Как Банк России «вписал» криптовалюты и ЦФА в трехлетний план развития финансового рынка РФ
Банк России в меморандуме на 2022–2024 годы описал основные направления развития финансового рынка РФ. В нем регулятор вернулся к трактовке криптовалют как «современных денежных суррогатов».
С 2013 года Банк России стал мегарегулятором. Он одновременно выполняет функции центрального банка (регулятора денежно-кредитной политики и расчетного центра), а также регулятора финансового рынка (надзорные функции и регулирование всех секторов финансового рынка).
19 ноября 2021 года Совет директоров Банка России одобрил проект «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024» (далее – ОНРФР).
В ОНРФР регулятор раскрыл цели и принципы, которыми будет руководствоваться ЦБ в направлении развития финансового рынка РФ на ближайшие три года. Документ содержит положения об улучшении инвестиционного и делового климата, преодоления структурных проблем в экономике, а также стратегию Банка России в отношении участия частных и институциональных инвесторов на рынке ЦФА.
Доступ неквалифицированных инвесторов к финансовым инструментам
Регулятор считает, что большинство частных инвесторов не осознают последствий приобретения сложных финансовых инструментов и связанные с ними риски, где инвестирование требует специальной квалификации внимания и времени. Для доступа неквалифицированных инвесторов к рынку сложных финансовых активов с октября 2021 года на законодательном уровне закреплена обязательная процедура тестирования у обслуживающего брокера.
Возможные последствия:
Не прошедшему тестирование неквалифицированному инвестору дано право на приобретение одного финансового инструмента или лота на сумму не превышающую ₽100 тысяч. Неквалифицированный инвестор обязан пройти тестирование у каждого брокера, с которым заключает договор. При проведении тестирования физлицу могут быть заданы дополнительные вопросы, определенные внутренними документами тестирующей организации.
К тестированию неквалифицированных инвесторов допускаются брокеры и форекс-дилеры, лицензированные регулятором. За регулятором остается право корректировать содержание тестов, процедуру тестирования, а также номинальное количество проводящих тестирование профессиональных участников финансового рынка.
Успешное прохождение тестирования расширяет возможности, но не означает, что неквалифицированному инвестору будет автоматически предоставлен доступ ко всему спектру финансовых инструментов. За регулятором остается право редактировать перечень финансовых инструментов, с которыми может работать неквалифицированный инвестор. Например, запретить инвестирование в ценные бумаги и производные финансовые инструменты, номинированные в криптовалютах.
Переход к низкоуглеродной экономике Банк России подтвердил готовность поддержать финансирование и разработку правовых условий для перехода к низкоуглеродной экономике. Планируется сформировать пул активов, либо вносящих вклад либо не противоречащих «зеленому» развитию финансового рынка Российской Федерации. В перспективе запланировано создание национальной системы торговли углеродными единицами. В основе лежит идея снижения углеродного следа или даже углеродной нейтральности производства. С учетом экологических требований будут разрабатываться стандарты для верификации и идентификации финансовых инструментов.
Возможные последствия:
Регулятор получит законодательную возможность для ограничения выхода на российский финансовый рынок компаний и цифровых активов, «добываемых» на основе ресурсоемких технологий Proof-of-Work (PoW).
Фискальные органы получат основание для взимания «углеродного» налога с российских майнинговых компаний.
Блокировка нелегальной деятельности на финансовом рынке Оценивая последствия биржевой активности с 2019 года, регулятор делает вывод, что рост числа неквалифицированных инвесторов вызвал увеличение предложений со стороны сомнительных инвестиционных компаний, в большинстве нелегальных. Банком России, совместно с МВД, Минфином и Росфинмониторингом, разработана система раннего выявления и предупреждения финансовых нарушений, а с 1 июня 2021 года на официальном сайте ЦБ регулярно публикуется «Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке».
Создание платформы Банка России «Знай своего клиента»
С целью снижения операционных расходов финансовых организаций при проведении антиотмывочных процедур, запланировано внесение изменений в законодательство РФ по созданию платформы «Знай своего клиента».
Регулятор планирует собирать и предоставлять кредитным организациям информацию об уровне риска клиентов и их контрагентов. Кроме того, все кредитные организации смогут использовать ресурсы регулятора для информационного обмена с ФССП России, в том числе по вопросам розыска счетов, наложения ареста и взыскания.
Нарушения законодательства в области оборота ЦФА и УЦП: сомнительные операции, сокрытие средств, легализация преступных доходов и прочие финансовые нарушения, будут аккумулироваться в ЦБ и доводиться до сведения кредитных и фискальных учреждений.Дистанционная идентификация с использованием ЕБС и Цифрового профиля В 2018 году Банк России запустил Единую биометрическую систему (ЕБС), которая позволяет с использованием биометрических технологий идентифицировать граждан для оказания им финансовых услуг. С 2020 года начался эксперимент по созданию Цифрового профиля граждан, позволяющий в режиме онлайн представлять достоверные и юридически значимые сведения о себе в финансовые организации для получения дистанционных услуг.
