Более 25 лет назад «Матрица» вошла в историю как один из самых революционных киберпанк-фильмов и положила начало культовой франшизе, хотя её продолжения часто подвергаются критике. Возможно, первая часть получилась слишком хорошей, установив планку слишком высоко. Созданная и снятая культовыми сёстрами Вачовски, «Матрица» и её сиквелы исследуют темы судьбы и свободы воли, когда герой Киану Ривза, Нео, осознаёт, что всю свою жизнь был узником симуляции, и отправляется в путь, чтобы стать «Избранным».
После относительно камерного приключения, сосредоточенного на одном экипаже мятежников — во главе с Морфеусом (Лоренс Фишберн) и Тринити (Кэрри-Энн Мосс), — «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» расширили вселенную, показав более широкую картину конфликта. Учитывая популярность и открытый финал первой части, появление трилогии было неизбежным, но при этом многие зрители не отдают должное продолжениям за развитие истории и визуального стиля. Однако очевидно, что без сиквелов «Матрица» не стала бы тем, чем является сегодня — и, скорее, в лучшую сторону.
«Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» вовсе не плохие фильмы
Первые два сиквела достойно продолжают мир, созданный оригиналом«Перезагрузку» и «Революцию» часто ругают, но на самом деле они логично развивают сюжет первой части. Финал «Матрицы» показывает, как Нео раскрывает свою силу как Избранный, что создаёт ожидания, что он свергнет машины. Сиквелы расширяют мир, впервые представляя на экране Зион. Одна из частых претензий — излишне сложные, пустые диалоги, но если философия и мироустройство первой части уже достаточно многослойны, то дальнейшее усложнение сюжета было, возможно, неизбежным.
Разумеется, «Перезагрузка» и «Революция» сохранили многие элементы, сделавшие оригинальную «Матрицу» хитом.
Тема контроля и предначертанности становится ещё острее, когда Нео начинает видеть видения смерти Тринити. Любовная линия, начатая в первой части, в сиквелах обретает глубину, так как очевидно, что Нео и Тринити провели больше времени вместе. Абсолютная вера Морфеуса в Нео становится вопросом выживания, ведь другие лидеры человечества не готовы слепо доверять пророчеству.
Также сиквелы предлагают всё те же впечатляющие боевые сцены, фирменный зелёный техно-антураж и незабываемого агента Смита в исполнении Хьюго Уивинга, чья харизма превращает его в культового злодея. Его выход из-под контроля был предсказуемым — слишком уж у него сильная личность, чтобы оставаться всего лишь стандартным агентом Матрицы.
«Матрица» слишком хороша, и на её фоне сиквелы кажутся хуже
Во всём, что касается «Матрицы», нет ни одной ошибкиНо дело в том, что сама «Матрица» с самого начала задала слишком высокий стандарт. Её сценарий, наполненный напряжёнными философскими диалогами, её мрачная атмосфера и медленно раскрывающаяся тайна киберпанкового мира были выполнены безупречно. В отличие от продолжений, сюжет первой части остаётся относительно простым: путь героя, который узнаёт ужасную правду, осваивает свои способности и становится Избранным, чтобы уничтожить Матрицу.
Оригинальный фильм сломал устоявшиеся представления об экшен-кинематографе, подарив зрителям моменты вроде «Bullet Time», «Dodge this» и перестрелки в лобби, которые невозможно превзойти.
Морфеус с его культовой речью о выборе перед Нео, загадочные слова Оракула (Глории Фостер), которые только ещё больше запутывают и героя, и зрителей, — всё это придаёт фильму особую глубину. Хотя Зион тогда ещё не был показан, ставка на выживание человечества чувствуется через личные истории, такие как предательство Сайфера (Джо Пантолиано) и попытка спасти Морфеуса. «Матрица» даёт своим персонажам силу бороться с системой, показывая, насколько важно мыслить нестандартно.
«Перезагрузка» и «Революция» сильно отличаются от «Матрицы» (и это нормально)
Продолжения выбрали более масштабные сюжеты и усложнили правила игрыС введением множества новых персонажей и локаций сиквелы стали значительно отличаться от первого фильма. Например, Ниоба (Джада Пинкетт-Смит) — отличное пополнение команды, но образы программ, обладающих личностью, вызвали смешанную реакцию. Персонажи вроде Меровингена (Ламбер Вильсон), Персефоны (Моника Беллуччи) и Серафа (Коллин Чоу) добавили Матрице черты, выходящие за рамки простого антагониста для повстанцев.
Это также приводит к неожиданному решению — переговорам с машинами, что в контексте первой части казалось невозможным. Грань между реальным миром и Матрицей размывается, что видно как в новых способностях Нео, так и в том, что агент Смит начинает вселяться в живых людей. И хотя первый фильм намекал на стандартный путь героя, финал «Революции» превращает трилогию в настоящую трагедию — ради спасения Зиона Нео и Тринити погибают.
Некоторые из лучших сцен франшизы появились благодаря сиквелам
Без продолжений не было бы сцены на шоссе и финальной битвыРазумеется, у сиквелов есть и спорные моменты: странная рейв-вечеринка в Зионе, требование Персефоны поцеловать Нео, неудачная CGI-анимация «драки сотни Смитов». Однако нельзя отрицать, что именно благодаря этим фильмам появились одни из лучших сцен во всей франшизе.
Самый очевидный пример — легендарная погоня по шоссе. Также невозможно не отметить напряжённое воссоединение Нео и Смита, которое портит только чрезмерное увлечение компьютерной графикой.
Личная война между Нео и Смитом выходит на новый уровень, когда Нео осознаёт, что его враг теперь может действовать за пределами Матрицы. Их финальная битва настолько эпична, насколько можно было ожидать, с идеально подобранными последними репликами о природе реальности и свободы выбора.
Трилогия завершается ещё одной мощной сценой — беседой Оракула (персонаж теперь играет Мэри Элис) и девочки по имени Сати (Танвир К. Атвал), в которой звучит надежда на более мирное будущее. Этот финальный момент не был бы возможен без продолжений, которые, несмотря на критику, обогатили вселенную «Матрицы» и её философию.
Источник
Уникальность