто уже получает госпомощь на оплату коммунальных услуг, будут вынуждены снова обратиться в органы соцобеспечения за переоформлением льгот. Всем остальным субсидиантам перерасчет будет, как и прежде, проведен автоматически.
Как известно, с этого года началась монетизация субсидий на уровне поставщиков коммунальных услуг. Уже этой осенью, с начала нового отопительного сезона, правительство планирует закончить второй этап монетизации – уже на уровне конечных потребителей.
Поскольку субсидии будут выдавать «живыми» деньгами, их получатели могут оставлять себе сэкономленные в результате бережного потребления средства. Тем самым монетизация станет дополнительным стимулом для повышения энергоэффективности домохозяйств. Однако правительство не в состоянии финансировать постоянно растущие расходы на субсидии.
«В 2017 году 9,1 млн домохозяйств Украины обратились за получением субсидий, а на практике были назначены субсидии на 500 тыс. больше. По сути, 2/3 населения Украины подало заявки на получение субсидий и протянули руки государству. Хотя в 90-тых годах этот показатель составлял менее 20%», – рассказал директор аналитико-исследовательского центра «Институт города», эксперт в вопросах ЖКХ Александр Сергиенко.
Впрочем, согласно официальным данным Госстата, в марте этого года субсидии на оплату коммунальных услуг получали 6,6 млн домохозяйств в Украине, что составляет 44% от общего их количества в стране.
Что, впрочем, не отменяет факта увеличения бюджетных субсидий. Напомним, в 2018 году расходы по данной статье запланированы на уровне 71 млрд грн.
При этом люди продолжают копить долги за коммуналку, что, по словам эксперта, лишний раз доказывает, что население не способно платить по таким высоким тарифам. Прежде всего, за газ и отопление.
Вот власти и пытаются любыми путями сократить количество субсидиантов под предлогом выявления тех, кто действительно нуждается в помощи.
Кого сократят
Первыми под нож попадут владельцы машин не старше пяти лет, кроме авто, предоставленных органами соцзащиты. Как сообщил директор Департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталий Музыченко, до недавнего времени такая покупка не была критерием для назначения или отмены субсидии. Теперь это будет поводом для отказа в предоставлении субсидии, о чем субсидианту сообщат письменно. Но такой подход, по мнению экспертов, нарушит принципы социальной справедливости.
«Нужно учитывать конкретную ситуацию по каждому домохозяйству. Например, есть очень дешевые новые машины китайского производства и говорить, что это предмет роскоши нельзя», – рассказал UBR.ua аналитик ОО «Публичный аудит» Тарас Галайда.
По словам Александра Сергиенко, может случиться так, что семья потеряла кормильца, но в ней есть относительно новый автомобиль. В таком случае она не получит льготу и не сможет избавиться от «дорогого» актива, чтобы претендовать на субсидии, так как подпадет под другой критерий – получение дохода свыше 50 тыс. грн.
Точно так же лишатся льгот семьи, проживающие в квартирах площадью свыше 120 кв.м. или домах площадью больше 200 кв.м (кроме детских домов семейного типа и приемных семей).
«Обычный дом размером 7 на 10 метров с подвалом и мансардным этажом уже подпадает под критерии «роскоши». Кроме того, при назначении субсидий и так используется норма жилплощади на одного человека в 19 кв.м. плюс 20 кв. метров на семью. Так что это ограничение не имеет смысла», – считает Александр Сергиенко.
В Минсоцполитики говорят, что тем самым пресекают попытки прописать одиноких пенсионеров в недвижимости премиум-класса. Такой пенсионер обращается в специальную комиссию при органах местной власти, чтобы ему назначили субсидию на все сверхнормативные метры.
По данным чиновников, участились случаи сдачи в аренду квартир с дополнительным «бонусом» – оформленной субсидией. В результате, семья живет в другом месте, а с этой квартиры получает дополнительный доход.
Поэтому в декларации, прилагаемой к заявлению о назначении субсидии, надо указывать доходы от аренды в графе «другие доходы». Если при этом суммарный доход семьи не дотянет до граничного, субсидию-таки назначат. Вот только неясно, как зафиксировать факт аренды, если она не оформлена официально.
Вероятно, этим займутся социальные инспекторы, которые обязаны контролировать материально-бытовые условия семьи.
В этом смысле будет несколько легче переселенцам, которые по новым правилам смогут оформить субсидию без договора аренды жилья, а только лишь на основании заявления и декларации с указанием состава семьи. Инспекторы проведут обследование материально-бытовых условий, составят акт, а уж он станет основанием для назначения субсидии.
По новым порядкам стало проще и жителями объединенных территориальных общин. Их органы управления (по аналогии с практикой обращений в сельские и поселковые советы) смогут собирать от граждан документы для оформления субсидии и передавать их местным подразделениям соцзащиты.
При этом надо помнить, что в субсидии могут отказать, если в семье есть лица, которые могут работать, но нигде официально не числятся и не зарегистрированы как безработные.
Теперь, чтобы претендовать на субсидию, надо либо встать на учет в центре занятости, либо официально трудоустроиться. В противном случае органы соцзащиты будут считать, что такие лица получают теневые, то есть незадекларированные, доходы (за границей или в Украине) и начислять им автоматически три условных прожиточных минимума – 5286 грн.
По материалам УБР
Как известно, с этого года началась монетизация субсидий на уровне поставщиков коммунальных услуг. Уже этой осенью, с начала нового отопительного сезона, правительство планирует закончить второй этап монетизации – уже на уровне конечных потребителей.
Поскольку субсидии будут выдавать «живыми» деньгами, их получатели могут оставлять себе сэкономленные в результате бережного потребления средства. Тем самым монетизация станет дополнительным стимулом для повышения энергоэффективности домохозяйств. Однако правительство не в состоянии финансировать постоянно растущие расходы на субсидии.
«В 2017 году 9,1 млн домохозяйств Украины обратились за получением субсидий, а на практике были назначены субсидии на 500 тыс. больше. По сути, 2/3 населения Украины подало заявки на получение субсидий и протянули руки государству. Хотя в 90-тых годах этот показатель составлял менее 20%», – рассказал директор аналитико-исследовательского центра «Институт города», эксперт в вопросах ЖКХ Александр Сергиенко.
Впрочем, согласно официальным данным Госстата, в марте этого года субсидии на оплату коммунальных услуг получали 6,6 млн домохозяйств в Украине, что составляет 44% от общего их количества в стране.
Что, впрочем, не отменяет факта увеличения бюджетных субсидий. Напомним, в 2018 году расходы по данной статье запланированы на уровне 71 млрд грн.
При этом люди продолжают копить долги за коммуналку, что, по словам эксперта, лишний раз доказывает, что население не способно платить по таким высоким тарифам. Прежде всего, за газ и отопление.
Вот власти и пытаются любыми путями сократить количество субсидиантов под предлогом выявления тех, кто действительно нуждается в помощи.
Кого сократят
Первыми под нож попадут владельцы машин не старше пяти лет, кроме авто, предоставленных органами соцзащиты. Как сообщил директор Департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталий Музыченко, до недавнего времени такая покупка не была критерием для назначения или отмены субсидии. Теперь это будет поводом для отказа в предоставлении субсидии, о чем субсидианту сообщат письменно. Но такой подход, по мнению экспертов, нарушит принципы социальной справедливости.
«Нужно учитывать конкретную ситуацию по каждому домохозяйству. Например, есть очень дешевые новые машины китайского производства и говорить, что это предмет роскоши нельзя», – рассказал UBR.ua аналитик ОО «Публичный аудит» Тарас Галайда.
По словам Александра Сергиенко, может случиться так, что семья потеряла кормильца, но в ней есть относительно новый автомобиль. В таком случае она не получит льготу и не сможет избавиться от «дорогого» актива, чтобы претендовать на субсидии, так как подпадет под другой критерий – получение дохода свыше 50 тыс. грн.
Точно так же лишатся льгот семьи, проживающие в квартирах площадью свыше 120 кв.м. или домах площадью больше 200 кв.м (кроме детских домов семейного типа и приемных семей).
«Обычный дом размером 7 на 10 метров с подвалом и мансардным этажом уже подпадает под критерии «роскоши». Кроме того, при назначении субсидий и так используется норма жилплощади на одного человека в 19 кв.м. плюс 20 кв. метров на семью. Так что это ограничение не имеет смысла», – считает Александр Сергиенко.
В Минсоцполитики говорят, что тем самым пресекают попытки прописать одиноких пенсионеров в недвижимости премиум-класса. Такой пенсионер обращается в специальную комиссию при органах местной власти, чтобы ему назначили субсидию на все сверхнормативные метры.
По данным чиновников, участились случаи сдачи в аренду квартир с дополнительным «бонусом» – оформленной субсидией. В результате, семья живет в другом месте, а с этой квартиры получает дополнительный доход.
Поэтому в декларации, прилагаемой к заявлению о назначении субсидии, надо указывать доходы от аренды в графе «другие доходы». Если при этом суммарный доход семьи не дотянет до граничного, субсидию-таки назначат. Вот только неясно, как зафиксировать факт аренды, если она не оформлена официально.
Вероятно, этим займутся социальные инспекторы, которые обязаны контролировать материально-бытовые условия семьи.
В этом смысле будет несколько легче переселенцам, которые по новым правилам смогут оформить субсидию без договора аренды жилья, а только лишь на основании заявления и декларации с указанием состава семьи. Инспекторы проведут обследование материально-бытовых условий, составят акт, а уж он станет основанием для назначения субсидии.
По новым порядкам стало проще и жителями объединенных территориальных общин. Их органы управления (по аналогии с практикой обращений в сельские и поселковые советы) смогут собирать от граждан документы для оформления субсидии и передавать их местным подразделениям соцзащиты.
При этом надо помнить, что в субсидии могут отказать, если в семье есть лица, которые могут работать, но нигде официально не числятся и не зарегистрированы как безработные.
Теперь, чтобы претендовать на субсидию, надо либо встать на учет в центре занятости, либо официально трудоустроиться. В противном случае органы соцзащиты будут считать, что такие лица получают теневые, то есть незадекларированные, доходы (за границей или в Украине) и начислять им автоматически три условных прожиточных минимума – 5286 грн.
По материалам УБР