Банк России планирует внедрить инфраструктуру Цифрового профиля как единого средства по обмену данными, необходимыми для предоставления финансовых продуктов и услуг, обеспечить регулирование и перечень сведений и организаций, использующих Цифровой профиль гражданина. Следующим этапом регулятор планирует создание правовых основ для запуска Цифрового профиля юридического лица и предоставления данных из него.
Возможные последствия:
Оказание финансовых услуг инвесторам с использованием Цифрового профиля предоставит регулятору исчерпывающую информацию о характере оказываемых услуг, участниках финансовой операции, месте, времени и сумме сделки, а также по каналам внутренней связи сведения об операции могут быть переданы в фискальные органы.
Введение регулирования открытых интерфейсов API
В среднесрочной перспективе Банк России планирует разработать подходы к регулированию открытых интерфейсов (API) при оказании финансовых услуг. Совместно с участниками финансового рынка будет принято решение о перечне рекомендательных или обязательных открытых API для внедрения на финансовом рынке.
Регулирование открытых API будет направлено на обеспечение доступа поставщиков финансовых услуг и сервисов к данным, которые имеются у финансовых организаций, и стандартизацию процесса обмена информации между ними. Результатом станут единые правила присоединения к доверительной среде открытых API, с учетом вводимого Банком России регулирования.
Возможные последствия:
Регулятор, контролирующие и фискальные органы получат по API полный доступ к операциям участников финансового рынка в реальном времени или за любой доступный период.
Обработка данных полученных по API, позволит регулятору и фискальным органам в автоматическом режиме актуализировать налогооблагаемую базу участников финансового рынка.
Представляется техническая возможность для проведения оперативно-розыскных мероприятий и текущего мониторинга подозрительных операций.
Налогообложение операций с ЦФА и ответственность за незаконный оборот ЦФА Банк России будет содействовать принятию на законодательном уровне порядка налогообложения операций с утилитарными цифровыми правами (УЦП) и цифровыми финансовыми активами (ЦФА) и введению ответственности за незаконный оборот ЦФА.
Возможные последствия, в соответствии с первой редакцией законопроекта №1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ»:
Для физлиц ставка налога составит 13% от прибыли и 15% с дохода от операций свыше 5 млн рублей в год. Юридические лица уплачивают налог по ставке 20%, при этом уменьшение налогооблагаемой базы на сумму амортизационных отчислений не предусматривается.
Непредставление в налоговый орган информации о владении цифровой валютой, отчетов об операциях или предоставление искаженных данных — штраф в размере 10% от наибольшей из двух сумм — либо от суммы покупки, либо от суммы продажи.
Непредставление в установленный срок в налоговый орган информации о владении цифровой валютой, отчетов об операциях и остатках – штраф ₽50 000.
Неуплата или неполная уплата налога — штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога.
Запуск цифрового рубля и ограничения для «денежных суррогатов» Банк России констатирует усиление рисков распространения «современных денежных суррогатов», к которым относит публичные криптовалюты и стейблкоины. Отсутствие глобального регулирования и меры, принимаемые отдельными странами, недостаточны ввиду трансграничной и экстерриториальной природы «современных денежных суррогатов».
Противодействие экспансии «иностранных денежных суррогатов» на финансовом рынке России приведет к созданию платформы цифрового рубля. Это ключевой инновационный проект Банка России. В рамках Концепции цифрового рубля планируется создание прототипа платформы и ее тестирование с привлечением участников финансового рынка. Цифровой рубль станет третьей формой денег, эмитируемой Банком России, и его обязательством.
Возможные последствия:
Владение и торговля иностранными цифровыми активами (криптовалютами) законодательно не запрещены. При этом проект «Цифровой рубль» носит для Банка России стратегический характер. Поэтому в среднесрочной перспективе регулятор продолжит последовательную политику «мягкого» вытеснения иностранных цифровых активов. Например, за счет выпуска рекомендаций и введения ограничительных мер в отношении операций с публичными криптоактивами на уровне участников рынка.
Мониторинг трансграничных операций и ограничение валютизации сбережений Банк России признает рост объема вложений физических лиц в иностранные ценные бумаги как потенциальный источник системных рисков. По мнению регулятора, валютизация сбережений граждан ведет к увеличению оттока капитала и усилению зависимости финансовой системы России от иностранных рынков.
Планируется отслеживать потенциальные системные риски, связанные с вложениями резидентов РФ в частные цифровые активы через российские и иностранные финансовые организации.
Возможные последствия:
Законодательно владение иностранными цифровым активами не запрещено. Однако инвестиции частных и институциональных инвесторов в иностранные криптоактивы регулятором приветствоваться не будет. В среднесрочной перспективе возможно введение ограничительных мер на уровне профессиональных участников финансового рынка.
Направленный в Государственную Думу проект основных направлений развития российского финансового рынка вызывает опасения, что единственными законными цифровыми активами в России будут рассматриваться только цифровой рубль и производные инструменты, номинированные в национальной цифровой валюте. Возможно, к ним добавятся государственные цифровые валюты других стран. Однако публичные или корпоративные цифровые активы, выпускаемые в других странах и валютах, будут сталкиваться в явными или косвенными ограничениями.
Источник:
Bits.media