Какие ноу-хау пытаются продвигать девелоперы
Несмотря на падение спроса на недвижимость, девелоперы и архитектурно-инжиниринговые компании не отказываются от продвижения новых подходов и технологий. Чем руководствуются инноваторы рынка — стремлением к высокотехнологичности или экономии?
Опрос представителей строительной отрасли показал: отечественные девелоперы даже в условиях кризиса готовы внедрять новые идеи при возведении объектов недвижимости. Кому-то эти новшества позволяют заложить новый тренд, привлечь внимание покупателей недвижимости, кому-то — снизить себестоимость строительства.
Деревянные высотки
Некоторые идеи находят поддержку в высших эшелонах власти. Например, в правительстве всерьез озаботились тем, что, несмотря на обилие лесного ресурса, в нашей стране строится очень мало деревянных домов. Так же считают в строительной компании GoodWood, которая сегодня продвигает инициативу строительства жилых высоток и коммерческих зданий из дерева.
Компания первой в стране возводит полностью деревянное шестиэтажное здание, в котором даже несущие конструкции из дерева. Строение высотой почти 20 метров официально признано самым высоким деревянным бизнес-центром и внесено в Книгу рекордов России.
говорит управляющий партнер компании GoodWood Александр Дубовенко.«Согласно оценкам экспертов, современные конструкции из клееной древесины — практически идеальная основа для многоэтажек: они не только экологичнее железобетона, но и долговечнее, поскольку не подвержены коррозии», —
Дерево — не самый дорогой материал, дешевле кирпича. Использование деревянного бруса значительно сокращает и время строительства: в отличие от бетона, брус, обработанный по специальной технологии еще на этапе производства, не нуждается в дополнительном времени для того, чтобы набрать прочность.
В правительстве признали развитие деревянного домостроения перспективным. Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение разработать дорожную карту — список конкретных мер по стимулированию спроса на деревянные дома. Документ будет принят в декабре 2016 года и вступит в силу в 2017-м. С принятием программы господдержки отечественного деревянного домостроения девелоперы получат возможность строить из дерева массовое жилье и высотные коммерческие объекты, считает Дубровенко.
Пока рынок деревянного домостроения сосредоточен в основном на малоэтажных индивидуальных домах. Но сделан серьезный шаг вперед. В частности, развенчан миф о низкой огнестойкости материалов из дерева. В июне были проведены испытания, которые показали: необработанная специальными огнеупорными составами балка выдерживает воздействие огнем дольше, чем металлоконструкции. Результаты тестов переданы в межведомственную рабочую группу и уже послужили основанием для внесения изменений в нормы проектирования деревянных зданий высотой более трех этажей.
Модульные гостиницы
Как известно, развитие туристической отрасли сдерживает отсутствие качественной инфраструктуры. Архитектурно-инжиниринговая компания «Стройпроект» предложила свое решение — собирать здание из готовых модулей, которые производятся на заводе под ключ (с отделкой, проложенными коммуникациями, даже встроенной мебелью и сантехникой) и доставляются прямо на стройплощадку.
Каждый модуль габаритами с грузовой контейнер может быть как самостоятельным элементом, например, гостиничным номером, так и частью большего пространства — ресторана, конференц-зала и так далее. С помощью готовых элементов возводятся здания высотой до 30 этажей. Время, необходимое на сборку, в разы меньше, чем при капитальном строительстве, кроме того, модульные здания гораздо дешевле, говорят в компании.
сообщил главный архитектор «Стройпроекта» Александр Златкин. Подходят модули и для строений, строго регламентированных нормами и правилами: детских садов, школ, больниц и поликлиник. Как пояснили в компании, сама по себе концепция не нова, модульные постройки есть в США и Европе, но в России они еще в новинку.«Быстровозводимые гостиницы — лишь один из множества вариантов применения этого продукта. Он также годится для домов, как индивидуальных, так и многоквартирных», —
Покажите мне квартиру до ее строительства
Этой осенью на рынке активно заявили о себе новые игроки визуализации и дизайна с технологиями дополненной реальности в девелопменте. Нет, речь не о покемонах. С помощью специальных очков потенциальному покупателю предлагается увидеть будущую квартиру. Находясь в офисе продаж, он может гулять по предлагаемой жилплощади, двигать и менять мебель, разглядывать стены и смотреть в окно, хотя сам проект еще находится на стадии котлована. Записанную 3D-экскурсию клиент уносит с собой — чтобы обсудить предлагаемый интерьер с семьей или дизайнером и внести изменения.
говорит основатель интернет-магазина 3D-дизайна интерьеров Rerooms Юрий Гольдберг. Само предложение формируется следующим образом: девелопер, риелтор или застройщик предоставляет сервису планировки помещений, поставщик размещает каталог мебели, товаров для кухни, ванной. Затем дизайнеры создают готовые дизайн-проекты квартир со всеми коммуникациями, разводкой электричества, воды и канализации. Наконец, в специальной программе создается 3D-визуализация объекта: согласно профессиональным дизайн-проектам, все квартиры — внутри и снаружи.«Рекламные буклеты и 2D-изображения планировки и интерьера уступили место полноценной виртуальной прогулке по будущей квартире», —
Такой сервис, конечно же, рассчитан на покупателей элитного жилья. По словам разработчиков, данную технологию уже используют для продаж некоторые отечественные девелоперы. В дорогих домах внедряются и другие ультрасовременные технологии. Так, в строящихся в столице клубных домах Chekhov и Nabokov предусмотрена инновационная система дополнительной очистки воздуха от запахов, аллергенов, пыли, сажи, микроскопических частиц, инфекций, вредных веществ и токсинов. В результате жители получат возможность дышать в центре мегаполиса морским и горным воздухом.
В ущерб себе
В целом, все инновации в многоэтажном жилом домостроении класса выше эконом сводятся к внедрению «зеленых стандартов» — девелоперы устанавливают стеклопакеты с низким коэффициентом теплопередачи, современные утеплители, энергосберегающие лампы и датчики движения.
говорит исполнительный директор компании ФЦСР Павел Телушкин.«Однако это дорогое удовольствие, и такие проекты менее рентабельны, чем традиционный девелопмент», —
Например, в петербургском лофт-квартале Docklands использовали технологии строительства так называемых «пассивных домов», сокращающих энергопотребление и затраты на отопление.
говорит Екатерина Запорожченко, генеральный директор ГК Docklands Development.«Себестоимость строительства увеличивается примерно на 3-5 процентов, и у нас прямого выигрыша от этих мероприятий нет. Но мы еще и управляющая компания, и нам важно создать более качественную среду для жителей», —
В столичном ЖК «Новый Зеленоград» устанавливается двухфазная фильтрация воды: это позволит пить воду из-под крана без дополнительных фильтров.
признается гендиректор компании Ikon Development Евгения Акимова.«Для девелопера применение экотехнологий пока является больше рекламным ходом, ведь стоимость энергоэффективного оборудования выше стандартного, что означает повышенные расходы. Поэтому конкретно в нашем проекте мы больше сделали упор на инновационность, а не экономичность», —
Но таких проектов немного. По словам президента Ассоциаций компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН) Никиты Чулочникова, в многоэтажном строительстве проникновение новых технологий и материалов происходит медленнее. Причины — инертность строительного комплекса, использующего устаревшие технологии и материалы, а также падение платежеспособности массового покупателя.
резюмирует эксперт.«Я не говорю, что в отечественной строительной отрасли инновации применяются повсеместно, а внедряются быстро — это далеко не так», — соглашается партнер девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский. По его словам, меньше всего в инновациях заинтересованы производители панельного жилья, для которых изменение технологии формовки панели или изменения цвета фасада — уже шаг вперед. «Во многом мы остаемся во власти прошлого или вынуждены к нему возвращаться в том числе из-за того, что главный инвестор застройщиков — покупатель, а выбирает он сейчас в основном рублем», —