Появление интернет-банкинга во всем мире обусловлено быстрым темпом развития мобильных технологий и значительным их распространением. Поэтому появилась возможность удобно осуществлять самые популярные платежи в любое время и в любом месте, только необходимо мобильное устройство с доступом к Интернету.
Мобильный банкинг представляет собой систему, которая обеспечивает получение информации и управление финансами на банковском счете. Первые системы мобильного банкинга возникли еще в 1999 году, когда европейские банки предоставили возможность своим клиентам пользоваться данной услугой с помощью SMS.
Первая реализация мобильного банкинга, то есть SMS-банкинг и первые разработки программ на Java не претерпели значительного спроса среди пользователей. Только более поздние разработки, которые были гораздо удобнее, с помощью развитого интерфейса и интуитивно понятных операций, начали набирать большое количество пользователей.
Что касается операций, осуществляемых через интернет-банкинг, то преобладающее количество составляют услуги мобильной связи, оплаты коммунальных услуг, переводы между счетами клиента, обмен валют и переводы в системе электронного обращения денег.
Виды
SMS-банкинг представляет собой управление средствами на банковском счете, через отправку сообщений на соответствующий номер. Сами же сообщения строятся по определенному шаблону, составленном банком. Данный вид можно по современным меркам назвать довольно примитивным, но все преимущества раскрываются при отсутствии доступа к сети Интернет или при его высокой стоимости (во время пребывания в роуминге).
Java-приложение - это написанное на языке программирования приложение, которое устанавливается на мобильном устройстве. Возникло благодаря развитию мобильных телефонов и установлении в них операционных систем. На основе этого повысилась их комфортность и приложения стали более удобными и понятными в использовании.
Разработаны приложения практически для всех операционных систем, таких как Windows Mobile/Windows Phone, Android, Symbian и iOS.
Банки, которые не предоставляют услуги отдельных приложений для интернет-банкинга, предлагают возможность воспользоваться мобильной версией сайта банка. Однако такой сервис к мобильному банкингу не относят.
Возможности
Основная возможность всей области мобильного банка делится на две категории - проведение платежей или получения/передачи информации.
Об услугах платежей, сюда относятся переводы средств в пределах одного банка в разных валютах (соответственно и конвертация), погашение кредитных задолженностей, оплата услуг пользования стационарными и мобильными телефонами, оплата услуги предоставления доступа к интернету, расчет по квитанциям ЖКХ.
Получение информации или ее передача, базируется на услугах информирования о совершенных операциях с карточками, контроль остатка на счете, отчет об остатке задолженности по кредитованию, ознакомление с актуальным курсом валют и т.д. и т.п.
Каждый из видов мобильного банкинга имеет свое определенные возможности. К примеру, система с поддержкой Java предоставляет возможность осуществления платежей по шаблонам, просмотр выписок по счетам и списка последних операций, полная поддержка по кредиту (получение информации и погашения задолженности).
Приложения, разработанные для операционных систем iOS и Android имеют очень похожий функционал. Они включают в себя уже упомянутые переводы между картами одного банка, перевод средств на счет другого банка. Дополнительно здесь можно получить информацию о ближайших банкоматах, отделениях, терминалах, о графике их работы и услугах, что там предоставляются. Для подключения к системе нужно стать клиентом банка и получить само приложение (процедуры получения зависят от политики информационной безопасности банка). Приложения периодически обновляются и предлагают новые услуги.
Возможные угрозы при пользовании мобильным банкингом
Украинский антивирусная лаборатория Zillya сообщает, что за последние годы количество пользователей смартфонов в Украине увеличилась более чем в три раза. Владельцы «умных» устройств активно пользуются мобильным банкингом - сервисом обеспечения управления банковскими счетами с помощью персональных мобильных платформ.
Настроив рассылку SMS-сообщений в Internet-banking, владелец смартфона получает услугу передачи коротких сообщений длиной 140 байт для обмена информацией с банком. Технология SMS предоставляет полный и оперативный контроль состояния клиентского счета.
Современный SMS-банкинг предоставляет широкий спектр возможностей, в том числе возможные осуществления денежных переводов в другую страну (например, с помощью PrivatMoney или Western Union).
