«За» и «против»
Отчет PwC стал результатом очередного исследования общественного мнения, оценившего влияние Биткойна на компании, работающие в сфере развлечений, массовой информации и связи (EMC). Он основывается на изучении 3 – 4 миллионов упоминаний о Биткойне в Интернете в 2013 году, а также на онлайн-опросе потребителей, проведенном самой компанией.
Отчет начинается с описания рисков и преимуществ для компаний и потребителей. В качестве преимуществ для компаний отмечаются низкие комиссии за транзакции, возможность ежедневного вывода средств, отсутствие возвратов платежей и доступность инструментов для торговцев; потребители также выигрывают от низких комиссий и псевдоанонимности. Согласно документу, потребители также могут извлекать выгоду из колебаний курса и того факта, что финансовые учреждения не контролируют цифровые валюты.
Перечень рисков для компаний несколько длиннее: волатильность означает, что они должны использовать динамические цены; безопасность сети также вызывает вопросы. Кроме того, в некоторых странах биткойн не является законным платежным средством, его не обеспечивает какая-либо централизованная структура, а обработка платежей может проходить достаточно медленно.
Потребители вынуждены преодолевать сложности, связанные с покупкой биткойнов, их обналичиванием и использованием цифровых кошельков. Из-за невозможности возврата платежей потребители рискуют больше продавцов в случае возникновения спорных ситуаций.
Бесплатная реклама для новых брэндов
Отчет утверждает, что Биткойн стал настоящим феноменом для СМИ. Компания обнаружила 3,4 миллиона упоминаний об этой валюте в Интернете в 2013 году, что эквивалентно количеству упоминаний обо всех брэндах General Motors, вместе взятых. В 2013 году Биткойн был темой 11 200 сюжетов традиционных СМИ; только в ноябре он обсуждался более чем в 14 100 онлайн-статьях. В отчете говорится следующее:
«Биткойн – это не только брэнд: это цифровая экосистема, чья децентрализованная архитектура делает ее идеальной для предпринимательства. История показывает, что появление таких новшеств приводит к большим переменам. Систему уже можно считать укоренившейся, поскольку биткойны принимают к оплате более 1000 офлайн-предприятий и более 20 000 интернет-магазинов».
В отчете отмечается, что компании, первыми признающие биткойн, получают рекламные и маркетинговые преимущества. Сообщения о новаторах в сфере Биткойна могут получить множество благоприятных отзывов в прессе и социальных сетях.
«В 2014 году компания Zynga, предлагающая социальные игры, добавила биткойн в свои самые популярные игры и получила тысячи отзывов в СМИ», — отмечается в отчете PwC.
Продажи через Интернет, и «обычные» продажи
В отчете описывается несколько популярных способов использования Биткойна, которые хотя и не новы, но предоставляют отличные возможности для монетизации. Благодаря крайне низким комиссиям Биткойн является очень интересной альтернативой существующим цифровым платежным системам. В отличие от громоздких платежных систем, Биткойн можно эффективно использовать в качестве платформы для микротранзакций; компания PwC видит в этом большой потенциал.
Криптовалюту можно использовать для монетизации всех видов контента, от публикаций в блогах до фильмов с многомиллионным бюджетом. PwC отмечает, что настал самый подходящий момент для монетизации контента при помощи Биткойна, в дополнение к традиционному распространению, которое также может оплачиваться биткойнами:
«Биткойн позволяет кинопроизводителям, музыкантам, художникам, писателям и другим создателям контента продавать свои работы напрямую своим почитателям во всем мире, в обход сложных проблем, связанных с национальными валютами, платежными системами, экспортом и платформами для распространения. Благодаря отсутствию возврата платежей Биткойн делает глобальные прямые продажи более привлекательными, так как исключает мошеннические схемы, которые применяются злоумышленниками при оплате кредитными картами».
Системы платного доступа к информации названы в отчете «одним из очевидных вариантов» для применения биткойна. С помощью микротранзакций можно разработать сложные системы, которые позволят пользователям покупать контент, не оплачивая дорогостоящие подписки.
«Комиссии за транзакции затрудняют продажу товаров, которые стоят меньше $1. Биткойн позволяет получать копеечные суммы и продавать дешевый контент по выбору покупателя, а не оформлять дневные или месячные подписки», — отмечается в отчете.
Организованный контент является быстрорастущим направлением и движущей силой для многих популярных мобильных приложений. Биткойн-транзакции могут вывести его на новый уровень, позволяя создателям контента монетизировать свою работу практически на любой платформе.
Загрузки, компьютерные и азартные игры
В качестве интересной ниши для применения Биткойна также рассматриваются платные загрузки. Цифровое распространение уже вытесняет обычные розничные продажи. Видеоигры, музыка и видео давно продаются через Интернет, а некоторые небольшие компании, предлагающие видеоигры, уже экспериментируют с биткойн-платежами.
Другой интересной возможностью может стать использование микроплатежей в биткойнах для покупок в приложениях. Этот способ оплаты можно довольно легко встроить в существующие игры, а новые игры можно разрабатывать с учетом всех возможностей биткойна.
Биткойн позволяет без труда покупать виртуальные товары в RPG-играх или фишки в играх типа покера, а также обналичивать их. Конечно, в качестве примера приводится компания Zynga, которая может увеличить свою прибыль за счет уменьшения расходов на транзакции для покупок в приложениях.
Азартные игры – это еще одна отрасль, которая может внедрить биткойн в ближайшем будущем. PwC отмечает, что начинающие онлайн-казино уже принимают биткойны; этот рынок оценивается в 4 – 6 миллиардов долларов.
Помимо дешевых микротранзакций Биткойн обладает и другими качествами, которые могут заинтересовать онлайн-казино. Например, он предлагает высокий уровень конфиденциальности пользователей и существенно уменьшает риск кражи, так как не требует отправлять данные кредитных карт на подозрительные сайты азартных игр.
Операторы телекоммуникационных или виртуальных мобильных сетей также могут получить выгоду от использования Биткойна, предложив пользователям простой способ оплаты своих услуг. Кроме того, они могут создавать платежные системы на основе собственных сетей, как это уже делается в Африке.
Источник: CoinDesk