ROMANOFF81
Любитель
Investing.com – Когда Сбербанк запустил совместное предприятие (СП) по интернет-шопингу «Беру» с «Яндексом» на $1 млрд, президент финансовой организации Герман Греф назвал его «российским Amazon». Но менее чем через год отношения между партнерами испортились, и теперь Сбербанк инвестирует в основного конкурента «Яндекса» – Mail.ru Group. Из-за чего произошел «развод» госбанка и IT-компании, разбиралась газета The Financial Times (FT).
Провал попытки Сбербанка
Сбербанк и «Яндекс» закрыли сделку по созданию СП на базе «Яндекс.Маркета» в апреле 2018 года. В октябре предприятие «Беру» было запущено. Сейчас на нем можно найти детские товары, бытовую технику и электронику, товары для дома и дачи, продукты питания, косметику, а также заказать доставку лекарств.
Однако в это же время связь между Сбербанком и «Яндексом» начала ухудшаться. Как пишет FT, это произошло после того, как интернет-компания «отразила попытку» госбанка стать ее крупным акционером. Три связанных с «Яндексом» источника рассказали газете, что после провала переговоров Греф не участвовал в заседаниях совета директоров «Яндекса».
>> Акции «Яндекса» подешевели на 3%
Банк, по данным «Ведомостей» и The Bell, вел переговоры о покупке доли в 30% с основным владельцем компании Аркадием Воложем. Он впоследствии заявил, что «планирует и дальше возглавлять «Яндекс» и не намерен продавать свою долю в компании». Сбербанк, в свою очередь, опровергал сам факт переговоров.
Сбербанк с 2009 года владеет «золотой акцией» «Яндекса», которая дает право блокировать сделки с крупными пакетами акций компании. Греф входит в совет директоров «Яндекса» с 2014 года.
Как кошка с собакой
Неудавшаяся попытка купить акции «Яндекса» обернулась для Сбербанка серьезным спором с IT-компанией. По словам источников FT, он разгорелся вокруг управления СП и его целей. «Основная проблема со Сбербанком заключается в том, что он не знает, как сотрудничать на равноправной, взаимовыгодной основе. Банк всегда старается тянуть одеяло на себя», – говорит один из собеседников газеты.
Разногласия, как уточняют источники, вызывает даже вопрос о том, на какие показатели результативности нужно обращать внимание. «Ситуацию не смягчить. Они дерутся как кошка с собакой», – добавляет один из них.
>> FT: Сбербанк и "Яндекс" обсуждали покупку доли "за чашкой чая"
Конфликт настолько серьезен, что Сбербанк и «Яндекс» даже обсуждали возможность изменить структуру капитала СП. Это решение может предоставить одной из сторон, вероятнее всего – «Яндексу», четкий контроль над предприятием. Пока, по утверждению источников, переговоры об этом находятся на ранней стадии.
«Развод» Сбербанка и «Яндекса»
О том, что отношения между двумя компаниями «складываются непросто», писало в начале июля издание The Bell со ссылкой на пять источников. Два источника сказали, что у компаний есть свое видение «развода». Один из них указал, что «Яндекс» и Сбербанк уже предложили друг другу варианты. Собеседники The Bell назвали разные причины, по которым отношения сторон не сложились: невыполнение площадкой ключевых показателей, попытка банка получить больший контроль над деятельностью и над платежами, отсутствие в маркетплейсе сильного лидера.
О недовольстве Сбербанка по поводу отсутствия лидера пишет и FT. Cвязанный с госбанком источником говорит, что Сбербанк не в восторге от решения Воложа изменить структуру руководства «Яндекса» и тем, что он проводит много времени вне России. «Аркадий по сути живет в Израиле и не управляет "Яндексом" на каждодневной основе. Непонятно, кто и за что несет ответственность», – указывает собеседник издания.
>> Маркетплейс «Яндекса» и Сбербанка отправился за продуктами за рубеж
Тем временем по итогам второго квартала выручка группы компаний «Яндекс.Маркет», которая развивает одноименную площадку для сравнения цен, а также маркетплейсы «Беру!» и Bringly, составила 3,9 млрд руб., что выше показателей аналогичного периода 2018 года на 169%. Детальные данные по этим сервисам компания не раскрывает, отмечает РБК. «Яндекс.Маркет» лишь указала, что ежемесячная аудитория «Беру!» достигает 9 млн человек, а оборот площадки превышает 1 млрд руб., количество товарных позиций составляет 230 тыс. наименований.
Зачем Сбербанку СП с Mail.Ru
25 июля Investing.com писал, что Сбербанк и Mail.Ru создадут СП, объединяющее сервисы такси и доставки еды. Mail.Ru Group внесет в СП доли в сервисе доставки еды Delivery Club (100%) и сервисе такси «Ситимобил» (22,69%), а также связанные с ними миноритарные инвестиции и опционы в другие компании этих индустрий и деньги – 7,7 млрд руб. Сбербанк вложит в СП долю в компании Foodplex (35%) и деньги – около 38 млрд руб.
С созданием СП с Mail.Ru Сбербанк получит долю в третьей компании «большой тройки» рунета. У него уже есть 46,5% акций холдинга Rambler Group Александра Мамута и СП с «Яндексом».
По словам Грефа, сделка с Mail.Ru – важный шаг в построении экосистемы финансовой организации. «Мы выходим на крупнейшие и наиболее динамичные рынки страны [транспорта и еды], чтобы предложить нашим клиентам качественно новую модель потребления услуг и создать ведущего игрока доставки "последней мили" в России», – заявил глава Сбербанка.
ИСТОЧНИК