Информирование SMS помогает выявить осуществления мошеннических транзакций. При необходимости, следует заблокировать проведение операций по карте. Существенный недостаток этой услуги - данные карты поступают к операторам сотовой связи. Как следствие - банки не могут гарантировать конфиденциальность этих операций. Банковским клиентам нужно помнить об использовании злоумышленниками методов социальной инженерии с помощью SMS. Защититься от психологической ловушки почти невозможно, но нужно соблюдать дополнительные меры безопасности, в частности не реагировать на провокационные сообщения с эмоциональной окраской и с побуждением к определенным действиям, которые могут привести к потере средств или конфиденциальной информации.
Учитывая рейтинг Forbes жизнеспособности украинских банков по состоянию на 2016 год, более половины первых десяти банков используют общепринятые платформы дистанционного банковского обслуживания. Среди них Java-приложения для смартфонов с операционными системами iOS и Android на платформе iBank 2 UA используют: ПроКредитБанк, Райффайзен Банк Аваль, УкрСиббанк; на платформе iFOBS: Кредобанк, UniCredit Bаnk, ОТП Банк. Банковская часть предусматривает наличие такого программного обеспечения, как показано на примере системы iBank 2 UA.
Владельцы смартфонов с установленными Java-приложениями имеют возможность осуществлять проверку баланса по всем банковским продуктам, делать денежные переводы, в том числе в разной валюте, пополнять баланс мобильного телефона, осуществлять платежи по созданным шаблонам, оплачивать услуги Интернет-провайдеров и получать информацию о состоянии банковского счета.
Некоторые банки (например, ПриватБанк) предлагают услугу бесплатных телефонных звонков, с помощью которых можно осуществить любые платежи и приобрести билет. После оплаты билета на смартфон приходит SMS и письмо на e-mail с QR-кодом билета.
Использование такого смартфон-приложения как сканер QR-кодов опасен. Кибермошенники создают QR-коды со ссылкой на фишинговые сайты или прямой ссылкой на загрузку вредоносных приложений. Для защиты от QR-фишинга стоит использовать такой сканер QR-кодов, дает возможность предварительного просмотра ссылок; отказаться от сканирования кодов без описания; регулярно обновлять смартфон-приложения; установить антивирус на мобильном устройстве и пользоваться только проверенными Web-ресурсами. Стоит отметить, что опасно пользоваться нелегально импортированными в страну смартфонами, поскольку довольно часто устройства попадают на рынок уже зараженными банковскими «троянами».
Современный мобильный банкинг предоставляет широкий спектр возможностей и удобен в использовании, но, с появлением новых технологий возникают новые угрозы, частично избежать которых можно с помощью описанных в работе способов. Частично - поскольку главной проблемой в использовании информационных технологий является фактор, обусловленный психологией человека, избежать которого почти невозможно.
Перспективы развития
Банки рассматривают развитие своего мобильного банкинга, как некие инвестиции в будущее. Это объясняется тем, что нужно успевать за развитием информационных технологий и предлагать пользователям всегда актуальные услуги.
С другой стороны, услугами мобильного банкинга пользуются в основном клиенты, которые осуществляют небольшие операции. Таким образом срок окупаемости производства системы мобильного банкинга является достаточно большим. Крупные компании не полагаются на услуги мобильного банкинга. Ни один директор не захочет заменить систему клиент-банк в бухгалтерии на установку приложения на мобильный телефон главного бухгалтера.
Будущее мобильного банкинга, во многом зависит от развития отрасли мобильных телефонов и планшетов. Сейчас ярко выражена тенденция их осложнения и расширения функционала. Прогнозируется осуществления оплаты массовых платежей, таких как услуги транспорта, через бесконтактные чипы. В отчете Google указывается, что каждый день в мире активируется более 550 тысяч устройств под управлением операционной системы Android.
Интересным сотрудничеством может быть договоренность между банками и мобильными операторами. Операторы располагают миллионами абонентов с остатками средств на счете и одновременно отсутствием банковских карт и счетов в банке.
Уже разработаны программы, которые предоставляют возможность с помощью камеры мобильного устройства отсканировать направленное пользователю уведомление на уплату налога и автоматически сформировать платеж по нужным реквизитам, после чего пользователь только проверяет реквизиты и указывает сумму. Также своей очереди ожидают разработки с голосовым управлением владельца мобильного.
Как Вы расцениваете роль и перспективы мобильного банкинга в целом?
------------------------
Автор: kobilnyk
Авторские права на статью принадлежат MMGP.COM
Последнее редактирование модератором: