Когда генеральный директор Bluesky Джей Грабер вышла на сцену SXSW 2025, чтобы выступить с основным докладом, на ней была большая черная футболка, а волосы были убраны в пучок. На первый взгляд может показаться, что она действует по той же схеме, что и многие женщины, занимающие руководящие должности в сфере технологий: принижает свою женственность, чтобы ее воспринимали всерьез.
На самом деле все гораздо интереснее. То, что может выглядеть как обычная черная футболка, - это тонкий, но явный выпад в сторону Марка Цукерберга, генерального директора, который олицетворяет собой все то, против чего пытается работать Bluesky как социальная сеть с открытым исходным кодом.
Основатель и генеральный директор Meta напрямую сравнивал себя с римским императором Юлием Цезарем. На его собственной футболке написано «Aut Zuck aut nihil», что является игрой на латинской фразе «Aut Caesar aut nihil»: «Либо Цезарь, либо ничего».
На футболке Грабера, которая прямо копирует стиль футболки, которую Цукерберг недавно надел на сцену, написано «Mundus sine caesaribus». Или «Мир без Цезарей».
Благодаря дизайну Bluesky, Грабер определенно вкладывает деньги туда, где находится ее рот (или рубашка). Будучи децентрализованной социальной сетью, построенной на базе открытого исходного кода, Bluesky отличается от старых платформ вроде Facebook тем, что у пользователей есть прямое, прозрачное окно в то, как создается платформа.
«Если бы миллиардер пришел и купил Bluesky, или захватил ее, или если бы я завтра решил изменить что-то так, как людям действительно не нравится, то они могли бы сделать форк и перейти к другому приложению», - объяснил Грабер на SXSW. «В сети уже есть приложения, которые дают вам другой способ просмотра сети, или вы можете создать новое приложение. И эта открытость гарантирует, что всегда есть возможность перейти к новой альтернативе».
Тем временем Meta оттолкнула пользователей, изменив их восприятие своих платформ, и Bluesky извлекли из этого прямую выгоду. После того как Meta выпустила такие спорные обновления, как обучение искусственного интеллекта на публичных сообщениях пользователей и удаление сторонних программ проверки фактов, Bluesky пережила всплеск роста пользователей.
Тем не менее, Bluesky предстоит пройти долгий путь, если она хочет свергнуть Римскую империю Meta. В то время как платформа Graber приближается к 33 миллионам пользователей, Meta имеет 3,35 миллиарда ежедневных активных пользователей по всем своим продуктам: Instagram, WhatsApp и Facebook. Для Meta это около 40% населения планеты.
Но для начинающей социальной сети Bluesky создала достаточный культурный след, чтобы остаться здесь. Рим не был построен - и не был уничтожен - за один день.
Оригинал
Уникальность