В ответ на стремительный рост генеративного искусственного интеллекта медиаиндустрия пытается избежать повторения неприятного опыта сотрудничества с онлайн-гигантами, такими как Google и Facebook. В этот раз они действуют быстрее, чтобы сберечь контроль над своим контентом. Об этом пишет Financial Times.
Недавно ряд соглашений и судебных тяжб показал, что медиакомпании начали действовать на опережение. На этой неделе стартап Perplexity, использующий генеративный искусственный интеллект для улучшения результатов поиска, объявил о соглашениях по распределению доходов с такими издателями, как Automattic (владелец Medium), Der Spiegel и Time.
Компания OpenAI также заключила соглашения с разными медиакомпаниями. Однако вместе со своим партнером Microsoft она сталкивается с наибольшим юридическим вызовом со стороны издателей новостей, в частности с иском о нарушении авторских прав от The New York Times.
Многие издатели давно жалуются, что такие сервисы, как Google News, отбирают у них аудиторию, в то же время обеспечивая значительный трафик. Суды предоставили поисковым системам юридическую защиту, а что касается финансовых выгод, то медиакомпании смогли получить их по законодательным инициативам, таким как законы в Австралии и Канаде, заставляющие крупные интернет-компании платить за использование контента.
Переход к сотрудничеству с компаниями, работающими с искусственным интеллектом, может помочь медиа установить новую экономическую модель. К примеру, Perplexity согласилась предоставлять долю доходов от рекламы издателям за внедрение их контента. Хотя эта модель пока не приносит значительных доходов, она создает основу для будущих сделок.
Главный вопрос состоит в том, сколько рычагов влияния имеют медиакомпании. Как и в случае с интернетом, искусственный интеллект демонстрирует коммерческий характер многих онлайн-материалов. Использование их для обучения большим языковым моделям (LLM) может не принести значительных доходов. Однако актуальность и свежесть данных, которые могут обеспечить издатели, остаются важными.
Неизвестно, как именно будут работать новые сервисы: будут ли они предоставлять только фрагменты, как Google News, покажут ли используемые источники и сколько трафика они будут генерировать для сайтов издателей. Все эти вопросы остаются открытыми, и для медиаиндустрии важно влиять на их решение.
по материалам
уникальность